Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания пересыпке Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика запаса Белоуса Сергея Николаевича о признании незаконными действий командиров войсковых частей 80601 и 85683 и филиала "Крымский" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с увольнением истца с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части, а также порядком выплаты ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, предложившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Белоус С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными приказы командира войсковой части N от 20 мая 2021 г. N 17 об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья и командира войсковой части N от 22 июля 2021 г. N 151 об исключении из списков личного состава воинской части, ссылаясь на то, что своего согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилищной субсидией он не давал.
Также истец просил суд обязать названных командиров воинских частей отменить вышеуказанные приказы, а начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" - произвести выплату жилищной субсидии не позднее дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование указывается, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют данные о предоставленном ему служебном жилом помещении по адресу: "адрес" В связи с этим он сомневается в законности заключения договоров найма этого помещения, а также его включения в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации. При этом занимаемое им служебное жилое помещение является непригодным для проживания.
Кроме того, это служебное жилье предоставлено только на период прохождения им военной службы, в связи с чем он может быть выселен командованием.
Также истец считает, что жилищную субсидию ему должны были выплатить во внеочередном порядке до исключения из списков личного состава воинской части.
В письменных возражениях представитель филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" и старший помощник военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в пункте 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Содержание приведенных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Иное толкование данных норм уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто обеспечен им.
Поэтому препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту прохождения военной службы не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По делу установлено, что старший прапорщик Белоус С.Н, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, с 2014 г. проходит военную службу в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, с 4 декабря 2019 г. признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в "адрес".
В декабре 2019 г. Министерством обороны Российской Федерации Белоусу С.Н. по месту прохождения военной службы предоставлена двухкомнатная служебная квартира общей площадью 46, 5 кв.м по адресу: "адрес"
19 февраля 2020 г. Белоус С.Н. изменил форму обеспечения его жилым помещением на предоставление жилищной субсидии на состав семьи 1 человек.
Согласно утвержденному 19 марта 2021 г. заключению военно-врачебной комиссии от 19 февраля 2021 г. N 8/164 Белоус С.Н. признан В - ограниченно годным к военной службе.
19 марта 2021 г. Белоус С.Н. обратился к командиру войсковой части 85683-А с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья, однако не исключать из списков личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией.
В ходе проведенной 26 марта 2021 г. беседы Белоус С.Н. высказал просьбу не увольнять и не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения жилищной субсидией. При этом до истца было доведено, что поскольку он обеспечен служебным жилым помещением, то представляется к увольнению с военной службы по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения. С таким условием истец согласился, что было отражено в листе беседы.
В представлении от 20 мая 2021 г. командир войсковой части N ходатайствовал перед вышестоящим командованием об увольнении Белоуса С.Н. с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченного годным к военной службе.
Приказом командира войсковой части N от 20 мая 2021 г. N 17 Белоус С.Н. уволен с военной службы по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилья.
15 июля 2021 г. истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил не исключать его из списков личного состава воинской части до предоставления жилищной субсидии.
В соответствии с приказом командира войсковой части N от 22 июля 2021 г. N 151 Белоус С.Н. исключен из списков личного состава воинской части с 28 июля того же года.
На основании договора найма служебного жилого помещения от 10 декабря 2019 г. N ЮРУЖО-07/728-2019 истец с указанной даты проживает в жилом помещении, которое находится в государственной собственности и включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, по адресу: "адрес" общей площадью 46, 5 кв. м. Несмотря на то, что указанный договор заключен на срок прохождения истцом военной службы, требование об освобождении занимаемого жилья Белоусу С.Н. не предъявлялось.
Представитель филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" в судебном заседании суда первой инстанции по данному поводу пояснил, что до предоставления Белоусу С.Н. жилищной субсидии никаких мер по его выселению из занимаемого им служебного жилого помещения предприниматься не будет.
Доказательств, подтверждающих довод истца о том, что предоставленное ему служебное жилое помещение является непригодным для проживания, Белоусом С.Н. в суды первой и апелляционной инстанций не представлено. В материалах дела таких сведений также не содержится.
Ссылку истца на неправомерность заключения с ним договора найма служебного жилого помещения следует признать несостоятельной. Законность этого договора сторонами ранее не оспаривалась и сам он предметом спора по данному делу не является.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что Белоус С.Н. согласился с увольнением его с военной службы по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, на дату издания приказа об увольнении с военной службы был обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, соответствующим установленным нормам, из которого не подлежит выселению до предоставления жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" вопрос о возможности увольнения военнослужащих с военной службы до обеспечения жилым помещением решается при увольнении их с военной службы и не связан с исключением из списков личного состава воинской части.
Восстановление на военной службе Белоус С.Н. связывает не с ее прохождением, а исключительно с реализацией своих жилищных прав.
При таких данных оснований для оставления истца в списках личного состава воинской части до предоставления ему жилищной субсидии, о чем он ходатайствовал в поданных им 19 марта и 15 июля 2021 г. рапортах, не имелось.
Поэтому вывод гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для отмены приказа командира войсковой части N от 20 мая 2021 г. N 17 следует признать обоснованным.
Поскольку приказ об исключении из списков личного состава воинской части истец оспаривал только в связи с неправомерностью, по его мнению, увольнения с военной службы, то отказ гарнизонного военного суда в удовлетворении требования об отмене этого приказа также является правильным.
Предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Данное положение также содержится и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В пункте 5 Порядка предоставления жилищной субсидии, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 предусмотрено, что жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
Из сообщения врио начальника отдела по реализации жилищных программ ФГАУ "Росжилкомплекс" от 26 июля 2021 г. N 194/175-ФК/10384 следует, что во исполнение плана обеспечения на 2021 год жилищная субсидия предоставлялась военнослужащим, признанными нуждающимися в жилых помещениях до 3 квартала 2016 г. включительно, а также имеющим право на внеочередное обеспечение жильем.
Согласно сведениям из Единого реестра по состоянию на 21 июля 2021 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоит 65 внеочередников, имеющих право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией, и 1717 очередников, избравших форму обеспечения жильем в виде жилищной субсидии и признанных нуждающимися в обеспечении жильем до 4 декабря 2019 г.
Таким образом, перед истцом находилось 1782 человека, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он преимуществ на ее получение вне имеющейся очереди не имел, право на получение жилищной субсидии у них возникло ранее, чем у Белоуса С.Н, а в силу части 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия со стороны должностных лиц филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", которое бы нарушало права истца, поэтому оснований для удовлетворения требования Белоуса С.Н. о выплате ему жилищной субсидии во внеочередном порядке, не имеется.
Иные изложенные в жалобе доводы на существо принятого по делу судебного решения не влияют и содержащиеся в нем выводы не опровергают.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Белоуса Сергея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.