Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи ФИО4, судей ФИО7, ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ФИО2 на решение Туапсинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда
Заслушав доклад судьи ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в производстве мирового судьи судебного участка N "адрес" края находилось уголовное дело по обвинению ФИО6 по факту совершения преступлений предусмотренных ст. 119 УК РФ и 139 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья вынес обвинительный приговор в отношении ФИО6 Ответчик ФИО1 являлась свидетелем по уголовному делу и клеветала на истца ФИО2 и ее мать, оскорбляла их в суде. Действия ответчика являются злоупотреблением правом и направлены на освобождения от уголовной ответственности осужденного. Суд дал оценку показаниям ответчика, указав в приговоре, что им доверять нельзя. ФИО2 полагала, что показания ФИО1, данные в рамках уголовного дела, являются обвинением истца в искусственном создании доказательств по уголовному делу. Своим злоупотреблением правом, враньем в пользу родственника, оскорблением и клеветой в отношении истца и ее матери ответчик нанесла истцу моральный ущерб, который с учетом нравственных страданий истец оценивает в 1 000 000 рублей.
Решением Туапсинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Туапсинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить судебные постановления, указывает на неправомерность выводов суда и неправильное применение норм материального права. Полагает, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам и доказательствам. Обязанность подтвердить заявленную клевету лежит на ответчике. Полагает, что ответчиком опорочена честь истца, которая требует материальной компенсации.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2 являлась потерпевшей по уголовному делу по обвинению ФИО6 по ст. ст. 119, 139 УК РФ. В ходе судебного заседания по уголовному делу N в качестве свидетеля была допрошена ответчица ФИО1, которая по мнению истца допустила в отношении истца и её матери оскорбительные клеветнические высказывания.
В приговоре мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, как и в протоколе судебного заседания изложены показания свидетеля ФИО1 и им мировым судом дана критическая оценка только в части того, что ФИО6 в жилище потерпевших вошел по приглашению жильцов, полагая их обусловленными родственными отношениями с подсудимым. Остальные показания свидетеля ФИО1 судом критически не оценивались и легли в основу обвинительного приговора, тем не менее, ФИО2 считает эти показания ответчика клеветой и оскорблением, а также злоупотреблением правом.
Поводом для обращения истца о защите чести, достоинства с настоящим иском послужило распространение, по мнению истца, сведений порочащих её честь и деловую репутацию в рамках рассмотрения уголовного дела.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствовался нормами ст. ст. 76, 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, учел разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", и пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств распространения ответчиком сведений, которые бы порочили её честь и достоинство, негативно характеризовали истца применительно к положениям ст. 152 ГК РФ, а также доказательств нарушения ее прав, требующих восстановления путем судебной защиты.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что сведения, высказанные ответчиком не подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном ст. 152 ГК РФ, поскольку заявителем не доказан факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений. По своей смысловой нагрузке и общему контексту сведения, изложенные в свидетельских показаниях не содержат объективно выявляемый негативный смысловой компонент. Таким образом, истцом не представлено обстоятельств, подтверждающих факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции кассатора, занимаемой в судах первой и апелляционной инстанций, не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом первым статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Из правомерно примененных судом положений статей 152 Гражданского кодекса РФ, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Законодатель, закрепив в статье 151 Гражданского кодекса РФ общий принцип компенсации морального вреда, не установилограничений в отношении оснований такой компенсации.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет ни минимальный, ни максимальный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. В любом случае компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом - компенсировать потерпевшему перенесенные им физические и (или) нравственные страдания.
В пунктах 1, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что, принимая во внимание приведенные выше конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией РФ правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную "данные изъяты" правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления с другой.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Порочащими в частности являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы со ссылкой на совокупность доказательств, подвергшихся судебной проверке и правовому анализу в соответствии с положениями процессуального закона, между собой согласуются, основаны на принципах гражданского судопроизводства и правилах оценки доказательной базы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами суда нижестоящей инстанции.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Неприятие судом позиции стороны не является ущемлением процессуальных прав, относится к полномочиям суда, определяющего, какие обстоятельства имеют значение для дела, какие доказательства принимать либо отказывать в их принятии.
Заявленные требования рассмотрены и разрешены по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, с учетом возражений ответчика и представленным доказательствам. За пределами судебной проверки и соответствующей оценки не остались значимые и важные обстоятельства, предмет доказывания определен верно, и в объеме, позволяющем прекращение спорности между сторонами.
В силу изложенного, оспариваемые судебные постановления соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий судья ФИО4
Судьи ФИО7
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.