Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Гриценко И.В, судей Дунюшкиной Н.В, Поповой С.К, по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В, при ведении протокола помощником судьи Рыбником В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шкурковой Натальи Николаевны и апелляционному представлению прокурора Грибовой М.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 29 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Шкуркова Н.Н. обратилась в суд с иском к ПАО "НКХП" о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в случае незаконного увольнения при сокращении численности или штата работников, компенсации за задержку выплаты заработной платы и возмещении морального вреда.
В обоснование требований указано, что 14 апреля 1997 г..истец была принята на работу в ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" на должность техника в лабораторию мельзавода, за время работы неоднократно была переведена на другие должности. С 14 ноября 2014 г..истец была переведена на должность ведущего инженера-лаборанта в испытательном центре, которую занимала до момента расторжения трудового договора. 11 января 2001 г..со Шкурковой Н.Н. был заключен трудовой договор "N... ", впоследствии было заключено дополнительное соглашение к нему "N... " от 17 января 2020 г..15 марта 2021 г..вышеуказанный трудовой договор был расторгнут в связи с сокращением штата работников организации. 14 января 2021 г..истцом было получено уведомление сокращении штата работников и последующем увольнении, в котором было указано, что занимаемая ею должность будет сокращена с 16 марта 2021 г, а также сообщалось, что вакантные должности, соответствующие ее квалификации, отсутствуют. Считает, что действительным основанием к увольнению явилась конфликтная ситуация, связанная с ее сыном Шкурковым М.М, которая не имела отношения к ее деловым качествам. Занимаемая ею должность ведущего инженера-лаборанта испытательного центра является единственной по штатному расписанию в ПАО "НКХП", и без обеспечения ею контроля качества при переработке зерна и выдачи получателям продукции документов, удостоверяющих качество и безопасность, в ПАО "НКХП" не может осуществляться деятельность по переработке зерна и реализации полученных зернопродуктов. Принятие решения о сокращении этой должности является необоснованным и носит дискриминационный характер в отношении неё. В уведомлении об увольнении истцу не предлагался перевод на имеющиеся вакантные должности, включая нижестоящие или менее оплачиваемые должности, которые соответствуют значительному опыту ее работы и состоянию здоровья, то есть ее деловым и личным качествам.
При этом другим работникам ПАО "НКХП", чьи должности подлежали сокращению, были предложены некоторые вакантные должности, но не в полном объеме, чем имелось. В декабре 2020 г..- январе 2021 г, в период работы комиссии по изменению штатного расписания, осуществлялся прием на работу лиц на новые должности, по которым истец могла исполнять обязанности, в том числе и в соответствии с имеющейся у нее квалификацией. Тем самым не соблюден порядок увольнения по указанным основаниям, чем нарушены требования части 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ. На основании изложенного, истец просила суд признать незаконными приказы ПАО "НКХП" "N... " от "Дата... " и "N... " от "Дата... " в части сокращения должности ведущего инженера-лаборанта испытательного центра, признать незаконным приказ "N... "/к-3 от "Дата... " о расторжении трудового договора "N... " от "Дата... " и увольнении в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ; восстановить Шкуркову Н.Н. в должности ведущего инженера-лаборанта испытательного центра с выплатой заработной платы за время вынужденного прогула с 16 марта 2021 г..на дату вынесения судебного решения с удержанием причитающихся обязательных платежей; взыскать с ПАО "НКХП" компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 460, 35 рублей, моральный вред в размере 100 000 рублей, судебные расходы на участие представителя в размере 15 000 рублей, за оформление доверенности в размере 1 025 рублей, а также почтовые расходы в размере 759 рублей 81 копейку.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 29 июля 2021 г. в удовлетворении иска Шкурковой Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Шкуркова Н.Н. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционном представлении прокурор Грибова М.Г. также выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление представитель ответчика указал, что решение суда первой инстанции необходимо оставить без изменения, а апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Заслушав истца Шкуркову Н.Н. и её представителя на основании доверенности Дудченко Т.М, просивших решение суда отменить, заключение прокурора Фащук А.Ю, поддержавшей доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений на них, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что Шкуркова Н.Н. была принята на работу в открытое акционерное общество "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" 14 апреля 1997 г. согласно приказу от 14 апреля 1997 г. "N... " на должность техника в лабораторию мельзавода (трудовой договор от "Дата... " "N... ").
