Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Комякова Сергея Львовича на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 сентября 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-643/2021 по административному исковому заявлению Комякова Сергея Львовича к УМВД России по Ивановской области, МО МВД России "Ивановский", ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, инспектору ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области Толкунову Владиславу Владимировичу, должностным лицам ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Голубеву Александру Васильевичу, Трухину Алексею Валерьевичу, Галину Артуру Дмитриевичу, должностным лицам МО МВД России "Ивановский" Овсяникову Илье Павловичу, Соболеву Сергею Александровичу, Малыгину Николаю Николаевичу, Уткину Андрею Ивановичу о признании незаконными решений, действий и бездействий, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Комяков С.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просил:
1. Признать незаконным поручение следователя СУ СК РФ по Ивановской области Кайлова А.В. от 19 ноября 2020 года о производстве следственно-оперативных мероприятий по уголовному делу N 12002240002000197, признать незаконным бездействие по невнесению в указанное поручение изменений в связи с установлением личности разыскиваемого лица подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления или признать незаконным бездействие по отмене указанного поручения, в связи с установлением личности разыскиваемого лица;
2. Признать незаконными действия административных ответчиков УМВД России по Ивановской области, МО МВД России "Ивановский", ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, Толкунова В.В, Овсяникова И.П, Соболева С.А, Малыгина Н.Н, Уткина А.И, Галина А.Д, Голубева А.В, Трухина А.В. по задержанию Комякова СЛ. или признать незаконными действия указанных административных ответчиков по ограничению права Комякова С.Л. права на свободу и права на свободу передвижения в период времени с 13 часов 00 минут по 15 часов 20 минут 21 ноября 2020 года;
3. Признать незаконными бездействия административных ответчиков Малыгина Н.Н, Уткина А.И, МО МВД России "Ивановский" по не освобождению Комякова СЛ. после установления его личности 21 ноября 2020 года в 13 часов 25 минут или признать незаконными действия по ограничению права на свободу и права на свободу передвижения Комякова СЛ. после установления его личности;
4. Признать незаконными действия административных ответчиков Соболева А.С, Овсяникова И.П, МО МВД России "Ивановский" по доставлению Комякова СЛ. 21 ноября 2020 года в МО МВД России "Ивановский", а также бездействие по непроведению личного досмотра Комякова С Л.;
5. Признать незаконными действия административных ответчиков Галина А.Д, ОМВД России по Ленинском району г. Иваново по доставлению Комякова C.JI. 21 ноября 2020 года из МО МВД России "Ивановский" в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново;
6. Признать незаконным бездействие административных ответчиков УМВД России по Ивановской области, МО МВД "Ивановский", ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, Толкунова В.В, Овсяникова И.П, Соболева С.А, Малыгина Н.Н, Галина А.Д, Голубева А.В, Трухина А.В. по несвоевременному установлению непричастности Комякова С.Л. к совершению преступления;
7. Признать незаконными действия административного ответчика Голубева А.В. по фотографированию Комякова С.Л. и занесению фотографии в базу данных, а также по проверке на причастность к преступлениям с использованием системы АДИС "ПАПИЛОН";
8. Признать незаконными действия и бездействия административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново:
по обработке биометрических персональных данных Комякова С.Л. (изображения, фото), а также сведений о росте Комякова С.Л, полученных 21 ноября 2020 при фотографировании Комякова С.Л.;
по непредоставлению Комякову С.Л. права на принятие решения об обработке своих биометрических персональных данных (изображения, фото и сведений о росте), а также права на дачу согласия в письменной форме на обработку своих биометрических персональных данных (изображения, фото и сведений о росте);
9. Признать незаконными действия и бездействия административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново:
по неудалению или по необезличиванию полученных 21 ноября 2020 года биометрических персональных данных Комякова С.Л. (изображения, фото и сведений о росте), а также по их обработке по результатам достижения целей обработки, ради которых был произведен сбор биометрических персональных данных;
по непредоставлению сведений (информации), предусмотренной ч. 7 ст. 14 Федерального закона "О персональных данных" на обращение Комякова С.Л. от 21 ноября 2020 года;
признать незаконным решение об ограничении права Комякова С.Л. на доступ к персональным данным, содержащееся в ответе N 207721567427 от 22 декабря 2020 года на имя Комякова С.Л. за подписью Врио начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Рыбакова В.Ю.;
10. Обязать административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Комякова С.Л. или препятствия к их осуществлению, а в случае невозможности восстановить права и законные интересы Комякова С.Л. или препятствия к их осуществлению, в целях реализации прав Комякова С.Л. на получение извинений, ограничиться признанием незаконными обжалуемых решений, действий и бездействий.
