Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Морозковой Е.Е.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-59/2021 по административному исковому заявлению Кузевановой Светланы Николаевны и Кузеванова Никиты Андреевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе Кузевановой С.Н. и Кузеванова Н.А. на определение Курганского областного суда от 11 октября 2021 года, которым производство по административному делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Кузеванова С.Н. и Кузеванов Н.А.(далее- административные истцы) являлись собственниками объекта недвижимости- помещения в здании, общей площадью "данные изъяты" кв.м, номера на поэтажном плане N, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Курганская область "адрес".
10.07.2020г. объект недвижимости продан ФИО, 15.07.2020г. за ним зарегистрировано право собственности на объект недвижимости.
В соответствии с выпиской из ЕГРН кадастровая стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 16.06.2014г. составляла 3760, 60 руб.
Постановлением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19.10.2020г. N52-п кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 901 810, 78 руб.
Согласно отчету об оценке архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена в размере 216200 руб, по состоянию на 17.12.2013г.
Считая, что архивная кадастровая стоимость затрагивает их права, административные истцы обратились 16 сентября 2021г. в суд с административным иском, в котором просили установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере равном 216200 руб.
Определением Курганского областного суда от 11 октября 2021г. производство по административному исковому заявлению Кузевановой С.Н, Кузеванова Н.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости, прекращено. Государственная пошлина в размере 300 руб. возвращена Кузевановой С.Н.
В частной жалобе Кузеванова С.Н, Кузеванов Н.А. просят определение суда отменить, разрешив вопрос по существу. Административные истцы отмечают, что возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости в соответствии с порядком, определенным ст.22.1 Федерального закона от 03.07.2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее-Федеральный закон N237-ФЗ) не предусмотрена. 15.10.2021г. административные истцы обращались в ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с его рыночной стоимостью. 18.10.2021г. данное заявление возвращено названным Учреждением без рассмотрения на основании п.п.1, 2 ч.8 ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии у административных истцов права на обращение в суд с оспариванием архивной кадастровой стоимости. Иной подход означал бы ограничение права на доступ к правосудию.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный иск Кузевановой С.Н. и Кузеванова Н.А. не подлежит рассмотрению в судебном порядке, сославшись на ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ, ст. ст.6, 7 Федерального закона от 31.07.2020г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление правительства Курганской области от 23.12.2020г. N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". В связи с чем, производство по административному делу прекратил на основании п.1 ч.1 ст.128, ст.ст.194, 195 КАС РФ, разрешив вопрос о возврате государственной пошлины.
Правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом N237-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020г. N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона N135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
03 июля 2016г. принят Федеральный закон N237-ФЗ, который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
В частности, статьей 22 Федерального закона N237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из положений ч.6 ст.24 и ч.1 ст.25 Федерального закона N237-ФЗ следовало, что положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01 января 2017г.
Федеральным законом N269-ФЗ в Федеральный закон N237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020г.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 г.), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 г. по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 г. либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2(2021г.), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021г.).
Постановлением правительства Курганской области от 23.12 2020г. N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3.07.2016г. N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что 01 января 2021 года является датой перехода к применению в Курганской области статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
В соответствии с постановлением правительства Курганской области от 13.06.2018г. N185 государственное унитарное предприятие Курганской области "Кургантехинвентаризация" реорганизовано путем преобразования в государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости").
Уставом ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", утвержденным распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 25.11.2020г. N811-р, рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отнесено к компетенции ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Как следует из материалов дела, Кузеванова С.Н. и Кузеванов Н.А. являлись собственниками объекта недвижимости -помещения в здании, кадастровый номер N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, назначение: нежилое, расположенный по адресу: Курганская область "адрес".
10 июля 2020г. административные истцы продали названный объект недвижимости ФИО на основании договора купли-продажи.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.05.2021г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, по состоянию на 16.06.2014г. составляет 3587760, 60 руб.
Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена постановлением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19.10.2020г. N52-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области" и по состоянию на 01.01.2020г. составляет 901810, 78 руб.
Согласно представленному административными истцами отчету об оценке N от 07.06.2021г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 17.12.2013г. определена в размере 216200 руб.
Проанализировав изложенное в совокупности, суд сделал правильный вывод о том, что с 01 января 2021г. на территории Курганской области введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона N237-ФЗ (в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
При этом, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (ч.15 ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
Иного порядка обжалования кадастровой стоимости объекта недвижимости на территории Курганской области с 01.01.2021г. законодательством не установлено.
Соответственно, суд пришел к обоснованным выводам о том, что административное исковое заявление Кузевановой С.Н. и Кузеванова Н.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, не подлежит рассмотрению в судебном порядке, установленном главой 25 КАС РФ, и производство по настоящему административному делу подлежит прекращению по основаниям п.1 ч.1 ст.128, п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Основано на приведенных нормах и суждение суда о том, что тот факт, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, не свидетельствует о наличии оснований для исключения применения к спорным правоотношениям нового правового регулирования, так как названное новое законодательное регулирование не установило специальных правил применительно к оспариванию архивной кадастровой стоимости.
Вопрос о возврате государственной пошлины разрешен судом правильно, с соблюдением требований п.\п.3 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.195 КАС РФ.
Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с приведенным правовым регулированием. Правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, не имеется.
Доводы частной жалобы сводятся к переоценке уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
С учетом установленного действующим законодательством порядка оспаривания кадастровой стоимости, не могут быть признаны обоснованными доводы административных истцов Кузевановой С.Н. и Кузеванова Н.А. о том, что прекращение производства по административному делу лишает их возможности на восстановление своих прав в судебном порядке.
Правовых оснований, предусмотренных ст.ст.310, 315 КАС РФ, для отмены обжалуемого определения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311, 315, 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
определение Курганского областного суда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Кузевановой Светланы Николаевны и Кузеванова Никиты Андреевича - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Судья Е.Е. Морозкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 января 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.