01 июня 1998 г. Шкуркова Н.Н. была переведена на должность заведующей лаборатории цеха мельзавода, 15 апреля 2005 г. - на должность старшего инженера-лаборанта в производственно-технологическую лабораторию, 31 января 2014 г. - на должность ведущего инженера-лаборанта в производственно-технологическую лабораторию, 14 ноября 2014 г. - на должность ведущего инженера-лаборанта в испытательный центр.
13 января 2021 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по улучшению эффективности деятельности и оптимизации работы в ПАО "НКХП" сокращено 17 штатных единиц на основании приказа генерального директора ПАО "НКХП" N 7, в том числе ставка ведущего инженера-лаборанта испытательного центра была исключена из штатного расписания с 16 марта 2021 г.
На основании приказа генерального директора ПАО "НКХП" от 13 января 2021 г. было утверждено новое штатное расписание, которое вводилось в действие с 16 марта 2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.
Так, 14 января 2021 г. Шкурковой Н.Н. было вручено под роспись уведомление о предстоящем сокращении, согласно которому в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ Шкуркова Н.Н. была также проинформирована об отсутствии в ПАО "НКХП" вакантных должностей, соответствующих ее квалификации.
Пунктом 2 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за 2 (два) месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за 2 (две) недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 (три) месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
14 января 2021 г. ПАО "НКХП" направило в Центр занятости населения г. Новороссийска сведения о высвобождаемых работниках.
14 января 2021 г. председателю профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ПАО "НКХП" профсоюза работников АПК РФ Яцыне Ю.П. было направлено уведомление о сокращении штата, которое было получено 14 января 2021 г.
28 января 2021 г. на заседании профсоюзного комитета ПАО "НКХП" было рассмотрено уведомление о сокращении штата.
15 февраля 2021 г. председателю профсоюзного комитета ПАО "НКХП" Яцыне Ю.П. были направлены уведомление о сокращении штата (повторно) и запрос мотивированного мнения в порядке статьи 373 Трудового кодекса РФ, которые были получены Яцыной Ю.П. 15 февраля 2021 г.
15 февраля 2021 г. председатель профсоюзного комитета ПАО "НКХП" письменно обратился к руководителю испытательного центра в целях получения его мнения по вопросу необходимости наличия штатной единицы ведущего инженера-лаборанта в испытательном центре.
16 февраля 2021 г. руководитель испытательного центра письменно ответил председателю профсоюзного комитета ПАО "НКХП", что сокращение должности ведущего инженера-лаборанта не приведет к ухудшению качества работы испытательного центра и производственно-технологической лаборатории и не замедлит производственный процесс; что функционал, аналогичный должностным обязанностям ведущего инженера-лаборанта испытательного центра в части контроля качества муки и зерна, поступающего в помол, имеется в должностных обязанностях руководителя испытательного центра, заместителя руководителя испытательного центра, техника 1 категории испытательного центра, техника 2 категории производственно-технологической лаборатории, обладающих достаточным опытом и квалификацией для их исполнения; что не имеет возражений по вопросу сокращения должности ведущего инженера-лаборанта испытательного центра.
На основе решения профсоюзного комитета ПАО "НКХП" и письменного ответа руководителя испытательного центра от 16 февраля 2021 г, а также в отсутствие нарушений трудового законодательства и обращений сокращаемых работников председатель профсоюзного комитета ПАО "НКХП" Яцына Ю.П. воздержался от предоставления руководству ПАО "НКХП" мотивированного мнения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2, п. 3 или п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).
При этом, исходя из содержания ч. 2 ст. 373 ТК РФ увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он не представит такое мнение в течение 7 рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае если он представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, то есть не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что увольнение Шкурковой Н.Н. было произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с действующим законодательством, являются обоснованными.
