Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Мироновой Н.В.
судей Калугина Д.М, Рогачевой Ю.А, при секретаре судебного заседания Кулагиной А. А.
с участием прокурора Гаврилова Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы"
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В,
УСТАНОВИЛА:
15 декабря 2017 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (далее также - Государственный Комитет по тарифам, Тарифный орган, административный ответчик) было принято постановление N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы".
В соответствии с указанным постановлением с 1 января 2018 года по 30 декабря 2020 года были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан с календарной разбивкой, этим же постановлением установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2018-2020 годы. Долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов были установлены, в том числе, между сетевыми организациями ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания".
12 декабря 2019 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам принято постановление N 3-17\э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э" (далее - Постановление N 3-17\э от 12 декабря 2019 года). В соответствии с данным постановлением были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания".
Пункты 2 и 3 в Приложениях N 1 и N 3 к постановлению Государственного комитета по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17\э изложены в новой редакции. Для взаиморасчетов между ООО "Сетевая компания "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания" установлены показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь), одноставочного тарифа в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года соответственно, в размере 238 401, 94 рубля МВт в месяц, 104, 09 рубля за МВт в час, 0, 53192 рубля за кВт час, необходимая валовая выручка для ООО "Сетевой компании "Интеграция" (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 116 698 700 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, признано недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17\э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э" в части тарифа, установленного для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление N\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы", в соответствии с которым пункт 2 приложения 1 изложен в следующей редакции: "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания на 2020 год был установлен с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года с календарной разбивкой.
Для взаиморасчетов между ООО "Сетевая компания "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания" установлены показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь), одноставочного тарифа в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года соответственно, в размере 337 545, 70 рубля МВт в месяц, 59, 21 рубля за МВт в час, 0, 72052 рубля за кВт час, необходимая валовая выручка для ООО "Сетевой компании "Интеграция" (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 180 023, 98 рублей.
ООО "Сетевая компания "Интеграция" (далее также - ООО "Интеграция", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением в обоснование которого указало, что Общество является территориальной сетевой организацией. При принятии оспариваемого постановления административный ответчик для корректировки НВВ принял 3 041, 767 условную единицу, вместо заявленных Обществом 3 164, 45, что является неверным, противоречащим вступившим в законную силу ранее принятым судебных актов.
По утверждению административного истца при принятии оспариваемого постановления Государственным комитетом неверно была определена сумма подконтрольных расходов, расходов на отчисления на социальные нужды и арендной платы. Указывая на незаконность оспариваемого нормативного правового акта по данному основанию, административный истец указал, что он заявлял подконтрольные расходы на принятые в аренду объекты электросетевого хозяйства в размере 48 9885 648, 37 рублей, Тарифный орган отказал в принятии указанных подконтрольных расходов, так как все представленные договоры аренды прекратили свое действие на основании содержащегося в них отменительного условия. Также Тарифным органом не приняты расходы Общества на оплату аренды по договору аренды с Хусаеновым Ф.И. по причине отсутствия субабонентов. Однако, оспариваемый нормативный правовой акт и экспертное заключение к нему не содержит мотивов отказа в принятии сумм подконтрольных расходов в полном объеме, а апелляционным определением установлено наличие субабонентов по договору аренды с Хусаеновым Ф.И.
При принятии оспариваемого нормативного правового акта Тарифным органом не учтены затраты на аренду офисных и производственных помещений, а также аренду автотранспорта.
Кроме этого, как указывает Общество, при принятии оспариваемого нормативного правового акта Тарифный орган не мог корректировать НВВ на оплату потерь, так как такая корректировка не являлась предметом ранее рассмотренного спора, а поэтому не могла быть осуществлена в данном постановлении.
Административный истец, просит суд:
1) признать не действующим Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" в части отказа в принятии 122, 63 условных единиц, подконтрольных расходов в сумме 2529990 рублей, расходов на оплату аренды имущества в сумме 20 362 280 рублей, расходов на аренду офисных и производственных помещений в сумме 3 771 850 рублей, расходов на оплату аренды автотранспорта 1 392 660 рублей, а также в части исключения НВВ на оплату потерь в сумме 10 148 170 рублей.
2) возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение 20 дней со дня вступления в силу судебного постановления о признании не действующим Постановления от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы", учтя при корректировке 3 164, 40 условных единиц, подконтрольные расходы в сумме 48 885 648, 37 рублей, затраты по арендной плате в размере 16 923 059, 84 рубля, затраты по аренде офисных и производственных помещений в сумме - 4 295 510 рублей, затраты по аренде автотранспорта - 1 885 380 рублей (л. д. 3-10 т.1).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Интеграция" было отказано.
С принятым решением не согласилось ООО "Интеграция", предъявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция" указало, что при принятии решения суд не дал никакой оценки доводам административного истца о том, что Тарифный орган не принял в полном объеме заявленные Обществом условные единицы, что является нарушением статьи 310 КАС РФ.
Кроме этого, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал никакой оценки принятию Тарифным органом частично затрат на аренду автотранспорта, при условии, что административный ответчик не указал, по каким основаниям отказано в принятии ранее заявленного количества автотранспорта, как не принял в полном объеме заявленные расходы по аренде производственных и офисных помещений, при этом не дано данным обстоятельствам никакой оценки и судом первой инстанции.
Административный истец указывает, что не согласен с корректировкой НВВ на оплату потерь, так как она не являлась предметом спора по ранее рассмотренному делу, а поэтому не могла быть осуществлена в оспариваемом постановлении. Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что корректировка НВВ на оплату потерь должна быть произведена в ходе тарифной компании на 2022 год.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Итеграция", действующая на основании доверенности Горюнова К.С, участвующая в судебном заседании в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции, требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по ее существу, просила решение суда отменить.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, действующие на основании доверенностей Царева Н.В, Суркова И.Ю. участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ, и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, Основ ценообразования, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального Закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на услуги по передаче электрической энергии (мощности), в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 г. N 468.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года).
В статье 23 названного закона определены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Так, при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться один из основных принципов обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяется, в том числе, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
ООО "Интеграция" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Татарстан с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим ему, в том числе, на праве аренды. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, для административного истца рассчитываются на основе долгосрочных параметров регулирования на 2018 - 2020 годы, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
29 апреля 2019 г. ООО "Интеграция" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020г, в котором просило установить двухставочный тариф на период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря в размере соответственно ставки за содержание электрических сетей равной 232 315, 08руб. МВт месяц, ставки на оплату технологического расхода (потерь) равной 100, 63 руб. МВт ч, в первый период, а во второй период просило установить ставку на содержание электрических сетей равную 232 315, 08 руб.\МВт.мес, ставку на оплату технологического расхода (потерь) равную 104, 05 руб.\МВт.ч, а в пересчете на одноставочный тариф 0, 5752 руб.\кВт.ч и 0, 5786 руб.\кВт.ч.
12 декабря 2019 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам принято постановление N 3-17\э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э". В соответствии с данным постановлением были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, признан недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17\э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э" в части тарифа, установленного для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам 12 мая 2021 года было принято постановление N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-202 годы", в соответствии с которым пункт 2 приложения 1 изложен в следующей редакции: "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ООО "Смежной сетевой компании "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания на 2020 год был установлен с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года с календарной разбивкой.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции установил, что при определении НВВ на 2020 год Тарифный орган учел расходы Общества на аренду имущества, включающем в себя расходы по договорам аренды электрооборудования, помещения под офис, склад, землю, автомобили, в связи с чем пришел к выводу, что государственным органом было принято экономически обоснованное решение о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", и как следствие суд не усмотрел несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4/э-2021 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
С выводами суда первой инстанции о правомерности действий тарифного органа при определении НВВ на 2020 года, без учета в полном объеме расходов ООО "Интеграция" на аренду имущества в заявленном размере, судебная коллегия соглашается, считает их верными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части не заслуживающими внимание по следующим основаниям..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Тарифным органом при приведении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Смежной сетевой компанией "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания" на 2020 год в соответствии с апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 года и решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года было составлено экспертное заключение (л.д. 125-130 т. 1).
