Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тарасова И.А, судей: Яготинцева В.Н. и Разуваева А.В, при секретаре Пакиной Е.Н, с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фоминой Н.В, осужденных Хорина С.В, Дудецкого И.В, Лыкова А.Е, посредством видео-конференц-связи, защитника осужденного Лыкова А.Е. - адвоката Лазаревой А.В, представившей удостоверение N N от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, защитника осужденного Хорина С.В. - адвоката Смирновой О.Г, представившей удостоверение N N от ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, защитника осужденного Дудецкого И.В. - адвоката Слепухина С.С, представившего удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Воронежской области Кремнева К.К. и кассационной жалобе осужденного Лыкова А.Е. на приговор Лискинского районного суда Воронежской области от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года.
По приговору Лискинского районного суда Воронежской области от 18 декабря 2019 года
Лыков А.Е, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, зарегистрированный и проживавший по адресу: "адрес", несудимый, осужден:
по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.
Срок наказания Лыкову А.Е. исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок наказания времени содержания под стражей с 24 по 25 декабря 2018 года и с 18 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, и на основании ч. 3.4 ст. 72 УК РФ времени нахождения под домашним арестом с 26 декабря 2018 года по 17 декабря 2019 года из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
Хорин С.В, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, зарегистрированный по адресу: "адрес", проживавший по адресу: "адрес", несудимый, осужден:
по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.
Срок наказания Хорину С.В. исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок наказания времени содержания под стражей с 5 по 6 марта 2019 года и с 18 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Дудецкий И.В, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, зарегистрированный и проживавший по адресу: "адрес", несудимый, осужден:
по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.
Срок наказания Дудецкому И.В. исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок наказания времени содержания под стражей с 24 по 25 декабря 2018 года и с 18 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, и на основании ч. 3.4 ст. 72 УК РФ времени нахождения под домашним арестом с 26 декабря 2018 года по 17 декабря 2019 года из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.
В приговоре разрешены вопросы о судьбе вещественных доказательств, процессуальных издержках.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года указанный приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Яготинцева В.Н, изложившего содержание судебных решений, доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выступление осужденного Лыкова А.Е. и его защитника - адвоката Лазаревой А.В, поддержавших кассационную жалобу о переквалификации преступления, смягчении наказания, поддержавших доводы кассационного представления, осужденного Хорина С.В. и его защитника - адвоката Смирновой О.Г, осужденного Дудецкого И.В. - и его защитника - адвоката Слепухина С.С, прокурора Фоминой Н.В, полагавших судебные решения изменить по доводам кассационного представления, судебная коллегия
установила:
по приговору Лыков А.Е, Дудецкий И.В. и Хорин С.В. признаны виновными в незаконном сбыте наркотических средств, совершенном с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в значительном размере.
Преступление совершено в "адрес" и "адрес" в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Воронежской области Кремнев К.К. указывает о незаконности и необоснованности приговора в части квалификации действий Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ как оконченного состава преступления.
В обоснование доводов представления, ссылаясь на установленные судом обстоятельства совершения преступления, предусмотренного п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, считает, что действия осужденных, направленные на сбыт наркотического средства, образуют покушение на сбыт наркотических средств, поскольку данных о наличии предварительной договоренности между участниками организованной группы, осуществляющими сбыт наркотических средств, и приобретателем об определенных месте и времени производства "закладки" не имеется, равно как не имеется сведений о передаче покупателю наркотических средств информации о местах нахождения наркотических средств после осуществления "закладки".
В связи с указанными обстоятельствами автор кассационного представления просит приговор в отношении Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. изменить, переквалифицировать их действия с п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "а", ч. 4 ст. 2281 УК РФ, снизить размер назначенного наказания.
В кассационной жалобе осужденный Лыков А.Е. выражает несогласие с квалификацией его и Дудецкого И.В. действий по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, то есть как преступления, совершенного в составе организованной группы. Полагает, что его действия подлежат квалификации по п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ. Считает наказание чрезмерно суровым, назначенным без надлежащего учета всех имеющихся смягчающих наказание обстоятельств и данных о его личности. Указывает на нарушение положений ст. 72 УК РФ при зачете сроков его содержания под стражей. Просит приговор изменить, квалифицировать его действия по п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, смягчить назначенное наказание.