В случае отказа судом в удовлетворении требований, указанных в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, заявлены следующие административные исковые требования:
11. Признать незаконными действия (решения) и бездействия административных ответчиков Толкунова В.В, УМВД России по Ивановской области:
по объявлению о задержании или по сообщению Комякову С.Л. недостоверной информации о его задержании;
по совершению действий и бездействий, направленных на доставление Комякова С.Л. в МО МВД России "Ивановский", в том числе по его передаче сотрудникам полиции МО МВД России "Ивановский" Соболеву С.А, Овсяникову И.П.;
по недоставлению Комякова СЛ. к следователю СУ СК РФ по Ивановской области, в производстве которого находилось уголовное дело N 12002240002000197;
по неустановлению личности Комякова С.Л. на месте или на основании его документов, удостоверяющих личность;
по непроведению личного досмотра Комякова С.Л.;
по непредоставлению Комякову С.Л. сведений о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих Комякова C.JL в правах и свободах, а также о возникающих у Комякова CJL в связи с применением мер прав и обязанностей;
по неустановлению непричастности Комякова С.Л. к совершению преступления;
12. Признать незаконными действия (решения) и бездействия административных ответчиков Соболева А.С, Овсяникова И.П, МО МВД России "Ивановский":
по предъявлению требования Комякову С.Л. о необходимости проехать в МО МВД России "Ивановский" в служебном автомобиле, а также дальнейшее доставление в служебном автомобиле гражданина Комякова С.Л. в здание МО МВД России "Ивановский";
по помещению Комякова СЛ. в закрытую от выхода часть здания МО МВД России "Ивановский";
по передаче Комякова С.Л. сотрудникам дежурной части МО МВД России "Ивановский";
по недоставлению Комякова С.Л. к следователю СУ СК РФ по Ивановской области, в производстве которого находилось уголовное дело N 12002240002000197;
по неустановлению личности Комякова С.Л. на месте или на основании его документов, удостоверяющих личность;
по непроведению личного досмотра Комякова С.Л.;
по непредоставлению Комякову С.Л. сведений о должности, звании, фамилии; о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих Комякова С.Л. в правах и свободах, а также о возникающих у Комякова СЛ. в связи с применением мер прав и обязанностей.;
по неустановлению непричастности Комякова С.Л. к совершению преступления;
13. Признать незаконными действия (решения) и бездействия административных ответчиков Малыгина Н.Н, Уткина А.И, МО МВД России "Ивановский":
по помещению гражданина Комякова С.Л. и его удержание в закрытой от выхода части здания МО МВД России "Ивановский";
по неосвобождению Комякова С.Л. по результатам установления в 13 часов 25 минут его личности, а также дальнейшее удержание до его передачи сотруднику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Галину А.Д.;
по передаче Комякова С.Л. в подчинение сотруднику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Галину А.Д.;
по непроведению личного досмотра Комякова С.Л.;
по непредоставлению Комякову С.Л. сведений о должности, звании, фамилии; о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих Комякова С.Л. в правах и свободах, а также о возникающих в связи с применением мер прав и обязанностей;
по неустановлению непричастности Комякова С.Л. к совершению преступления;
14. Признать незаконными действия (решения) и бездействия административных ответчиков Галина А.Д, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново:
по предъявлению Комякову С.Л. требования о необходимости проехать из МО МВД России "Ивановский" в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, а также дальнейшее доставление в служебном автомобиле из МО МВД России "Ивановский" в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново;
по неосвобождению Комякова С.Л. по результатам его передачи сотрудниками МО МВД России "Ивановский" в подчинение Галину Д.А.;
по передаче Комякова С.Л. в подчинение сотруднику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Голубеву А.В.;
по непроведению личного досмотра Комякова С.Л.;
по непредоставлению Комякову С.Л. сведений о должности, звании, фамилии; о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих Комякова С.Л. в правах и свободах, а также о возникающих в связи с применением мер прав и обязанностей;
по неустановлению непричастности Комякова С.Л. к совершению преступления;
15. Признать незаконными действия и бездействия административных ответчиков Голубева А.В, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново:
по неосвобождению Комякова С.Л. из здания ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново по результатам его отказа от предоставления биометрических персональных данных и повторного установления личности, а также по результатам его фотографирования и отказа от сдачи анализов ДНК и предоставления отпечатков пальцев;
по передаче Комякова С.Л. в подчинение сотруднику ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Трухину А.В.;
по удержанию Комякова С.Л. в закрытой от выхода части здания ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново (в дежурной части ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново);
по непредоставлению Комякову СЛ. сведений о должности, звании, фамилии; о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих в правах и свободах, а также о возникающих в связи с применением мер прав и обязанностей;
по неустановлению непричастности Комякова СЛ. к совершению преступления;
по несвоевременному предоставлению Комякову С.Л. возможности покинуть здание ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново или несвоевременному освобождению Комякова С.Л.;
16. Признать незаконными действия и бездействия административных ответчиков Тгухина А.В, ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново:
по установлению личности Комякова С.Л.;
по не освобождению Комякова СЛ. из здания ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново по результатам его отказа от предоставления ДНК теста (ДНК анализа);
по проведению беседы, направленной на понуждение Комякова С.Л. предоставить ИНК анализ;
по не предоставлению Комякову С.Л. сведений о должности, звании, фамилии; о причинах и целях обращения к гражданину; по неразъяснению причин и оснований применения мер, ограничивающих Комякова С.Л. в правах и свободах, а также о возникающих в связи с применением мер прав и обязанностей;
по несвоевременному освобождению Комякова С.Л.