15 марта 2021 г. трудовой договор от 11 октября 2001 г. "N... " с Шкурковой Н.Н. был расторгнут в связи с сокращением штата работников организации в полном соответствии с пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ (часть 1 статьи 180 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 под другой работой понимается предоставление работнику работы (вакантной должности) в той же организации, соответствующей квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иной имеющейся в организации вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Под вакантной должностью следует понимать не занятую (не замещенную) никем должность в организации (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 августа 2017 г. N 14-2/В-761).
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не были предложены ему все имеющиеся вакансии в ПАО "НКХП", являются необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с пп. 6 и пп. 7 п. 16.4 ст. 16 Устава ПАО "НКХП" (утвержден решением Внеочередного общего собрания акционеров ПАО "НКХП", Протокол от 07.11.2016 N 49) генеральный директор ПАО "НКХП" принимает и увольняет работников Общества с учетом ограничений (условий), установленных пп. 48 п. 15.2 ст. 15 Устава ПАО "НКХП", и утверждает штатное расписание ПАО "НКХП" с учетом ограничений (условий), установленных пп. 49 п. 15.2 ст. 15 Устава ПАО "НКХП", соответственно.
В соответствии с пп. 48 и пп. 49 п. 15.2 ст. 15 Устава ПАО "НКХП" к компетенции Совета директоров ПАО "НКХП" относятся согласование предложенных генеральным директором ПАО "НКХП" кандидатур на замещение вакантных должностей ключевых руководящих работников (заместители генерального директора, советники генерального директора, помощники генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, директора по направлениям) и согласование предложений генерального директора ПАО "НКХП" по организационной структуре управления ПАО "НКХП" соответственно.
В связи с изложенным в соответствии с Уставом ПАО "НКХП" генеральный директор ПАО "НКХП" имеет право единолично утверждать штатное расписание ПАО "НКХП" без изменения организационной структуры управления ПАО "НКХП".
В соответствии с пунктом 4 "Обзора практики рассмотрения судами дел по порам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя" (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09 декабря 2020 г.) работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. К гарантиям прав работников при принятии работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации относится установленная ТК РФ обязанность работодателя предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Данная обязанность работодателя императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, указанная гарантия (наряду с установленным законом порядком увольнения работника) направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации.
Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно. При этом работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный статьей 2 Трудового кодекса РФ, и запрет на дискриминацию в сфере труда.
В соответствии с трудовым законодательством работник при приеме на работу предоставляет документ, подтверждающий уровень его квалификации.
Согласно личной карточке (формы Т-2) у Шкурковой Н.Н. высшее образование - специалитет по специальности "технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства" с присвоением квалификации "инженер-технолог".
21 июля 2017 г. Шкурковой Н.Н. было подписано согласие на обработку персональных данных, в котором работник обязался сообщать в отдел кадров ПАО "НКХП" в пятидневный срок об изменении его персональных данных.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О защите персональных данных" к персональным данным относится, в том числе, образование, профессия и другая информация.
Сообщений от Шкурковой Н.Н. о наличии у нее иного вида образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки в ПАО "НКХП" не поступало.
Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, не установлена обязанность работодателя направлять письменный запрос для выяснения вопроса о наличии у подлежащего сокращению работника иного образования, специальности, квалификации, допуска к работе.
Соответственно, у ПАО "НКХП" отсутствуют сведения о наличии у Шкурковой Н.Н. иного вида образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
По состоянию на 14 января 2021 г. штатная численность ПАО "НКХП" составляла 649 единиц, из которых 7 должностей были вакантны: заместитель генерального директора по безопасности; главный специалист по оперативной отчетности, анализу и контролю; экономист 1 категории экономической службы; инженер по технадзору за строительством службы по техническому надзору; начальник отдела экспедирования грузов; подсобный рабочий отдела главного энергетика (квотируемое рабочее место); уборщик производственных помещений административно-хозяйственного отдела (квотируемое рабочее место).