В возражениях на кассационное представление защитник осужденного Хорина С.В. - адвокат Сафаров А.А.о. полагает кассационное представление подлежащим удовлетворению.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления заместителя прокурора, кассационной жалобы осужденного Лыкова А.Е, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалоб, представления суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
Выводы суда о доказанности вины осужденных Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. в совершении преступления, за которые они осуждены, установлены на основании всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, приведенных в приговоре, что не оспаривается в кассационном представлении.
Доказательства, положенные в основу приговора, собраны с соблюдением требований ст. 86 УПК РФ и сомнений в достоверности не вызывают.
Оценка доказательств судом дана в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 87, 88 УПК РФ, то есть по внутреннему убеждению, каждое доказательство оценено с точки зрения допустимости и достоверности, а все имеющиеся доказательства оценены в совокупности, поэтому выводы суда являются обоснованными.
В ходе предварительного и судебного следствия нарушений требований УПК РФ допущено не было. Предусмотренные законом процессуальные права осужденных на всех стадиях уголовного процесса, в том числе их право на защиту, были реально обеспечены. Все ходатайства, заявленные сторонами, были разрешены в установленном законом порядке, по ним приняты обоснованные и мотивированные решения.
Доводы кассационной жалобы осужденного Лыкова А.Е. об отсутствии в его и Дудецкого И.В. действиях признака организованной группы не состоятельны, поскольку исходя из исследованных доказательств судом правильно установлено, что преступление совершено Лыковым А.Е, Дудецким И.В. и Хориным С.В. совместно с неустановленными лицами, в отношении которых уголовное дело выделено в отдельное производство, действовавших под никнеймами "Qurt Qurt", "Leopold", "Moon Light", "Vishnyanani", являвшихся организаторами и руководителями группы, куда входили осужденные, и совершенных в ее составе преступлений. При этом, учитывая подконтрольность осужденных организаторам и руководителям, выраженную в беспрекословном исполнении их указаний, соглашением с их условиями, а также с учетом устойчивости их взаимосвязи, обусловленной длительностью совместных действий, со строгим распределением функций между участниками преступлений и используемых мер конспирации при передаче наркотических средств и получении расчетов, которая обеспечивалась вместо любых идентифицирующих контактов, как между соисполнителями преступлений, так и с приобретателями наркотических средств, обезличенной перепиской в сети Интернет с помощью приложения "Telegram", суд правильно сделал вывод, что созданная лицами под под никнеймами "Qurt Qurt", "Leopold", "Moon Light", "Vishnyanani" группа, куда входили осужденные, являлась организованной.
Согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ участники организованной группы несут уголовную ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
С учетом установленных судом обстоятельств и положений ч. 5 ст. 35 УК РФ действия осужденных Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. по инкриминированному преступлению правильно квалифицированы судом как совершенные организованной группой с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Объективная сторона о совершении преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей нашла свое подтверждение и сторонами по делу не оспаривается.
Приговор соответствует требованиям ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения уголовного закона по настоящему делу допущены.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Согласно ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Как установлено судом, неустановленный следствием "организатор-диспетчер", действуя согласованно с Дудецким И.В, Лыковым А.Е. и Хориным С.В, при неустановленных следствием обстоятельствах, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ на территории Воронежской области приобрел с целью дальнейшего незаконного сбыта наркотических средств в составе организованной группы, при не установленных обстоятельствах поместил в неустановленный тайник на территории Воронежской области вещество, содержащее в своём составе наркотическое средство а- пирролидиновалерофенон (a-PVP), которое является производным наркотического средства - N-метилэфедрона массой 0, 96 грамма, о месте нахождения которого сообщил посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Дудецкому И.В. и Лыкову А.Е, выполняющим в составе организованной группы роль "закладчиков". Получив ДД.ММ.ГГГГ через тайник от неустановленного следствием "организатора-диспетчера" указанное количество наркотического средства, Дудецкий И.В. и Лыков А.Е, с целью дальнейшего незаконного сбыта указанного количества наркотического средства в составе организованной группы, действуя согласованно с неустановленными лицами и Хориным С.В, оборудовали в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ у дома "адрес" в "адрес" "тайник", в который Дудецкий И.В. поместил полимерный сверток указанным наркотическим средством, а Лыков А.Е, исполняя отведенную в составе организованной группы роль, наблюдал за окружающей обстановкой для обеспечения тайного характера совместных противоправных действий и произвел фотографирование участка местности, на котором они совместно с Дудецким И.В. оборудовали "тайник" с наркотическим средством. После чего Дудецкий И.В. и Лыков А.Е. с использованием сети "Интернет" направили сведения об указанном тайнике неустановленному "организатору-диспетчеру".
