Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапарбаева Каната Советовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани о признании незаконными решений, включении периода работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Сапарбаева Каната Советовича на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Сапарбаев К.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани (далее - ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани), в котором просил:
- признать незаконными решения ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани N от 26 мая 2020 года и N от 28 июля 2020 года в части отказа Сапарбаеву К.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключении из страхового стажа периодов работы;
- возложить на ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани обязанность включить в подсчет страхового стажа Сапарбаева К.С. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
с 05 августа 1991 года по 01 августа 1992 года в должности врача интерна в Чимкентской городской больнице N2, с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача терапевта в медико-санитарной части "Строитель", с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача фтизиатра медико-санитарной части в Учреждении ИЧ-167/1, с 12 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности врача гистологической лаборатории и с 01 января 1998 года по 15 июня 1998 года в должности врача лаборанта гистологической лаборатории Областного онкологического диспансера г. Шымкент;
- возложить на ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани обязанность включить в подсчет страхового стажа Сапарбаева К.С. в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
с 15 декабря 1989 года по 05 января 1990 года в должности мед.брата гнойно-хирургического отделения в Областной детской клинической больнице, с 05 августа 1991 года по 01 августа 1992 года в должности врача интерна в Чимкентской городской больнице N2 (Республика Казахстан), с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача терапевта в медико-санитарной части "Строитель" (Республика Казахстан), с 05 июня 1996 года по 26 июля 1996 года в должности врач фтизиатр МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1 (Республика Казахстан), с 28 октября 1999 года по 25 декабря 1999 года и с 02 ноября 2004 года по 28 декабря 2004 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "ГБК N3";
- возложить на ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани обязанность включить в подсчет страхового стажа Сапарбаева К.С. в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев период работы с 15 декабря 1989 года по 05 января 1990 года в должности мед.брата гнойно-хирургического отделения в Областной детской клинической больнице;
- возложить на ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани обязанность назначить Сапарбаеву К.С. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 16 февраля 2020 года.
Решением Трусовского районного суда города Астрахани от 24 декабря 2020 года исковые требования Сапарбаева К.С. удовлетворены частично.
Признаны незаконными решения ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани N 86 от 26 мая 2020 года и N 124 от 28 июля 2020 года об отказе Сапарбаеву К.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части исключения из страхового стажа:
с 05 августа 1991 года по 30 июня 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2;
с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в медико-санитарной части "Строитель";
с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1;
с 12 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности врача гистологической лаборатории и с 1 января 1998 года по 15 июня 1998 года в должности врача-лаборанта гистологической лаборатории Областного онкологического диспансера г. Шымкент;
-в части исключения из специального страхового стажа:
с 15 декабря 1989 года по 05 января 1990 года в должности мед.брата гнойно-хирургического отделения в Областной детской клинической больнице из расчета год за 1 год 6 месяцев;
с 05 августа 1991 года по 30 июня 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2 (Республика Казахстан);
с 28 октября 1999 года по 25 декабря 1999 года и с 02 ноября 2004 года по 28 декабря 2004 года нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "ГБК N3".
На ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани возложена обязанность включить в подсчет страхового стажа Сапарбаева К.С. в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
с 05 августа 1991 года по 30 июня 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2;
с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в медико-санитарной части "Строитель";
с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1;
с 12 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности врача гистологической лаборатории, и с 1 января 1998 года по 15 июня 1998 года в должности врача-лаборанта гистологической лаборатории Областного онкологического диспансера г. Шымкент.
На ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани возложена обязанность включить в подсчет специального стажа Сапарбаева К.С. в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы:
с 15 декабря 1989 года по 05 января 1990 года в должности мед. брата гнойно-хирургического отделения в Областной детской клинической больнице из расчета год за 1 год 6 месяцев;
с 05 августа 1991 года по 30 июня 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2 (Республика Казахстан);
с 28 октября 1999 года по 25 декабря 1999 года и с 02 ноября 2004 года по 28 декабря 2004 года нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "ГБКN3".
В остальной части исковые требования Сапарбаева К.С. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года решение Трусовского районного суда города Астрахани от 24 декабря 2020 года отменено в части отказа Сапарбаеву К.С. в удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода работы с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1, постановлено в указанной части новое решение по делу.
В специальный стаж Сапарбаева К.С. включен период работы с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1 Республики Казахстан.