Вышеуказанные ставки не были предложены Шкурковой Н.Н. в связи с тем, что на основании утвержденных должностных инструкций для замещения данных должностей установлены следующие квалификационные требования: заместитель генерального директора по безопасности: высшее образование и стаж работы в охранных структурах или правоохранительных органах не менее 3 лет, назначается по решению Совета директоров ПАО "НКХП"; главный специалист по оперативной отчетности, анализу и контролю: высшее экономическое образование, стаж работы по специальности не менее 5 (пяти) лет; экономист 1 категории экономической службы: высшее экономическое образование; инженер по технадзору за строительством службы по техническому надзору: высшее (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 (трех) лет; начальник отдела экспедирования 1рузов: высшее образование, стаж работы в сфере экспедирования при организации международных перевозок грузов не менее 3 (трех) лет, владение английским языком на уровне, позволяющим осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание грузов; подсобный рабочий отдела главного энергетика (квотируемое рабочее место): для замещения должности необходимо иметь инвалидность; уборщик производственных помещений административно-хозяйственного отдела (квотируемое рабочее место): для замещения должности необходимо иметь инвалидность.
За период с 14.01.2021 по 15.03.2021 в связи с увольнением работников образовались и были заполнены следующие ставки: слесарь-сантехник 4 разряда отдела главного энергетика (дата приема: 01.02.2021); пробоотборщик производственно-технологической лаборатории (дата приема: 01.02.2021); специалист 1 категории по информационной безопасности отдела информационных технологий (дата приема: 08.02.2021); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда отдела главного энергетика (дата приема: 19.02.2021); медицинская сестра кабинета по проведению медицинских осмотров (дата приема: 22.02.2021); дежурный стрелочного поста 2 разряда транспортного участка (дата приема: 25.02.2021); машинист тепловоза транспортного участка (дата приема: 02.02.2021).
Вышеуказанные ставки Шкурковой Н.Н. не были предложены работодателем в связи с тем, что на основании утвержденных должностных инструкций для замещения данных должностей установлены следующие квалификационные требования: слесарь-сантехник 4 разряда отдела главного энергетика: среднее профессиональное профильное) образование и стаж работы по профессии не менее 1 (одного) года; (пробоотборщик производственно-технологической лаборатории: среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по технологии и переработке зерна (указанная ставка не является вакантной, так как основной работник находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет); специалист по информационной безопасности отдела информационных технологий: Росшее профильное образование и стаж работы по направлению деятельности отдела не менее 3 (трех) лет; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда отдела главного энергетика: среднее (профильное) образование и стаж работы по профилю не менее 2 (двух) лет; медицинская сестра кабинета по проведению медицинских осмотров: медицинское образование не ниже среднего профессионального; дежурный стрелочного поста 2 разряда транспортного участка: среднее профессиональное (профильное) образование либо среднее общее образование и профессиональное обучение по курсу "Дежурный стрелочного поста", без предъявления требований к стажу работы; машинист тепловоза транспортного участка: среднее профессиональное (профильное) образование, подтвержденное свидетельством на право управления тепловозом и стаж работы по профессии не менее 3 (трех) лет.
В ПАО "НКХП" на условиях внутреннего совместительства была замещена ставка заведующего библиотекой административно-хозяйственного отдела 0, 5 ставки. Данная ставка не предлагалась Шкурковой Н.Н. в связи с несоответствием квалификационным требованиям - для замещения данной должности необходимо наличие высшего гуманитарного образования. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя предлагать высвобождаемым работникам должности, занятые совместителями, поскольку такие должности не являются вакантными.
В период двухмесячного срока с 14.01.2021 по 15.03.2021 в ПАО "НКХП" произошли внутренние кадровые перемещения в связи с увольнением 22.01.2021 оператора котельной (сменного) 3 разряда отдела главного энергетика. На освободившуюся должность 23.01.2021 был переведен работник, имеющий необходимый в соответствии с должностной инструкцией уровень квалификации (свидетельство о прохождении программы профессионального обучения по профессии "Оператор котельной" от 31.12.2020 N 28278), принятый ранее (27.09.2019) по срочному трудовому договору уборщиком служебных помещений административно-хозяйственного отдела на период отпуска основного работника по уходу за ребенком до трех лет (данная должность не может быть признана вакантной в целях предложения ее сокращаемому работнику, так как занимающий ее основной работник находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, что подтверждается судебной практикой). Должность оператора котельной (сменного) 3 разряда отдела главного энергетика не предлагалась Шкурковой Н.Н. при сокращении в связи с ее несоответствием квалификационным требованиям - для замещения данной должности согласно должностной инструкции необходимо наличие среднего профессионального образования или среднего общего образования и соответствующей квалификации, подтвержденной удостоверением на право обслуживания котлов, работающих на жидком и газообразном топливе, полученном в учебно-курсовых комбинатах (центрах, на курсах), без предъявления требований к стажу работы.
