Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Мусиной Любови Николаевны на решение судьи Курганского областного суда от 31 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Мусиной Любови Николаевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда от 20 апреля 2020 года индивидуальный предприниматель Мусина Л.А. (далее ИП Мусина Л.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного приостановления деятельности торговой точки в магазине "РегионТорг", расположенной по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Бажова, д.97, сроком на 30 суток.
Решением судьи Курганского областного суда от 29 апреля 2020 года, оставленным без изменения постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 года, постановление судьи городского суда изменено, ИП Мусина Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2021 года решение судьи Курганского областного суда от 29 апреля 2020 года, постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Курганский областной суд.
Решением судьи Курганского областного суда от 31 мая 2021 года постановление судьи Курганского городского суда от 20 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мусиной Л.Н, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Мусина Л.Н. просит об изменении мотивировочной части решения судьи Курганского областного суда от 31 мая 2021 года с учетом доводов об отсутствии события и состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. N 12 на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
Решением N 15 Оперативного штаба на территории Курганской области с 28 марта по 5 апреля 2020 года временно приостанавливалась работа объектов розничной торговли, удельный вес в обороте розничной торговли которых преимущественно составляют товары, не относящиеся к продовольственным и (или) непродовольственным товарам, указанным в перечне.
Из материалов дела следует, что ИП Мусиной Л.Н. вменено в вину, что 01 апреля 2020 года в 14 часов 10 минут, в период осуществления ограничительных мероприятий, введенных решением Оперативного штаба N15, при временном приостановлении работы объектов розничной торговли в период с 28 марта по 5 апреля 2020 года, ИП Мусиной Л.Н. в магазине "РегионТорг", расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Бажова, д.97, осуществлялась торговля товарами, удельный вес в обороте розничной торговли которых носит преимущественный характер непродовольственных товаров, которые не относятся к товарам первой необходимости, а именно осуществлялась продажа промышленных товаров в ассортименте: дымохода, насосов гидроаккумулятора, котлов, гидроаккумуляторов, системы фильтрации, сантехнических товаров, смесителей, подводки и др. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Мусиной Л.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела судья городского суда пришел к выводам о нарушении ИП Мусиной Л.Н. статей 11, 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 23.2 решения N 15 Оперативного штаба и, признавая ее виновной в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, квалифицировал ее действия по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении 31 мая 2021 года жалобы на постановление судья областного суда не согласился с выводами судьи городского суда, отметив, что решение N 15 Оперативного штаба, нарушение которого вменено ИП Мусиной Л.Н. в качестве основания для привлечения ее к административной ответственности, определяет правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации, которые к законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесены быть не могут; действия ИП Мусиной Л.Н. по осуществлению 01 апреля 2020 года розничной торговли указанными в протоколе товарами, удельный вес в обороте розничной торговли которых преимущественно составляют товары, не относящиеся к продовольственным и (или) непродовольственным товарам, указанным в перечне, в период действующего на территории Курганской области режима повышенной готовности и введенных в связи с этим ограничений, не могут быть отнесены к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; вышеуказанные действия ИП Мусиной Л.Н, выразившиеся в нарушении обязательных для исполнения правил поведения, установленных региональными властями в период введения на территории Курганской области режима повышенной готовности, указывают на наличие объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление судьи городского суда, и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда исходил из того, что в действиях ИП Мусиной Л.Н. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует, как и отсутствует возможность переквалификации действий с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках настоящего дела, поскольку постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности исполнено.
В силу требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, переквалификация и изменение вида административного наказания будет противоречить положениям части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выводы судьи в части отсутствия в действиях ИП Мусиной Л.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются законными и обоснованными. При таких обстоятельствах процессуальное решение судьи областного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям закона.
Доводы жалобы, касающиеся неясностей решения оперативного штаба, необоснованного уменьшения им перечня товаров первой необходимости, законности осуществления деятельности ИП Мусиной Л.Н. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N762-р, доводы о наличии в номенклатуре товаров первой необходимости по существу сводятся к утверждениям об отсутствии события правонарушения. Указанным доводам как несостоятельным судьей дана надлежащая правовая оценка.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении судьей областного суда жалобы на постановление и вынесении соответствующего решения не допущено. Изложенные в жалобе доводы о наличии оснований для отвода судьи являются необоснованными, вынесение решения по схожему делу не относится к числу обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, не свидетельствует о заинтересованности судьи в исходе дела. При этом заявленный отвод процессуально рассмотрен должным образом, об отказе в удовлетворении вынесено мотивированное определение.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения оспариваемого решения судьи в соответствии с положениями статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Курганского областного суда от 31 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Мусиной Любови Николаевны оставить без изменения, жалобу Мусиной Любови Николаевны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.