Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Максимовой Е.В., Кнышевой Т.В., при секретаре (помощнике) Дьяковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В., гражданское дело по апелляционной жалобе председателя КГИОП Макарова С.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от ... года, которым постановлено:
В иске Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" об обязании совершить определенные действия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", в котором просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия федерального значения "Дворец Великого князя Михаила Николаевича (с перголами)", входящий в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения "Дворцово-парковый ансамбль Михайловской дачи (Михайловка)", расположенный по адресу:.., г...,... шоссе, д..., лит.... (объект), и установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в размере 100 000 руб. за неисполнение решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Представитель истца Костин Д.О. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Никольская А.Н. в судебном заседании по иску возражала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено указанное выше решение, не согласившись с которым представителем истца подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Марков С.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика - Никольская А.Н. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 47.2 ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Судом установлено, что объект культурного наследия федерального значения "Дворец Великого князя Михаила Николаевича (с перголами)", входящий в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения "Дворцово-парковый ансамбль Михайловской дачи (Михайловка)", расположенный по адресу:.., г...,... шоссе, д..., лит.... является федеральной собственностью и закреплен за ответчиком на праве оперативного управления на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в городе... от... N...
Право оперативного управления Агентства на объект зарегистрировано...
В целях проведения первоочередных противоаварийных работ, направленных на сохранение состояния объекта без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны,... в адрес истца было направлено заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (консервация, противоаварийные работы) N... получено ответчиком...
В отношении объекта распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от... N... утверждено охранное обязательство, которым предусмотрено выполнение ремонта и реставрации объекта в срок до...
Согласно условиям распоряжения, срок исполнения обязательств по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с проектной документацией, согласованной с истцом, составляет 60 месяцев со дня утвержденного охранного обязательства - до...
Конкретный перечень работ должен содержаться в проектной документации, составляемой на основании результатов технического обследования здания и задания, выдаваемом КГИОП. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, установлен в статье 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с положениями данной статьи, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
На основании п. 4 указанной статьи работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права, оценив представленные доказательства, исходил из того, что сроки на выполнение работ, установленные охранным обязательством, на момент обращения истца с иском не истекли. На официальном сайте истца в сети Интернет содержится порядок проведения работ на объектах культурного наследия с указанием сроков получения разрешений и согласований с истцом, с учетом которых суд пришел к выводу, что требования истца об обязании ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить консервацию, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта, являются заведомо невыполнимыми.
Также судом было принято во внимание, что ответчик является бюджетным учреждением, осуществляет закупки в соответствии с положениями федерального законодательства в сфере закупок для государственных нужд, непосредственно процедура конкурентной закупки занимает от 30 до 45 календарных дней, что также свидетельствует о том, что выполнение консервации в указанный истцом срок объективно не может быть совершено.
По указанным основаниям суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, с чем судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе:
согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
Особенности проведения работ по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия регламентированы в ст. ст. 41 - 44, 47 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
При выполнении указанных работ необходимо соблюдение установленного статьей 45 порядка организации и выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, или выявленного объекта культурного наследия, определяющего ряд процедур, в том числе выдача задания на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия. После выполнения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей.
Приемка работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия либо лицу, выступающему заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.
При проведении работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости ответчиком согласования проектной документации для консервации либо проведения противоаварийных работ, а с учетом необходимого большого количества затрачиваемого времени на этапы согласования указанной документации и с тем, что ответчик является бюджетным учреждением, у ответчика отсутствует реальная возможность исполнения решения в случае удовлетворения предъявленных требований.
При этом, судебная коллегия учитывает пояснения представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, которые материалами дела подтверждаются, что ответчик выполнял действия по исполнению возложенных на него обязательств, не бездействовал, а с учетом того, что срок для выполнения работ не истек, отсутствуют основания по возложению на ответчика штрафных санкций.
Также судебная коллегия учитывает, что согласно п. 2 ч.1 ст. 11 Закона 73-ФЗ, п. 3.47 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства... от 28.04.2004 N 651, КГИОП уполномочен осуществлять региональный государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Истец при выполнении административных функций вправе был вынести в отношении ответчика предписание при имеющихся основаниях, а в случае неисполнения предписания административный штраф, однако, данным правом не воспользовался.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от... года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.