Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В, судей
Ивановой Ю.В, Носковой Н.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1767/21 по апелляционной жалобе Г.М.И. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 апреля 2021 года по административному иску Г.М.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного истца Г.М.И. - адвоката М.В.А. (по ордеру), возражения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - С.Н.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Г.М.И. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), в котором просила признать незаконным решение Управления от "дата" об отказе в регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права истец просила суд возложить на Управление Росреестра по Санкт-Петербургу обязанность осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанный земельный участок.
В обоснование административного иска Г.М.И. ссылалась на то обстоятельство, что является собственником квартиры N... в многоквартирном жилом доме "адрес", возле которого, в 2010 году был сформирован земельный участок N.., в связи с чем, N... обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок, однако решением государственного регистратора от "дата" осуществление регистрационных действий было приостановлено, а затем "дата" другим решением в предоставлении государственной услуги регистрации права собственности отказано, со ссылкой на неисполнение указания, содержащегося в уведомлении о приостановлении регистрационных действий.
По мнению Г.М.И, обжалуемое решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от "дата" незаконно, поскольку в силу положений статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, у истца, как собственника помещения в многоквартирном доме, возникло право общей долевой собственности на данный земельный участок с момента проведения государственного кадастрового учета.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания 16 марта 2021 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (л.д. 81).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 13 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска Г.М.И. отказано.
В апелляционной жалобе Г.М.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Административный истец Г.М.И. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу "дата", Г.М.И. является собственником квартиры N... в жилом доме "адрес" (л.д. 23).
В соответствии с данными, внесёнными в ЕГРН, указанная квартира расположена на первом этаже дома с кадастровым номером N...
В отношении объекта с кадастровым номером N... в ЕГРН указана следующая информация: вид объекта - здание, площадь - 128, 1 кв.м, наименование здания - многоквартирный жилой дом. В объекте имеются четыре квартиры (кадастровые N...).
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., собственником которого является город Санкт-Петербург, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от "дата" N... утверждены границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 13-14).
Согласно кадастровому паспорту, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для размещения дач.
"дата" Г.М.И. обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N... (л.д. 61-62).
"дата" Управление Росреестра по Санкт-Петербургу уведомило Г.М.И. о приостановлении осуществления действия по государственной регистрации права на земельный участок по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (л.д. 55 с оборотом).
В уведомлении государственным регистратором указано, что в целях предоставления государственной услуги по регистрации права общей долевой собственности, Управлением направлен межведомственный запрос в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, с целью получения следующей информации:
сформирован ли земельный участок по адресу: "адрес" с кадастровым номером N... - как земельный участок под введённым в эксплуатацию многоквартирным домом;
соответствует ли данный земельный участок требованиям, предъявляемым к земельным участкам, расположенным под многоквартирным домом;
переходит ли данный земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 56).
Из письма Управления землеустройства и обеспечения кадастровых работ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, направленного в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в ответ на запрос, следует, что согласно сведениям региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" земельный участок по адресу: "адрес", с кадастровым номером N... прошел государственный кадастровый учет "дата", с видом разрешенного использования "для размещения дач", в связи с чем, данный участок не соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам под многоквартирными домами, и не считается перешедшим в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на нём (л.д. 57).
Решением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от "дата", с учетом информации, полученной из Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, истцу отказано в предоставлении государственной услуги - государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на земельный участок по причине непредставления документов, свидетельствующих об устранении в установленный срок обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной регистрации права (л.д. 58-60).
Отказывая в удовлетворении административного иска Г.М.И, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что названные в оспариваемом решении Управления Росреестра по Санкт-Петербургу обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности, правильно оценены и учтены государственным регистратором.
Приведённый в решении суда первой инстанции вывод следует признать обоснованным.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу части 1 статьи 14 названного Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Основаниями для приостановления регистрационных действий, в частности, являются, не представление заявителем документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представление (не поступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункты 5, 9 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого же Федерального закона.
Частью 5 статьи 40 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нём.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, переход права собственности на земельный участок к собственникам помещений в многоквартирном доме возможен при одновременном наличии следующих условий: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию; хотя бы на одну квартиру должно быть зарегистрировано право собственности; земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома.
Земельный участок с кадастровым N... расположен в зоне Т1Ж2-2, которой в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.20167 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", свойственны следующие характеристики: жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.
Для указанной зоны виды разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", "среднеэтажная жилая застройка", "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" не предусмотрены.
Согласно кадастровому паспорту, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения дач.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества), для целей применения в указанном Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешённого использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 3 названного выше Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества, садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Следовательно, такой вид разрешенного использования как "для размещения дач", установленный в отношении земельного участка с кадастровым N.., не предназначен для размещения многоквартирных жилых домом.
Поскольку, данный земельный участок не соответствует требованиям, предъявляемым к земельному участку под многоквартирным домом, постольку данный объект не может считаться перешедшим в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на нем в соответствии с нормами права, на которые ссылается истец.
В связи с тем, что указанные Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в уведомлении от "дата" противоречия не были устранены Г.М.И, орган исполнительной власти Санкт-Петербурга - Комитет имущественных отношений, к чьей компетенции относится решение вопросов распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга (пункт 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 98), выразил своё несогласие с передачей в собственность земельного участка, государственный регистратор обоснованно отказал в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N...
Орган государственной регистрации не обладает имущественными правами в отношении объектов недвижимости, сведения о которых вносятся в ЕГРН, следствие чего, в порядке административного судопроизводства по данному делу не может быть разрешён вопрос об обоснованности правопритязаний Г.М.И. в отношении земельного участка при наличии возражений представителя собственника земельного участка - Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Спор о праве собственности на земельный участок, в том числе и в отношении изменения существующего вида разрешённого использования земельного участка, по поводу которого Г.М.И. - собственнику квартиры дома "адрес" направлялся отказ (л.д. 178), может быть разрешён только по правилам гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 апреля 2021 года по административному делу N 2а-1767/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.