адм. дело N 33а-285/2022
р/с N2а-238/2021
25 января 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио фио фио на решение Басманного районного суда адрес от 19 мая 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио фио фио к ГУВМ МВД России о признании незаконным, отмене решения, обязании отменить решение, предоставить временное убежище, отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио М.З.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУВМ МВД России о признании незаконным и отмене решения от 27 января 2021 года, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение путем отмены решения УВМ ГУ МВД России по адрес и возложении на УВМ ГУ МВД России по адрес обязанности предоставить ему убежище на адрес, мотивируя свои требования тем, что 26 ноября 2020 года в отношении административного истца УВМ ГУ МВД России по адрес вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на адрес без учета обстоятельств, имеющих существенное значение, в связи с чем он обратился с жалобой на указанное решение в ГУ МВД России, в удовлетворении которой решениемиот 27 января 2021 года ему было отказано незаконно, поскольку в случае возвращения в страну гражданской принадлежности фиоМ, в нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, будет подвергнут пыткам и негуманному обращению.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Басманного районного суда адрес от 19 мая 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, фиоМ. паспортные данные, гражданин Исламской Республики Афганистан, уроженец провинции Парван, Афганистан, по национальности - таджик, вероисповедание - ислам суннитского толка, родной язык - дари, также владеет языком пушту, русским языком - на бытовом уровне, образование среднее (10 классов школы), службу в армии не проходил, не призывался, прежнее постоянное место жительства - с 1997 года проживал в адрес (далее - Иран).
В АС ЦБДУИГ сведений о въезде заявителя на адрес не имеется, со слов административного истца, в Россию он прибыл в 2002 году с адрес, при этом Государственную границу Российской Федерации он пересек незаконно, российскую визу не оформлял.
Личность фиоМ. удостоверена национальным заграничным паспортом N.., выданным 13 июля 2020 года посольством Исламской Республики Афганистан в Москве, сроком действия до 13 июля 2025 года.
Семейное положение - не женат, детей не имеет, на адрес в адрес проживают сестры и племянник заявителя, племянница проживает в адрес (Иран). При этом в 2006 году указывал о наличии супруги фио, 1976 г.р, и сына фио, 2000 г.р, граждан Афганистана.
В настоящее время заявитель на адрес состоящим на миграционном учете не значится, фактически пребывает по адресу: адрес. Источник средств к существованию - осуществляет трудовую деятельность в качестве продавца без оформления разрешительных документов.
12 февраля 2003 года фиоМ. впервые обратился в УПДМ ГУВД адрес по вопросу предоставления убежища на адрес, где получил соответствующие разъяснения.
16 марта 2006 года фиоМ. обратился в УФМС России по адрес с ходатайством о признании беженцем на адрес, обосновав его происходящими в Афганистане военными действиями, желанием проживать и осуществлять трудовую деятельность в экономически развитой стране.
Решением УФМС России по адрес от 20 июня 2006 года заявителю отказано в признании беженцем на адрес как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение заявитель не обжаловал, адрес в добровольном порядке не покинул, выслан не был.
28 ноября 2006 года фиоМ. обратился в УФМС России по адрес с заявлением о предоставлении временного убежища на адрес, обосновав его желанием легализовать свое правовое положение на адрес.
Решением УФМС России по адрес от 28 февраля 2007 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение заявитель обжаловал в судебном порядке. Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 03 мая 2007 г. в удовлетворении жалобы заявителю отказано, решение УФМС России по адрес признано правомерным. адрес заявитель в добровольном порядке не покинул, выслан не был.
30 ноября 2010 года фиоМ. также обратился в УФМС России по адрес с повторным заявлением о предоставлении временного убежища на адрес, обосновав его желанием легализовать свое правовое положение на адрес и необходимостью лечения, при этом каких-либо подтверждающих медицинских заключений не предоставил.
Решением УФМС России по адрес от 17 декабря 2010 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение заявитель не обжаловал, адрес в добровольном порядке не покинул, выслан не был.
31 августа 2020 года фиоМ. обратился в УВМ ГУ МВД России по адрес с новым заявлением о предоставлении временного убежища на адрес, обосновав его преследованием в Афганистане со стороны талибов. Возвращаться в страну гражданской принадлежности не желает, поскольку в стране сложная внутриполитическая обстановка, существует угроза для жизни. Намерен проживать и осуществлять трудовую деятельность на адрес.
Решением ГУ МВД России по адрес от 26 ноября 2020 года фиоМ. отказано в предоставлении временного убежища на адрес в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Указанное решение заявитель обжаловал в ГУВМ МВД России, решением ГУВМ МВД России от 27 января 2021 года N 1737 в удовлетворении жалобы административного истца было отказано, решение ГУ МВД России по адрес от 26 ноября 2020 года признано правомерным.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что по информации МИД России, Правительство Исламской Республики Афганистан ведет активную работу по соблюдению и защите прав человека, Конституция Исламской Республики Афганистан обязывает Верховный суд, Министерство внутренних дел, Главное управление национальной безопасности, Генеральную прокуратуру и иные органы власти обеспечивать правоприменение поставленных целей, параллельно с государственными структурами активную работу по реализации данного направления ведут Афганская независимая комиссия по правам человека, Комитет по правам человека Афганистана и Миссия ООН по содействию Афганистану, внутриполитическое и социально-экономическое положение в Афганистане остается сложным, Движение талибов демонстрирует стремление к установлению полного и устойчивого контроля над целыми районами и отдельными административными центрами, при этом доводов и фактов преследования его в Афганистане по признакам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах", административный истец не привел. При проведении опроса заявитель указал, что в стране гражданской принадлежности политической, религиозной, военной либо общественной деятельностью не занимался, к уголовной ответственности не привлекался, судим не был, проблем во взаимоотношениях с властями страны гражданской принадлежности не имел, убедительных доводов в обоснование своего заявления о предоставлении временного убежища на адрес не привел, заявленные фио фио фио опасения стать жертвой преследования со стороны талибов носят декларативный характер и ничем не подтверждены, сложная внутриполитическая обстановка в стране гражданской принадлежности не является основанием для предоставления временного убежища на адрес.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на адрес", в соответствии с которым, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на адрес либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на адрес (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу статьи 12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на адрес;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы адрес.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности, реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
При указанных обстоятельствах, поскольку административным истцом не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения на родину существует реальная угроза его безопасности, также не приведено доказательств наличия у него тяжелых заболеваний и нуждаемости в срочной медицинской помощи, или о том, что он лично подвергался преследованиям на адрес, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы административного истца о существовании гуманных побуждений для предоставления административному истцу временного убежища, вследствие наличия реальной угрозы его жизни в стране гражданской принадлежности, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они ничем не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.