В соответствии с указанным заключением, НВВ пересчитана, а количество условных единиц принято по 63 договорам аренды в размере 3 041, 767 у.е, неподконтрольные расходы в размере 71 296, 70 тыс. рублей увеличены на 15, 38%, в том числе, арендная плата электросетевого оборудования в размере 40 224, 33 тысячи рублей, учтены объекты энергопотребления при наличии субабонентов по следующим договорам аренды: 4 объекта по договору с "данные изъяты"" - расходы в сумме 103, 044 тысячи рублей, 5 объектов по договору с АО "данные изъяты" - 606, 24 тысячи рублей, по договору с "данные изъяты" - 513, 23 тысячи рублей, по договору с "данные изъяты" - 156, 19 тысячи рублей с учетом доли полезного отпуска электрической энергии на субабонентов (89, 4%). Оставшаяся часть полезного отпуска электрической энергии в размере 10, 6% относится на собственное потребление, а потому не подлежит учету при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Расходы ООО "Интеграция" на оплату аренды офисных и производственных помещений определены в размере 2599, 35 тысяч рублей (увеличены на 20, 15%), за счет принятого договора аренды нежилого помещения: площадью 24, 1 квадратного метра, офиса 2а, 2б площадью 73, 6 квадратного метра общей стоимостью в год в размере 655, 2 тысячи рублей (в связи с принятием электрооборудования в Кукморском районе Республики Татарстан).
Аренда автотранспорта принята в размере 985, 45 тысяч рублей (увеличена на 50%) за счет дополнительно учтенных автомобилей ("данные изъяты" и "данные изъяты") по договору аренды N 106\10-2018 с ООО "Синергия" Тарифный орган принял затраты в размере 492, 72 тысяч рублей исходя из расчета использования данного транспорта 365 дней в году, стоимости в сутки 1000 рублей и 1500 рублей соответственно.
Судебная коллегия полагает, что объем условных единиц электрооборудования определен Тарифным органом верно, в соответствии с приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". В соответствии с указанными Методическими указаниями, уровень условных единиц был определен исходя из количества и состава эксплуатируемого энергетического оборудования ООО "Интеграция, при этом, расчет произведен по каждому объекту электросетевого хозяйства (отдельно по каждому договору) и составил - 3041, 77 у.е, в то время, как ООО "Интеграция" представила таблицы 2.1. и 2.2. (л.д. 74-74 оборот т.1), исследованные судом, которые отражают лишь общий объем условных единиц в разбивке по типу оборудования по уровням напряжения, без разделения на объекты передаваемые по договорам аренды (общим значением).
Судебной коллегией установлено и это следует из экспертного заключения, что во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, с учетом роста условных единиц величина подконтрольных расходов (расходов на эксплуатацию), учтенных при установлении тарифов на 2020 год составила - 95 213, 77 тысяч рублей (с ростом на 39, 45 %), при этом, аренда автотранспорта принята в общем размере 985, 45 тысяч рублей (увеличена на 50% на 492, 72 тысяч рублей), в связи с принятием в расчет необходимой валовой выручки новых энергообъектов. Таким образом, органом регулирования в полной мере учтены потребности регулируемой организации в автомобильном транспорте, для обеспечения бесперебойной работы объектов электросетевого хозяйства.
Аренда офисных и производственных помещений принята на основании представленных договоров аренды помещений: N-А от ДД.ММ.ГГГГ с ХКФ " ФИО11" в размере 655, 2 тысяч рублей в год в связи с принятием энергооборудования в Кукморском районе Республики Татарстан.
Госкомитетом приняты затраты в размере 523, 66 тысяч рублей с учетом доли на субабонентов (89, 4%). Стоимость 1 кв. м. составляет 550рублей/месяц Какие-либо иные договоры аренды в материалах дела, тарифного дела отсутствуют.
Также из материалов дела следует и установлено, что Тарифным органом во исполнение решения суда был произведен пересмотр размера арендных платежей в составе НВВ, в том числе изменен размер арендной платы объектов электросетевого хозяйства, общая сумма которых составила 40224, 33 тысяч рублей (с ростом на 3, 06%). В частности, административным ответчиком были учтены договоры аренды с "данные изъяты" с "данные изъяты"", "данные изъяты" "данные изъяты"
По указанным основаниям, судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, в приведенной части, предъявленной административным истцом.