ДД.ММ.ГГГГ в период времени "данные изъяты" в ходе осмотра места происшествия у дома "адрес" сотрудниками полиции был обнаружен и изъят полимерный сверток с указанным наркотическим средством.
Указанные действия Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. квалифицированы по п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, как незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, в значительном размере.
Мотивируя вывод о необходимости квалификации действий Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. как оконченного сбыта наркотических средств, суд указал что в ходе судебного следствия было установлено, что Дудецкий И.В. и Лыков А.Е. поместили наркотическое средство в тайник ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", после чего в тот же день в "данные изъяты" (согласно протокола осмотра телефона Дудецкого) отправили отчет оператору интернет - магазина о местонахождении тайника с указанием адреса и фотографии. Согласно показаний виновных, оператор информацию принял и замечаний относительно выполненных работы не предъявил. Следовательно, информация об оборудованной закладке в интернет - магазин поступила и до потенциальных покупателей были доведены сведения о заложенных наркотических средствах и достигнута договоренность об их продаже, что образует в действиях Дудецкого И.В. и Лыкова А.Е, а соответственно и Хорина С.В, оконченный состав преступления.
Однако данных о том, что сведения о местонахождении тайников были переданы непосредственным приобретателям наркотических средств, в материалах дела не содержится и в приговоре не приведено.
Вместе с тем, по смыслу закона, незаконный сбыт наркотических средств следует считать оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств независимо от их фактического получения приобретателем. Если же лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Данные обстоятельства остались без внимания суда первой и апелляционной инстанций при квалификации действий осужденных Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. как оконченного состава преступления, предусмотренного п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости переквалификации действий Лыкова А.Е, Дудецкого И.В. и Хорина С.В. на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ с назначением осужденным наказания с учетом положений ч. 1 ст. 62 и ч. 3 ст. 66 УК РФ, и с учетом смягчающих их наказание обстоятельств, приведенных в приговоре.
Вопреки доводам кассационной жалобы осужденного Лыкова А.Е. наказание как ему, так и Дудецкому И.В, Хорину С.В. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, всех данных о личности осужденных, их характеристик, влияния назначенного наказания на исправление осужденных и на условия жизни их семей, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств. Оно соответствует требованиям ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, является справедливым, соразмерным содеянному и чрезмерно суровым не является.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для назначения наказания с учетом положений ч. 6 ст.15, ст. 73 УК РФ, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не установлено, о чем мотивированно указано в приговоре.
Мотивы разрешения всех вопросов, касающихся назначения наказания, в том числе о необходимости назначения наказания в виде реального лишения свободы, в приговоре приведены.
Вопросы о мере пресечения, исчислении срока и зачете наказания, вещественных доказательствах, разрешены судом верно, в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление заместителя прокурора Воронежской области Кремнева К.К. удовлетворить, кассационную жалобу осужденного Лыкова А.Е. удовлетворить частично.
Приговор Лискинского районного суда Воронежской области от 18 декабря 2019 года и апелляционное определение Воронежского областного суда от 17 марта 2020 года в отношении Лыкова А.Е, Дудецкого И.В, Хорина С.В. изменить:
переквалифицировать действия Лыкова А.Е, Дудецкого И.В, Хорина С.В. с п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, на ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ, по которой назначить наказание:
Лыкову А.Е. в виде лишения свободы сроком на 5 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
Дудецкому И.В. в виде лишения свободы сроком на 5 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
Хорину С.В, в виде лишения свободы сроком на 5 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Лыкова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.