Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Грейсман А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-206/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергострой" к Управлению Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу, ФГБУ "ФКП Росреестра", комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Сабуровой Елены Ильиничны на решение Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергострой" (далее - ООО "Энергострой") обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости относительно земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 12 260 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 5 931 000 рублей по состоянию на 23 июня 2016 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "Энергострой" является собственником указанных земельных участков. Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную на основании представленного административным истцом отчета об оценке N 01-03-21/5 от 16 марта 2021 года, отчета об оценке N 01-03-21/3 от 16 марта 2021 года, что нарушает права ООО "Энергострой", поскольку влечет необоснованное увеличение налоговых платежей.
Решением Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 года удовлетворено административное исковое заявление ООО "Энергострой", установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 260 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 931 000 рублей по состоянию на 23 июня 2016 года. С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "Энергострой" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" просит вышеуказанное решение изменить в части удовлетворения требований к ненадлежащему административному ответчику. В обоснование своей позиции указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку им был осуществлен только расчет кадастровой стоимости на основании изменения характеристик объектов недвижимости с использованием утвержденных удельных показателей. В данном случае административный ответчик не наделен правом по самостоятельному утверждению результатов определения кадастровой стоимости. Выводы суда первой инстанции являются необоснованными и противоречат позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П. Кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" в ходе судебного разбирательства не оспаривало право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Представитель ООО "Энергострой" представил возражения относительно доводов апелляционной жалобы, где просил оставить оспариваемое решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24 декабря 2021 года N КУВИ-002/2021-172489299, представленной на запрос суда, следует, что ООО "Энергострой" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N в период с 03 июля 2020 года по 24 августа 2020 года. Правообладателем указанного земельного участка, отчужденного на основании договора купли-продажи, в период с 24 августа 2020 год по 28 января 2021 года являлось общество с ограниченной ответственностью "Комбинат Алтайтара".
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 24 декабря 2021 года N КУВИ-002/2021-172479775 следует, что земельный участок с кадастровым номером N принадлежал ООО "Энергострой" на праве собственности в период с 03 июля 2020 года по 28 января 2021 года.
Спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 23 июня 2016 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, сведения о них являются "архивными".
28 января 2021 года указанные земельные участки сняты с регистрационного учета, поскольку были образованы два новых земельных участка путем перераспределения указанных земельных участков.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области - Кузбассу от 23 июня 2016 года на основании удельных показателей, утвержденных решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года N 4-2/3904 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 56 747 805, 63 рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере 27 453 786, 4 рублей по состоянию на 23 июня 2016 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 23 июня 2016 года.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу (далее - Комиссия) возвращено заявление ООО "Энергострой" по тому основанию, что оспариваемая кадастровая стоимость на момент обращения являлась неактуальной и не могла быть оспорена в Комиссии.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N 01-03-21/5 от 16 марта 2021 года, отчет об оценке N 01-03-21/3 от 16 марта 2021 года, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес", согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равна 12 260 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N равна 5 931 000 рублей.
Судом первой инстанции указанные отчеты об оценке признаны достоверными и допустимыми доказательствами по административному делу, выводы которых положены в основу решения суда.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Кемеровский областной суд исходил из того, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, установив кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной на основании представленных отчетов об оценке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их верными, обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с привлечением в качестве административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку апеллянт считает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является государственным органом, уполномоченным на утверждение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно частям 4, 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В силу положений части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет круг лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При этом, суд вправе привлечь к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Положение) государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Пунктом 5.1.26 Положения установлено, что к функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
По настоящему административному делу установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N определена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области от 23 июня 2016 года на основании удельных показателей, утвержденных решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года N 4-2/3904.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом Кемеровского областного суда о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является надлежащим административным ответчиком по данному административному делу, поскольку признано органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости применялись ранее установленные удельные показатели кадастровой стоимости, не свидетельствует об ошибочности обжалуемого решения суда, поскольку фактически результаты определения кадастровой стоимости были утверждены актом ФГБУ "ФКП Росреестра".
При вынесении решения Кемеровским областным судом также правомерно разрешен вопрос о взыскании с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу ООО "Энергострой" расходов на оплату государственной пошлны в размере 4 000 рублей, поскольку разница между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью относительного земельного участка с кадастровым номером N составила 78, 4%, земельного участка с кадастровым номером N - 78, 4%, что является существенной разницей, свидетельствующей о нарушении прав административного истца.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут послужить основанием для отмены или изменения верного по существу решения Кемеровского областного суда.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кемеровского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Сабуровой Елены Ильиничны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кемеровский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.