Между тем, доводы апелляционной жалобы о том, что Тарифным органом при принятии оспариваемого нормативного правового акта неправомерно была произведена корректировка НВВ на оплату потерь, заслуживают внимания.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции установил, что постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для ООО "Интеграция" был установлен на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в размере 2, 33 %, и пришел к выводу, что орган регулирования правомерно при принятии оспариваемого нормативного правового акта исправил техническую ошибку, допущенную при принятии постановления от 12 декабря 2019 года N 3-17/э, предусматривающего при расчете тарифа уровень названных потерь в размере 3, 93 %.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, считает его ошибочным, по следующим основаниям.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик указал, что в расчетах объемов потерь, которые были приняты в соответствии с постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан, которое было признано недействующим решением суда допущена техническая ошибка, уровень потерь ошибочно принят в размере 3, 93%, оспариваемым постановлением произведена корректировка полезного отпуска электрической энергии, которая произведена на основании фактических данных 2020 года и исправлена техническая ошибка, принят норматив потерь, установленный на базовый (первый) долгосрочный период регулирования - 2, 33%.
В пункте 1.6 экспертного заключения указано, что потери электрической энергии на субабонентов в размере 5, 821 млн.кВт.ч, рассчитаны с учетом установленного норматива потерь на долгосрочный период регулирования в размере 2, 33% и фактического полезного отпуска электрической энергии на 2020 год, в связи с этим, суммарная НВВ на оплату потерь принята в размере - 14 794, 01 тыс. рублей.
Из приведенных доказательств следует, что при установлении тарифов на 2020 год постановлением от 12 декабря 2019 года N 3-17/э, уровень потерь был установлен исходя из планового поступления в сеть электроэнергии и процентов потерь по уровням напряжения долгосрочных параметров регулирования, в размере 3, 93%.
В оспариваемом нормативном правовом акте Тарифный орган определилпроцент потерь, использовав установленные ранее параметры регулирования, но применил их к фактическому поступлению электроэнергии в сеть за 2020 год, а не к плановому на 2020 года (как было установлено ранее), установив процент потерь в размере - 2, 33%.
Между тем, данные действия Тарифного органа при принятии заменяющего нормативного правого акта, по инициированию корректировки НВВ на оплату потерь и установления иного норматива потерь электрической энергии нельзя признать правомерным.
Материалами дела подтверждается, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу, было признано недействующим постановление Тарифного органа N 3-17\э от 12 декабря 2019 года, в части отказа от принятия затрат по арендной плате, отказа от принятия к расчету при установлении тарифа условных единиц, отказа от принятия к расчету объема полезного отпуска электрической энергии, отказа от принятия затрат по арендной плате по договорам аренды офисных и производственных помещений, отказа от принятия затрат по аренде автотранспорта. Корректировка НВВ на оплату потерь предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции не была.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Частью 4 статьи 216 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" указано, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм процессуального права и разъяснений по их применению, судебная коллегия приходит к выводу, что выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правого акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Поэтому заменяющий нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии со вступившим в законную силу судебными актами и только в той части оспоренного нормативного правового акта, которая признана недействующей.
Судебная коллегия считает, что при принятии заменяющего нормативного правового акта административный ответчик был не вправе производить корректировку НВВ на оплату потерь, так как ни в мотивировочных, ни резолютивных частях вступивших в законную силу ранее принятых судебных актов отсутствует прямое указание на соответствующие его действия, на основании которых применяется заменяющий нормативный правовой акт.
В данном случае Тарифному органу надлежало исполнить судебные акты в части тех расходов, которые рассматривались судами, однако, вопреки этому, административный ответчик вышел за пределы установленные вступившими в законную силу судебными актами, пересмотрев НВВ на оплату потерь.
При таких обстоятельствах, произведя корректировку НВВ на оплату потерь, Тарифный орган определилее неверно, что влечет несоответствие постановления от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оно подлежит признанию недействующим.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что он подлежит признанию не действующим с даты его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В силу названной процессуальной нормы настоящее апелляционное определение или сообщение о его принятии подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Руководствуясь пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" судебная коллегия полагает необходимым возложить на Тарифный орган обязанность в течение 1 месяца со дня принятия апелляционного определения нового нормативного правового акта о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленные постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э для ООО "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2021 года отменить.
Принять новое решение, которым административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 мая 2021 года N 75-4\э-2021 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан на 2018-2020 годы" в части тарифа, установленного Обществу с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам обязанность в течение 1 месяца со дня принятия апелляционного определения по принятию нового нормативного правового акта о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13\э для Общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Апелляционное определение или сообщение о его принятии подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан: http://pravo.tatarstan.ru.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.