Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Белинской С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 08 июля 2021 года по делу N 2-1233/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ь "адрес" (межрайонному) (после реорганизации - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" и Ненецкому автономному округу) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование требований указала, что 02 марта 2020 года подала в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2, 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа от 16 марта 2020 года N 369 в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 12 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет. Вместе с тем, она имеет стаж работы в районах Крайнего Севера - 07 лет 10 месяцев 27 дней и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 12 лет 07 месяцев 25 дней. Полагает, что при рассмотрении заявления о назначении пенсии пенсионный орган необоснованно не применил правила суммирования периодов работы с различными территориальными условиями, предусмотренные п.6 ч.1 ст.32 ФЗ "О страховых пенсиях". Указывает, что стаж ее работы в районах Крайнего Севера с учетом правил суммирования составляет 17 лет 03 месяца, что превышает минимально установленный п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" стаж - 12 лет. Просит признать незаконным решение пенсионного органа от 16 марта 2020 года N 369, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 марта 2020 года.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 08 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 16 марта 2020 года N 369, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 марта 2020 года, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, 04 марта 1970 года рождения, 02 марта 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Арханегльске Архангельской области (межрайонное) от 16 марта 2020 года N 369 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 12 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет; в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" - в связи с не достижением истцом возраста, дающего право на назначение пенсии, - 51 год 06 месяцев. При этом страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью 25 лет 06 месяцев 07 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (в календарном исчислении), - 12 лет 07 месяцев 25 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (в календарном исчислении) - 07 лет 10 месяцев 27 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет требуемого стажа работы в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", а для назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" - не достигла необходимого возраста.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции согласилась, указав, что он основан на обстоятельствах, установленных судом, и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок исчисления и назначения пенсии с 01 января 2015 года регулируется ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 01 января 2019 года в размере не менее 16, 2 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В названной норме закона содержится правило об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в случае, если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Согласно указанной норме каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по указанному основанию правило исчисления стажа, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 32 вышеуказанного закона (когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера) не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный Закон, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел как общие, так и специальные основания назначения страховой пенсии по старости, в том числе для лиц, которые работали в особых климатических условиях (п.6 ч. 1 ст. 32 закона), и женщин, родивших двух и более детей и продолжительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст.32).
Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа.
В законе установлены определенные условия, учитываемые при исчислении стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Такое правовое регулирование направлено на установление женщинам, продолжительное время проработавшим в неблагоприятных климатических условиях и родившим двух и более детей повышенного уровня пенсионного обеспечения, заключающегося в возможности выхода на пенсию ранее возраста, установленного ст.8 и п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция пришла к выводу, что нет оснований полагать, что действующее правовое регулирование досрочного назначения страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, нарушает права истца.
Также суд апелляционной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", является обоснованным, поскольку истец не достигла необходимого для назначения пенсии возраста 51 года 06 месяцев.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Поскольку у истца, родившей двоих детей, отсутствует необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" являются правильными.
Доводы кассационной жалобы о применение по аналогии к исчислению стажа по п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" правил, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 32, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и правомерно не приняты во внимание.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, аналогия закона, по общим правилам, может применяться только в случае отсутствия нормы, регулирующей сходные правоотношения. В данном случае для женщин, родивших двух и более детей и длительное время работавших в особых климатических условиях порядок назначения досрочной страховой пенсии установлен ФЗ "О страховых пенсиях" - это достижение определенного возраста, рождение двух и более детей и наличие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к ним, выработанных календарно. Иное не основано на нормах пенсионного законодательства.
Ссылки в жалобе, что в силу ранее действующего правового регулирования периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 1990 года по 2009 годы должны исчисляться в полуторном размере, правомерно не приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку истец о включении каких-либо периодов в стаж в льготном исчислении не просила, таких требований не заявляла, а суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах, заявленных в суде первой инстанции, требований.
Ссылки истца на ст. 33 ФЗ "О страховых пенсиях", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", также являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, и правомерно не приняты во внимание.
Положения ст. 33 ФЗ "О страховых пенсиях" и п. 1 вышеуказанного Постановления допускают приравнивание периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, к периодом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периодов работы, поименованных в п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" у истца не имеется.
Норма п. 44 Приказа Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" аналогична норме п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" в части подсчета стажа. Такой подсчет, допускается только в случае назначения пенсий по п. 6 ч. 1 ст. 32 закона, и не применяется при ее назначении по п. 2 ч.1 ст.32 закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы, фактов нарушения процессуальных прав истца, закрепленных положениями ст. 35 ГПК РФ, в том числе лишения возможности защищать свои права и отстаивать интересы в суде, не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 08 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.