В остальной части решение Трусовского районного суда города Астрахани от 24 декабря 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе истец Сапарбаев К.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в медико-санитарной части "Строитель" в связи с нарушением норм материального права, приняв новое решение по делу об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Сапарбаев К.С. указывает, что судами нарушены положения статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не приняты во внимание письменные доказательства, представленные истцом, в частности архивная справка N от 26 ноября 2020 года. Указывает, что судами не принято во внимание тот факт, что истец осуществлял трудовую деятельность в должности врача-терапевта терапевтического отделения в одном и том же учреждении, изменение произошло лишь в переименовании учреждения, а именно медико-санитарная часть "Строитель" переименована в городскую поликлинику N5, но характер выполняемой работы и должность истца остались прежними, при этом один период работы истца с 04 марта 1994 года по 04 июня 1996 года в одной и той же должности у одного и того же работодателя включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсионного обеспечения, в то время как спорный период судами не включен в специальный стаж истца. Полагает, что справкой о переименовании учреждения от 02 сентября 2020 года подтверждается уплата обязательных пенсионных взносов с дохода. Критикует вывод судов о том, что Сапарбаев К.С. не представил допустимые и достоверные доказательства тому, что медико-санитарная часть "Строитель" являлась государственным или муниципальным учреждением здравоохранения, входящим в соответствующую Номенклатуру медицинских учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Указывает, что такой вид учреждения здравоохранения, как "медико-санитарная часть" поименован в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР N715 от 22 июля 1982 года, приказом Министерства здравоохранения России N395 от 03 ноября 1999 года, в том числе и в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России N529н от 06 августа 2013 года, при этом, поскольку в настоящее время в Республике Казахстан не действует закон, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, то получение уточняющей справки для истца затруднительно. Полагает, что отсутствие требуемых судами дополнительных документов, которые гражданин по независящим от него обстоятельствам не может представить, не может служить ограничением в получении досрочной пенсии, гарантированной ему Конституцией Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 06 февраля 2020 года Сапарбаев К.С, 10 сентября 1963 года рождения, обратился в ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
26 мая 2020 года решением ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани N Сапарбаеву К.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
26 мая 2020 года решением ГУ-УПФР в Трусовском районе г. Астрахани N, принятым во изменение предыдущего решения пенсионного органа N от 26 мая 2020 года, Сапарбаеву К.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
По предоставленным документам ответчиком признан специальный стаж работы Сапарбаева К.С. - 27 лет 03 месяца 20 дней.
В специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы Сапарбаева К.С.:
с 15 декабря 1989 года по 05 января 1990 года в должности медбрата гнойно-хирургического отделения в Областной детской клинической больнице;
с 05 августа 1991 года по 01 августа 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2 Республики Казахстан;
с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в Медико-санитарной части "Строитель" Республика Казахстан;
с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1 Республики Казахстан;
с 12 марта 1997 года по 15 июня 1998 года в должности врача-лаборанта гистологической лаборатории Областного онкологического диспансера г. Шымкент Республики Казахстан;
с 28 октября 1999 года по 25 декабря 1999 года, с 2 ноября 2004 года по 28 декабря 2004 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "ГКБ N3 им. С.М. Кирова".
Пенсионным органом из подсчета страхового стажа Сапарбаева К.С. исключены периоды работы:
с 05 августа 1991 года по 01 августа 1992 года в должности врача-интерна в Чимкентской городской больнице N2 Республики Казахстан;
с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в медико-санитарной части "Строитель" Республики Казахстан;
с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ- 167/1 Республики Казахстан;
с 12 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности врача гистологической лаборатории и с 1 января 1998 года по 15 июня 1998 года в должности врача-лаборанта гистологической лаборатории Областного онкологического диспансера г. Шымкент Республики Казахстан.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Сапарбаева К.С. суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 66, 187, 196 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного права", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года, Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N1-369-18, Законом Республики Казахстан от 16 июля 1996 года N32-I, Законом Республики Казахстан от 17 июня 1991 года N 675-XII, Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 137-1, исходил из того, что условия досрочного назначения пенсий по старости в Республике Казахстан, как в государстве-участнике Соглашения, до 01 января 1998 года аналогичны условиям, предусмотренным пенсионным законодательством Российской Федерации, в с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением медицинской деятельности, поэтому в специальный стаж истца подлежат включению периоды его работы по медицинской специальности на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до 01 января 1998 года.
Суд первой инстанции также пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в должности врача-терапевта в медико-санитарной части "Строитель" Республики Казахстан, поскольку не представлено уточняющий справок о том, к какому типу медицинского учреждения относилась медико-санитарная часть, а также периода с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1 Республики Казахстан, поскольку из наименования организации не следует, что она относится к учреждениям здравоохранения.
С учетом того, что на дату обращения Сапарбаева К.С. в пенсионный орган, им выработан специальный стаж работы менее 30 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 05 июня 1996 года по 27 января 1997 года в должности врача-фтизиатра МСЧ в Учреждении ИЧ-167/1 Республики Казахстан, поскольку по ранее действовавшему пенсионному законодательству до 01 ноября 1999 года в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
При этом суд апелляционной инстанции, проверяя расчет специального стажа, произведенного пенсионным органом, установил, что при расчете допущена арифметическая ошибка, и фактически специальный стаж Сапарбаева К.С. на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составлял не 27 лет 3 месяца 20 дней, а 25 лет 2 месяца 29 дней.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 года N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 ноября 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Таким образом, данными положениями закона установлено ограничение допустимых средств доказывания при определении характера работы, что обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 года N 2206-О).
Следовательно, работа истца в учреждениях здравоохранения в спорный период с 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как, в данном случае, подтверждается именно характер работы, поскольку устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель учитывал неблагоприятные воздействия различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
При этом судами обоснованно учтено, что работа не в любой организации, оказывающей медицинскую помощь населению, подлежит включению в специальный страховой стаж.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения периода 03 августа 1992 года по 03 марта 1994 года в специальный страховой стаж работы как лицу, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, основанными на законе.
Доводы жалобы о нарушении судами принципа состязательности сторон не состоятелен, поскольку суд первой инстанции в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела и какой стороне надлежит их доказывать, суд разрешилдело в соответствии с представленными доказательствами на основании правильно установленных обстоятельств.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, и применен закон, не подлежащий применению являются не состоятельными, поскольку суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, и указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения законного и обоснованного решения по делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сапарбаева Каната Советовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.