Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, поданную 28 октября 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 августа 2021 года
по административному делу N 2-176/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) к Администрации Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в Ужурский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 1 декабря 2019 года устранить нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 6, части 7 статьи 23, частей 1 и 11 статьи 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 6 и 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 N 641, а именно: разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации; разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово.
В обоснование требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово проведен мониторинг качества питьевой воды, подаваемой в водопроводные сети с. Васильевка. Лабораторные исследования качества питьевой воды из разводящей водопроводной сети с. Васильевка (водоразборная колонка по ул. Советская, 4) проводились в соответствии с Программой социально-гигиенического мониторинга качества питьевой воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест Красноярского края на основании плана деятельности Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на 2019 год, размещенного на официальном сайте управления в сети "Интернет" Web-сайт: http://24.rospotrebnadzor.ru. По результатам мониторинга за 2018 год выявлено не соответствие требованиям пунктов 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" качество воды из водоразборных колонок распределительной сети с. Васильевка в 50% исследованных проб по показателю нитраты.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово в адрес Администрации Васильевского сельсовета Ужурского района направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды. Поскольку на территории Васильевского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет администрация Васильевского сельсовета Ужурского района.
Уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды администрацией Васильевского сельсовета Ужурского района не исполнено, не представлено доказательство разработки технического задания; план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово не согласован и был отправлен на доработку.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а также требований СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" может привести к возникновению массовых неинфекцирнных (отравлений) заболеваний у населения. Длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения. Не соблюдение требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 27 мая 2020 года требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 августа 2021 года решение Ужурского районного суда Красноярского края от 27 мая 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что судом не исследован диск, представленный Администрацией Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края, на котором имеется схема централизованного водоснабжения. Также не исследованы протоколы исследований (испытаний), измерений, представленные испытательными лабораторными центрами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярскому крае" в городах Ачинск и Шарыпово. Считают, что судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, противоречащие фактическим обстоятельствам дела, материалам настоящего дела, решению Ужурского районного суда Красноярского края от 19 июля 2017 года, сведениям Реестра муниципальной собственности Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края, размещенным в официальном сайте органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым требования были удовлетворены в полном объеме, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, судебная коллегия апелляционного суда указала, что, водоразборная колонка, расположенная в с. Васильевка Ужурского района Красноярского края не относится к объектам централизованной системы холодного водоснабжения, на территории с. Васильевка отсутствует система централизованного водоснабжения, подача питьевой воды осуществляется через водоразборную колонку. Ввиду отсутствия в данном населенном пункте системы централизованного водоснабжения, нормы Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к спорным правоотношениям неприменимы, в связи с чем не имелось правовых оснований для возложения на Администрацию Васильевского сельсовета Ужурского района Красноярского края обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции не основанными на материалах дела и нормах материального права.
Из представленных в обоснование заявленных требований протоколов исследований (испытаний), измерений следует, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шапыпово на объекте Вода питьевая - центральное водоснабжение, в точке отбора - водоразборная колонка системы централизованного питьевого водоснабжения произведен забор проб воды. Согласно содержанию протоколов, в составе дополнительных сведений об объекте указано на код водоисточника - 6338, Коммунальный водопровод с. Васильевка, принадлежит Администрации Васильевского сельсовета, вода используется для нужд населения.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны, в частности: обстоятельства административного дела, установленные судом (пункт 1); доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах (пункт 2); доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства (пункт 3).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" указано, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Апелляционное определение указанным требованиям не соответствует.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с понятиями, приведенными в целях использования указанного Федерального закона (статья 2)
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4);
водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5);
инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 8);
нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13);
объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14);
централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29).
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (из пункта 15).
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие холодное водоснабжение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (часть 6 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ).
Частью 10 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ установлена обязанность органов местного самоуправления не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 37 указанных Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ мероприятий разрабатываются регулируемой организацией и подлежат согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из указанных норм права в их правовой взаимосвязи следует, что при разрешении требований о возложении на орган местного самоуправление спорной обязанности существенное значение имеют обстоятельства, связанные с принадлежностью объектов водоснабжения, с использованием которых осуществляется водоподготовка, транспортировка и подача питьевой воды абонентам, установлением способа водоснабжения (с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения), установлением организации, осуществляющей водоснабжение, с которой абонент - физическое либо юридическое лицо, заключает (обязан заключить) договор холодного водоснабжения, установлением гарантирующей организации, однако указанные обстоятельства не были установлены судами в ходе рассмотрения дела и не получили правовой оценки. Выводы апелляционной коллегии об отсутствии централизованной системы водоснабжения в сельском поселении на материалах дела не основаны. В связи с указанным, выводы апелляционного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований не могут быть признаны законными и обоснованными, выводы судебной коллегии не соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены неправильно, что является основанием для отмены апелляционного определения и направления административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо принять во внимание изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для дела в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, разрешить вопрос о предоставлении лицами, участвующими в деле, доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые стороны ссылаются как на основание заявленных требований и возражений, представленным доказательствам, в том числе имеющимся в деле: уведомлению Территориального отдела в г. Шарыпово Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и ответу органа осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об отклонении согласования Планов мероприятий по улучшению санитарно - эпидемиологической обстановки по эксплуатации объектов водоснабжения территориальных сельских советов Ужурского района, дать правовую оценку, разрешить спор в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 августа 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.