Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.
судей Авериной Е.Г, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.Н. к УПФ РФ ГУ в Белореченском районе Краснодарского края о восстановлении в пенсионных правах, установлении льготного стажа и установлении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Кузнецова С.Н. на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского суда от 24 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав Кузнецова С.Н. и его представителя - Корниенко О.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов С.Н. обратился в суд к УПФ РФ ГУ в Белореченском районе Краснодарского края о восстановлении в пенсионных правах, установлении льготного стажа и установлении досрочной страховой пенсии по старости, в котором просит суд установить ему льготный страховой стаж продолжительностью 10 лет 1 месяц 16 дней, начиная с 16 мая 1988 года по 30 июня 1998 год, назначить ему досрочную пенсию по старости, а также установить с 06 мая 2020 года досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Кузнецов С.Н. указал, что 13 апреля 2020 года он обратился с заявлением к ответчику о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. 16 апреля 2020 года решением УПФ РФ ГУ в Белореченском районе Краснодарского края в удовлетворении указанного заявления было отказано, в виду отсутствия требуемого льготного стажа. Согласно трудовой книжки истца он проработал подземным горным мастером, подземным горнорабочим по 3-му разряду, подземным помощником начальника участка ВТБ, подземным заместителем начальника участка ВТБ. По данным профессиям, должностям, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истец работал в период времени с 16 мая 1988 года по 30 июня 1998 года, что составляет 10 лет 1 месяц 16 дней. Однако ответчик пришел к необоснованному выводу об отсутствии у истца льготного стажа 10 лет для назначения досрочной пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, Кузнецов С.Н. просил суд установить ему льготный страховой стаж продолжительностью 10 лет 1 месяц 16 дней, начиная с 16 мая 1988 года по 30 июня 1998 года, назначить ему досрочную пенсию по старости, а также установить с 06 мая 2020 года досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду наличия требуемого льготного стажа продолжительностью 10 лет 1 месяц 16 дней.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 15 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Кузнецова С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского суда от 24 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кузнецов С.Н, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении нового судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения суды руководствовались положениями законодательства Республики Казахстан, тогда как Кузнецов С.Н. является гражданином Российской Федерации.
В судебном заседании Кузнецов С.Н. и его представитель - Корниенко О.А. доводы кассационной жалобы поддержали, просили обжалуемые судебные постановления отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13 апреля 2020 года истец обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в Белореченском районе Краснодарского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в Белореченском районе Краснодарского края N от 16 апреля 2020 года в удовлетворении указанного заявления было отказано, ввиду отсутствия требуемого льготного стажа 10 лет, как того требует п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно трудовой книжке истца, Кузнецов С.Н. осуществлял свою трудовую деятельность в шахте "Шахтинской" Республики Казахстан в качестве подземного горнорабочего, подземного горного мастера, подземного помощника начальника участка, подземного заместителя начальника участка. Указанные должности дают право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N1, утвержденным Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 г N 10.
Представленная справка, уточняющая особый характер работы N от 02 июля 2019 года, выдана на основании архивных справок N от 27 июня 2019 года, N от 27 июня 2019 года. Периоды работы, а также должности в данных архивных справках полностью соответствуют записям в трудовой книжке. Сведения о работе в течение неполного рабочего дня и об отвлечениях отсутствуют.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что с 01 января 1998 года, в связи с вступлением в действие Закона от 16.01.1998г N32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении граждан" институт досрочных пенсий в Республике Казахстан, отменен, в том числе и для лиц, занятых на подземных работах, в связи с чем, специальный трудовой стаж истца мог быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ необходимо соблюдение одновременно следующих условий: работа в необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями - страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В стаж работы, дающей право на назначении пенсии в соответствии с вышеуказанным Законом, засчитываются периоды работы, предусмотренные Списками N 1, N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
Подпунктом "а" пункта 1 раздела "Горные работы" Списка N 1, производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, предусмотрено, что правом на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях обладают все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (шифр 10101000а).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов и особенностей национального законодательства страны - участника Соглашения, на территории которого осуществлялась трудовая деятельность гражданина Российской Федерации.
Однако суд первой инстанции приведенные выше положения норм материального права во внимание не принял и ошибочно посчитал правомерным отказ ответчика во включении в специальный трудовой стаж периода работы истца с 01 января 1998 года по 30 июня 1998 года.
Суд апелляционной инстанции, указанное нарушение не устранил, доводам апелляционной жалобы надлежащей оценки не дал.
В связи с чем, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского суда от 24 февраля 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами, исследовать доводы сторон, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского суда от 24 февраля 2021 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.