Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора и представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А. на решение Ленинского районного суда города Иваново от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 13 мая 2021 года (дело N 2а-171/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области к Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуре Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, и.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора о признании представления незаконным, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Бобылевой О.А, поддержавшей жалобу, судебная коллегия
установила:
03 августа 2020 года Ивановским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Кравченко О.И. внесено представление N02-08-2020/255 об устранении нарушений закона (далее - представление), в котором указано, что в нарушение федерального законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе специальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов, в приказе Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) от 07 апреля 2015 года N 8-НПА о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте, и урегулированию конфликта интересов (далее -комиссия), не определены конкретные члены комиссии, не замещающие должности в государственном органе, а именно не указаны их должности и представляемые ими юридические лица, которые согласовали их участие.
Кроме того, в представлении указано на то, что несмотря на наличие у Департамента подведомственного учреждения, осуществляющего хозяйственную деятельность, в целях исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не приняты правовые акты, определяющие порядок уведомления Департамента руководителем данного учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) о заинтересованности в сделке, а также порядок их рассмотрения.
Также в представлении обращено внимание на выявленные факты ненадлежащей реализации Департаментом полномочий в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Департамент обратился в суд с административном иском, в котором просил признать незаконным указанное представление, ссылаясь на его необоснованность.
Определением суда от 16 декабря 2020 года принят отказ административного истца от иска и производство по делу прекращено в части требований о признании представления незаконным в части указания на нарушение Департаментом законодательства об особо охраняемых природных территориях в связи с отзывом прокуратурой представления в указанной части.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 14 января 2021 года административные исковые требования Департамента удовлетворены. Представление признано незаконным. На Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице исполняющего обязанности прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А. возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Департамента.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 сентября 2021 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части признания незаконным представления, касающегося требований прокурора к приказу Департамента от 07 апреля 2015 года N 8-НПА о необходимости персонализации состава комиссии, в связи с неправильным применением норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе", комиссии образуются правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться при разработке собственных положений о комиссиях.
Согласно пункту 7 названного положения, комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
Указом Губернатора Ивановской области от 21 сентября 2010 года N 122-уг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области и урегулированию конфликта интересов.
Данным положением предусмотрено (пункты 6-8), формирование комиссии в составе гражданских служащих, замещающих должности в исполнительном органе власти и не замещающих такие должности, которые включаются в состав комиссии по согласованию с управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции, научными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями дополнительного профессионального образования, общественным советом, сформированным при исполнительном органе. Согласование осуществляется на основании запроса руководителя исполнительного органа.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Департаментом принят приказ от 07 апреля 2015 года N 8-НПА (в ред. приказов Департамента от 06 июня 2016 года N 10-НПА, от 14 февраля 2018 года N 3-НПА, от 12 марта 2018 года N 5-НПА, от 06 августа 2018 года N 13-НПА), которым создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с приложением к приказу от 07 апреля 2015 года N 8-НПА, в состав комиссии, наряду с государственными гражданскими служащими Департамента (первый заместитель начальника Департамента Горелов Д.В. (председатель комиссии), первый заместитель начальника Департамента Меинов О.И. (заместитель председателя комиссии, член комиссии); консультант -юрист отдела Департамента Быкадырова О.В. (член комиссии), специалист отдела Департамента Шишова Ю.А. (секретарь комиссии, член комиссии) входят (без указания должности и Ф.И.О.) представитель управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции; представители научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной гражданской службой; общественного Совета при Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области.
По предоставленной Департаментом информации за истекший период были проведены два заседания Комиссии, в связи с которыми Департаментом издавались приказы от 11 января 2016 года N 5-од и от 17 августа 2018 года N 541-од, которыми утверждался персональный состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ивановской области, замещающих должности государственной гражданской службы Ивановской области в Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, и урегулированию конфликта интересов.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав содержание приведенных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, суд, удовлетворяя административный иск, исходил из того, что законодательство не содержат императивных требований об указании в акте государственного органа об образовании комиссии по урегулированию конфликта интересов персональных данных членов комиссии, не замещающих должности в этом государственном органе.
Суд также указал, что на стадии образования комиссии правовым актом государственного органа невозможно определить, в каком подразделении Департамента может возникнуть конфликт интересов и какой компетентный специалист может быть включен в состав комиссии.
Суд апелляционной инстанции согласился с суждениями суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе", состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
Аналогичное правовое регулирование содержится и в пункте 10 положения, утвержденного Указом Губернатора N122-уг.
Вопреки доводам жалобы, реализованный Департаментом принцип формирования комиссии, позволяет соблюсти приведенные требования в полном объеме и не создает препятствий в проведении заседаний комиссии и достижения цели обеспечения соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих или урегулирования конфликта интересов.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и выводов судов первой и второй инстанций, в связи с чем не могут служить основанием к их отмене в кассационном порядке.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу и.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора и представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.