В обоснование заявленных требований указал, что 21 ноября 2020 года во время прогулки был задержан сотрудниками ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.29 КоАП РФ, в последующем задержан сотрудниками МО МВД России "Ивановский" в связи с проводимой проверкой на предмет причастности административного истца к совершенному преступлению. Протоколы задержания, доставления Комякова С.Л. сотрудниками правоохранительных органов составлены не были, как и без согласия административного истца отобраны и обработаны его биометрические персональные данные. В последующем административной истец обратился в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново о получении информации, касающейся обработки его персональный данных, однако получил отказ в ее предоставлении. Считает, что принятые меры административного принуждения не соответствовали критериям необходимости и соразмерности.
Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения Апелляционным определением Ивановского областного суда от 26 августа 2021 года, указанное административное исковое заявление в части требований, заявленных к Следственному управлению Следственного комитета России по Ивановской области, следователю Ленинского межрайонного следственного отдела г. Иваново Следственного управления Следственного комитета России по Ивановской области Кайлову А.В, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Комякова С.Л. к УМВД России по Ивановской области, МО МВД России "Ивановский", ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, инспектору ДПС ГИБДД УМВД России по Ивановской области Толкунову В.В, должностным лицам ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Голубеву А.В, Трухину А.В, Галину А.Д, должностным лицам МО МВД России "Ивановский" Овсяникову И.П, Соболеву С.А, Малыгину Н.Н, Уткину А.И. о признании незаконными решений, действий и бездействий, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений отказано.
Дополнительным решением Ивановского районного суда Ивановской области от 2 июня 2021 года признаны незаконными решение административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново об ограничении права Комякова С.Л. на доступ к персональным данным, содержащееся в ответе N 207721567427 от 22 декабря 2020 года, а также бездействие административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново по неудалению, необезличиванию полученных 21 ноября 2020 года биометрических персональных данных Комякова С.Л. (фотоизображения, сведений о росте), а также действий по их обработке после достижения целей обработки и по непредоставлению Комякову С.Л. информации, предусмотренной ч. 7 ст. 14 Федерального закона "О персональных данных", на административного ответчика ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново судом возложена обязанность по устранению допущенных нарушений требований законодательства, а также по восстановлению прав и законных интересов административного истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 сентября 2021 года, решение Ивановского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, по мотивам нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 КАС РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Таким образом, для признания незаконными действий должностного лица необходима совокупность двух условий, а именно не соответствие действий закону, а также нарушение совершенными действиями прав административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 ноября 2020 года примерно в 12 часов 47 минут Комяков С.Л. был остановлен инспектором взвода N 3 ОБ ДПС ГИБДД УМВД Толкуновым В.В, направленным по адресу ул. Окуловой г. Иваново для проверки поступившей в ОМВД России по Советскому району г. Иваново информации связанной со схожестью административного истца с субъективным портретом разыскиваемого лица, в рамках возбуждённого уголовного дела N 120002000198 Ленинским МСО г. Иваново СУ СК России по Ивановской области.
Административному истцу было предложено проследовать в служебный автомобиль и проехать в МО МВД России "Ивановский", поскольку установить личность административного истца и причастность к совершению преступления на месте не представилось возможным.
В связи с отказом Комякова С. Л. проследовать в отдел, на место задержания прибыли сотрудники УУП МО МВД России "Ивановский" Соболев С.А. и Овсяников И.П.
В связи с отсутствием документов удостоверяющих личность, Комяков C.Л. в 13 часов 25 минут был доставлен в указанный отдел полиции.
После установления личности, в 13 часов 45 минут административный истец был передан оперативному уполномоченному уголовного розыска ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Галину А.Д.
В дежурную часть ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Комяков С.Л. был доставлен 21 ноября 2020 года в 14 часов 00 минут оперативным уполномоченным уголовного розыска Галиным А.Д, где был передан оперативному дежурному Голубеву С.В, а в последующем, для проверки на причастность к совершенному преступлению, начальнику отдела уголовного розыска Трухину А.В.