Указанные Шкурковой Н.Н. в изменении исковых требований должности техника и оператора по обработке перевозочных документов не являлись вакантными з период с 14.01.2021 по 15.03.2021, так как по этим должностям осуществлялись лишь временные переводы работников - то есть они оставались заняты конкретными работниками ПАО "НКХП". В связи с этим признание указанных должностей вакантными будет являться прямым нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов (статьи 7 и 39). Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан и, прежде всего, граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.).
В силу подпунктов 1, 3 и 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится: осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, за регистрацией инвалидов в качестве безработных.
Статьей 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ организациям, численность работников которых превышает 100 (сто) человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 (двух) до 4 (четырех) процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ) и является ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ ПАО "НКХП" обязано иметь квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов, которые не могут предлагаться иным категориям соискателей в силу имеющихся законодательных ограничений.
Поскольку Шкуркова Н.Н. не относится к категории инвалидов, то вакантные квотированные для инвалидов должности не могли быть ей предложены.
В силу статьи 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). В связи с этим в соответствии с действующим трудовым законодательством должность, занятая лицом, находящимся в декретном отпуске (в отпуске по уходу за ребенком), не является вакантной должностью.
По смыслу действующего законодательства, вакантная должность (работа) - это предусмотренная штатным расписанием организации должность (работа), которая свободна, то есть не замещена (не занята) каким-либо конкретным работником, состоящим с организацией в трудовом правоотношении. Исходя из этого, не может считаться вакантной должность, замещаемая временно отсутствующим работником, за которым в соответствии с законодательством эта должность сохраняется, в том числе и в случае нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком.
В соответствии со статьёй 81 Трудового кодекса РФ увольнение при сокращении штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, а именно вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, или вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 17.03.2004 N 2 под другой работой понимается предоставление работнику работы (вакантной должности) в той же организации, соответствующей квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иной имеющейся в организации вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.
Соответственно, в статье 81 Трудового кодекса РФ речь идет не о любой имеющейся у работодателя работе, а только о вакантной должности.
Определение термина "вакантная должность" трудовое законодательство не раскрывает.
В соответствии с Письмом Минтруда России от 18.08.2017 N 14-2/В-761 под вакантной следует понимать не занятую (не замещенную) никем должность в организации.
В силу статьи 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). В связи с чем в соответствии с действующим трудовым законодательством должность, занятая лицом, находящимся в декретном отпуске (в отпуске по уходу за ребенком), не является вакантной должностью. Действующим трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению по сокращению штата, временно свободные должности, в том числе в связи с нахождением основного работника в отпуске по уходу за ребенком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не ознакомлена с приказами "N... " и "N... " от "Дата... ", в связи с чем процедура увольнения не была соблюдена работодателем в установленном законом порядке, также являются несостоятельными ввиду следующего.
Действующее законодательство не обязывает работодателя знакомить Шкуркову Н.Н. под подпись с приказами генерального директора о внесении изменений в штатное расписание и об утверждении штатного расписания, при этом истец не обращалась к работодателю с соответствующим письменным заявлением.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Несмотря на позиционирование Шкурковой Н.Н. законной процедуры сокращения штата как носящей дискриминационный характер, данная процедура в отношении нее была связана с проводимой оптимизацией работы испытательного центра, в результате чего должность ведущего инженера-лаборанта испытательного центра была признана избыточной и подлежащей сокращению.