В связи с непричастностью к расследуемому уголовному делу 21 ноября 2020 года в 15 часов 20 минут административной истец был освобожден.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что фактическое ограничение свободы передвижения Комякова С.Л. определено периодом времени с 12 часов 47 минут до 15 часов 20 минут 21 ноября 2020 года, то есть не превышает трех часов.
23 ноября 2020 года Комяков С.Л. обратился в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново с жалобой на незаконное доставление и задержание без составления соответствующих документов, а также по вопросу представления ему информации.
26 ноября 2020 года административный истцом направлены дополнения к указанной жалобе, в которых указано на то, что административный истец не был доставлен до дома, в связи с чем, ему пришлось за собственный счёт, испытывая чувство голода, добираться до дома, что повлекло причинение вреда его здоровью.
На обращения административного истца от 23 ноября 2020 года и 26 ноября 2020 года Врио начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново Рыбаковым В.Ю. был дан мотивированный ответ N 3/207721567427.
Разрешая заявленные требования, и частично отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что в действиях сотрудников органов МВД России по доставлению Комякова С.Л. в отдел полиции отсутствуют нарушения требований закона, указанные действия произведены в рамках, предоставленных сотрудникам полиции полномочий с соблюдением положений действующего законодательства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции с указанными выводами согласна.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Такие ограничения, в частности, предусмотрены Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и некоторыми другими законодательными актами.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), назначением полиции является незамедлительная помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
В силу статьи 5 Закона о полиции полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возлагаются обязанности: в том числе, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1); прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (пункт 2).
Сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина при невозможности решения данного вопроса на месте (пункт 13 части 1 статьи 13 ФЗ "О полиции").
Европейский Суд по правам человека в своих правовых позициях указал, что статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашая право на свободу и личную неприкосновенность, говорит о физической свободе лица; ее цель - гарантировать, чтобы никто не мог быть произвольно лишен свободы в смысле данной статьи (постановление от 25.06.1996 по делу "Амюур (Amuur) против Франции"). В оценке обстоятельств конкретных жалоб Европейский Суд по правам человека исходил из того, что само по себе лишение свободы не обязательно является нарушением пункта 1 статьи 5 Конвенции, но перечень исключений из права на свободу, гарантируемого в данном пункте, является исчерпывающим, и только узкое толкование этих исключений соответствует цели данного положения, а именно обеспечению того, чтобы никто не был лишен свободы произвольно (постановления от 25.09.2003 по делу "Василева (Vasileva) против Дании", от 09.03.2006 по делу "Менешева против Российской Федерации", от 24.06.2008 по делу "Фока (Foka) против Турции", от 21.06.2011 по делу "Шимоволос против Российской Федерации", от 03.11.2011 по делу "Александра Дмитриева против Российской Федерации" и др.).
Последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части установлена Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденным Приказом МВД России N 389 от 30.04.2012.
Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Закона о полиции, и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктами 13, 14 части 1 статьи 13 Закона о полиции для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления (пункт 3 Наставления).
По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления при отсутствии оснований для помещения лица в помещение для задержанных оперативным дежурным принимается решение об освобождении лица (пункт 5.2. Наставления).
В соответствии с требованием пункта 8 Наставления после доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан: выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении (пункт 8.1.); установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (пункт 8.2.); зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (пункт 8.3).
Соглашаясь с правильностью установленных судами обстоятельств и принимая во внимание вышеизложенные положения закона, судебная коллегия находит верным вывод судов обеих инстанций о том, что примененные полицией в отношении административного истца меры, осуществлены в соответствии с требованиями закона. Применение указанных выше мер, по мнению судебной коллегии, отвечает критериям необходимости, разумности и соразмерности, с учетом обстоятельств дела.
Период нахождения административного истца в отделе полиции, включающий время доставки и установления личности, не является несоразмерным, нарушающим конституционные права Комякова С.Л.
Закрепленное право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции представляет собой меру административного принуждения, направленную исключительно на защиту прав и законных интересов как доставляемых, так и иных лиц.
При таких данных судебная коллегия находит выводы судов законными и обоснованными, а судебные акты принятыми в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ с учетом фактических обстоятельств дела и в соответствии с нормами материального права, регламентирующими рассматриваемые правоотношения; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ); установленные обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны совокупностью собранных по делу доказательств и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах в строгом соответствии со статьями 64 и 84 КАС РФ.
Ссылки кассатора на нарушение судом процессуальных норм, основанием к отмене решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что это привело к принятию неправильного решения (часть 4 статьи 310 КАС РФ); правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Доводы изложенные в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 8 апреля 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Комякова Сергея Львовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный части 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.