Процедура сокращения штата не основывалась ни на одном из перечисленных в статье 3 Трудового кодекса РФ признаков и была инициирована в целях проведения мероприятий по улучшению эффективности деятельности и оптимизации работы ПАО "НКХП".
Доводы жалобы о том, что основанием к увольнению явилась конфликтная ситуация, связанная с ее сыном Шкурковым М.М, в ходе рассмотрения дела не нашли своего документального подтверждения.
Кроме того, согласно позиции истца ПАО "НКХП" не в полном объеме произвело выплату компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату при увольнении. Данные доводы также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание ввиду следующего.
15.03.2021 в день увольнения Шкурковой Н.Н. ПАО "НКХП" произвело ей выплату компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении (выходное пособие) суммарно в размере 430 742, 11 рублей. Кроме того, 16.03.2021 ПАО "НКХП" произвело выплату Шкурковой Н.Н. в размере 20 010 рублей - единовременное пособие при увольнении на пенсию в соответствии с пунктом 11.3 Коллективного договора ПАО "НКХП" от 21.12.2020 на период 2021-2023 гг. Указанное пособие является правом работника и выплачивается в порядке пункта 11.22 Коллективного договора ПАО "НКХП" на основании его письменного заявления. Заявление поступило от Шкурковой Н.Н. 15.03.2021, выплата была произведена 16.03.2021 - без нарушения сроков.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. При этом срок выплаты премии работнику после его увольнения нормативно не установлен действующим законодательством.
Абз. 6 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Письмом от 21.09.2016 N 14-1/В-911 Минтруда России разъясняет, что в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата (а именно оклад) за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) число текущего периода, за вторую половину - с 01 по 15 число следующего месяца. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).
В силу ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей. Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Положением о премировании может быть установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, и это не будет нарушением требований ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ.
В связи с тем, что срок выплаты премии работнику после его увольнения нормативно не установлен, этот срок может быть определен в соответствии с положением об оплате труда и премировании согласно разъяснениям Минтруда России. Так, в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников ПАО "НКХП" премия и доплата из фонда директора по итогам работы за отчетный период (месяц) выплачиваются в месяце, следующем за отчетным, в сроки, установленные для выплаты заработной платы.
В ПАО "НКХП" размер оклада работника установлен штатным расписанием, в то время как в соответствии с коллективным договором ПАО "НКХП" размер дополнительной оплаты труда (премия и доплата из фонда директора) зависит от фактических производственных результатов деятельности ПАО "НКХП" за полный месяц и может быть рассчитан только по итогам отчетного месяца - в первых числах месяца, следующего за отчетным.
Коллективный договор ПАО "НКХП" содержит взаимные обязательства работодателя и работников, в том числе по вопросам оплаты труда. В соответствии с пунктом 1-3 Положения об оплате труда и премировании работников Фонд оплаты труда в ПАО "НКХП" находится в прямой зависимости от объемов реализации Продукции, товаров, работ и услуг в денежном выражении.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об оплате труда и премировании работников ПАО "НКХП" Фонд оплаты труда формируется из следующих составных частей: оплата по окладам, тарифным ставкам - рассчитывается на основании штатного расписания по каждому подразделению ПАО "НКХП" согласно табелю учета рабочего времени; оплата за ночные, воскресные, выходные и праздничные часы, доплаты за классность, вредные условия труда, совмещение, оплаты трудового й ученического отпусков, резерв, прочие выплаты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и Коллективным договором ПАО "НКХП"; фонд директора - образуется в размере до 30% от общего фонда оплаты труда, зависит от результатов работы ПАО "НКХП" и распределяется по подразделениям с соблюдением принципа трудового участия; премиальный фонд - зависит от результатов работы ПАО "НКХП" и определяется в процентном соотношении к окладам и доплатам за работу в выходные дни, классность, совмещение, руководство бригадами.
Расчет Фонда оплаты труда производится экономической службой ПАО "НКХП" 01-02 числа месяца, следующего за отчетным, на основании справок о фактических объемах реализации ПАО "НКХП" продукции, товаров, работ и услуг за отчетный месяц. Фонд директора образуется в размере до 30% от общего Фонда оплаты труда, в зависимости от результатов работы ПАО "НКХП" за отчетный месяц. Премиальный фонд рассчитывается как разница между общим Фондом оплаты труда и следующими начислениями: по окладам, за ночные, воскресные, выходные и праздничные часы, дни трудового отпуска, командировки, доплаты за классность, руководство бригадами, совмещение, вредные условия труда, резерв, прочие выплаты согласно действующему законодательству, фонд директора. Премиальный фонд определяется в процентном соотношении к окладам и доплатам за работу в выходные дни, классность, совмещение, руководство бригадами.
Расчетом Фонда оплаты труда определяются суммы премии и доплаты из фонда директора. Расчет Фонда оплаты труда утверждается генеральным директором ПАО "НКХП", после чего расчет фонда директора передается руководителям подразделений ПАО "НКХП" для дальнейшего распределения. Не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным, руководители подразделений ПАО "НКХП" передают в экономическую службу ПАО "НКХП" списки по распределению фонда директора, а затем в бухгалтерию ПАО "НКХП" для дальнейшего начисления работникам ПАО "НКХП" доплаты из фонда директора. Порядок расчета и распределения утвержден Положением об оплате труда и премировании работников ПАО "НКХП" (раздел 1).
Соответственно, ПАО "НКХП" в день увольнения Шкурковой Н.Н. 15.03.2021 должно было выплатить (но не выплатило) ей только оклад в размере 17 786, 36 рублей, причитающийся за фактически отработанное время в марте 2021 г, а в отношении премии и доплаты из фонда директора ПАО "НКХП" согласно Положению об оплате труда и премировании работников ПАО "НКХП", нормам ТК РФ и разъяснениям Минтруда России произвести выплату в апреле, что и сделало 09.04.2021.
В день увольнения 15.03.2021 отсутствовала возможность выплаты ценовой Н.Н. заработной платы, ввиду установленных сроков начисления премии и доплаты из фонда директора по окончании месяца, Шкурковой Н.Н. ПАО "НКХП" произвело указанные выплаты 09.04.2021.
Положениями статьи 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в виде денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку ПАО "НКХП" выплатило Шкурковой Н.Н. премию и доплату из фонда директора в срок (09.04.2021), а оклад в размере 17 786, 36 рублей - нет (09.04.2021 вместо 15.03.2021), то задержкой выплаты заработной платы в соответствии со статьёй 236 ТК РФ может считаться только несвоевременная выплата оклада в размере 17 786, 36 рублей. Поэтому денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы при увольнении может быть рассчитана только от суммы оклада в размере 17 786, 36 рублей без учета сумм премии и доплаты из фонда директора, что и было сделано ПАО "НКХП".
По факту несвоевременной выплаты оклада в размере 17 786, 36 рублей, причитающегося за фактически отработанное время в марте 2021 г, ПАО "НКХП" рассчитало размер денежной компенсации Шкурковой Н.Н. суммарно в размере 131, 62 рублей и выплатило указанную сумму 20.04.2021 (компенсация = сумма задержанных средств * 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки х количество дней задержки выплаты): за период с 16.03.2021 по 21.03.2021 по ставке 4, 25 % за 6 (шесть) дней было рассчитано 30, 24 рублей; за период с 22.03.2021 по 09.04.2021 по ставке 4, 5 % за 19 (девятнадцать) дней было рассчитано 101, 38 рублей. Выплата указанной компенсации подтверждается копиями платежного поручения от 20.04.2021 N 1376 и списка перечисляемой в банк зарплаты от 20.04.2021 N 224.
Таким образом, сумма компенсации, рассчитанная и выплаченная ПАО "НКХП", была рассчитана верно и в полном соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников ПАО "НКХП", нормами ТК РФ и разъяснениями Минтруда России.
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с установленными обстоятельствами дела и приведенными нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что действия ответчика совершены в рамках закона, не нарушили прав и охраняемых законом интересов истца, в связи с чем оснований для удовлетворения как основных, так и производных требований истца у суда не имелось.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 29 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шкурковой Н.Н. и апелляционное представление прокурора Грибовой М.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.