Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Благодатских Г.В, Варнавской Л.С, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 70RS0003-01-2020-009008-39 по иску Главного Управления МЧС России по Томской области к Логинову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по коммунальным услугам, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, встречному иску Логинова Алексея Александровича к Главному управлению МЧС России по Томской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе представителя Логинова А.А. - Фурмана Б.Г. на решение Октябрьского районного суда города Томска от 26 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Главное управление МЧС России по Томской области (ГУ МЧС России по ТО, Главное управление) обратилось в суд с иском к Логинову А.А. о взыскании задолженности по коммунальным услугам, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что распоряжением МТУ Росимущества по Кемеровской и Томской областям от 30 декабря 2019 г. N 42-871-р служебные жилые помещения, расположенные в здании по "адрес" с 1 января 2020 г. переданы в оперативное управление Главного Управления МЧС России по Томской области
ФГБУ "ОТС ФПС по Томской области" был заключен договор найма служебного жилого помещения от 20 марта 2012 г. N с бывшим сотрудником ГПС Логиновым А.А. (наниматель) на его проживание совместно с сыном Логиновым А.А. в служебном жилом помещении по "адрес" состоящем из 2-х комнат общей площадью 40, 1 кв.м. Наниматель Логинов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время в спорном служебном жилом помещении проживает сын умершего Логинова А.А. - Логинов А.А, который в нарушение условий договора не исполняет свои обязанности по оплате коммунальных платежей, требование о погашении задолженности им не исполнено.
Ссылаясь на данные обстоятельства, на то, что в силу положений ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения от 20 марта 2012 г. N, заключенный с умершим Логиновым А.А, в связи с переходом к истцу права оперативного управления на служебное жилое помещение по "адрес" прекращен, ответчик не состоит в трудовых отношениях с Главным управлением и не относится к категориям граждан, определенным ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений, ГУ МЧС России по ТО полагало, что имеются основания для удовлетворения иска.
С учетом уточнения требований, просило взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по оплате коммунальных платежей за пользование и содержание жилого помещения, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепловую энергию и электроэнергию за занимаемое служебное жилое помещение Главного управления МЧС России по Томской области, находящееся по "адрес" начисленную за период с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2021 г. включительно, в сумме 107821, 77 руб.; выселить Логинова А.А. из служебного жилого помещения Главного управления МЧС России по Томской области, находящегося по вышеуказанному адресу без предоставления другого жилого помещения.
Логинов А.А. обратился в суд со встречным иском к ГУ МЧС России по ТО, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Встречные требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение предоставлено его отцу на основании решения исполнительного комитета Кировского района Совета народных депутатов от 7 мая 1982 г. и ордера на вселение в жилое помещение от 7 мая 1982 г. N, в связи с чем в соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ, а также в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июня 1991 г. N1541-1, он и члены его семьи имеют право приобрести данное жилое помещение в общую долевую собственность в порядке приватизации.
Просил признать за ним в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по "адрес".
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 26 апреля 2021 г. исковые требования ГУ МЧС России по ТО удовлетворены, в его пользу с Логинова А.А. взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг, начисленная за период с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2021 г, в размере 107821, 77 руб.; Логинов А.А. выселен из служебного жилого помещения - квартиры N, расположенной по "адрес" без предоставления другого жилого помещения. Встречные исковые требования Логинова А.А. оставлены без удовлетворения. С Логинов А.А. в бюджет муниципального образования "Город Томск" взыскана государственная пошлина в размере 9356, 44 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 августа 2021 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Логинова А.А. - Фурманом Б.Г. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Томской области представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Логинов А.А. поддержал доводы кассационной жалобы.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В. полагала, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии со ст.ст. 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения подлежат, в том числе рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией.
С 1 марта 2005 г, т.е. с момента вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, где закреплены общие положения, регулирующие отношения, связанные с пользованием служебными жилыми помещениями, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям (ч.1). Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (ч.2).
Как указано в ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплен запрет на приватизацию имущества Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что жилые помещения по "адрес", площадью 481, 4 кв.м (ранее сложившейся "адрес") принадлежат на праве собственности Российской Федерации, находятся в оперативном управлении истца ГУ МЧС России по ТО, отнесены к специализированному (служебному) фонду, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29 января 2021 г, справкой МБУ "Томский городской центр инвентаризации и учета" от 11 сентября 2020 г. N.
В период с 21 мая 1979 г. по 12 марта 1990 г. Логинов Александр Александрович проходил службу в отделе пожарной охраны УВД Томского облисполкома, что следует из архивной справки УМВД России по Томской области. -
Решением исполнительного комитета Томского городского Совета народных депутатов от 21 марта 1980 г. N 182 Октябрьскому райисполкому г. Томска было поручено при заселении квартир и комнат гостиничного типа, построенных в одном комплексе с пожарным депо, выдачу ордеров оформить служебными, в том числе N квартир и N комнат гостиничного типа по "адрес". Решением исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов от 7 мая 1982 г. N "Об утверждении списков предприятий и организаций на освободившийся жилой фонд. Об утверждении списков на служебные квартиры", утверждены списки ОПО УВД на служебные квартиры по "адрес", Октябрьскому райисполкому г. Томска поручено выдать служебные ордера.
В списке на выдачу ордеров в Октябрьском райисполкоме для заселения работниками (гражданами), приложенном к решению исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов от 7 мая 1982 г. N, значатся мастер связи ОПО УВД Логинов А.А, его жена ФИО8, их сын Логинов А.А, их дочь ФИО10 В соответствии с вышеуказанным решением, исполнительный комитет Октябрьского районного Совета народных депутатов г.Томска выдал ордер от 17 мая 1982 г. N Логинову А.А. на семью из четырех человек на право занятия служебной двухкомнатной квартиры N общей площадью 24 кв.м по "адрес". В ордере значатся члены семьи Логинова А.А.: ФИО8 - жена; Логинов А.А. - сын; ФИО10 - дочь.
Как следует из справки о реорганизации учреждения от 22 октября 2020 г, Управление охраны общественного порядка (УООП) Томского облисполкома преобразовано в отдел пожарной охраны Управления внутренних дел (ОПО УВД) Томского облисполкома (приказ МВД ССР от 9 декабря 1968 г..N 0564). Отдел пожарной охраны Управления внутренних дел (ОПО УВД) Томского облисполкома реорганизован в Управление пожарной охраны Управления внутренних дел (УПО УВД) Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 20 марта 1990 г..N 87). УПО УВД Томского облисполкома реорганизовано в Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказ УВД Томского облисполкома от 8 апреля 1991 г..N 55). Отдел пожарной охраны службы общественной безопасности Управления внутренних дел Томского облисполкома реорганизован в Противопожарную и аварийно-спасательную службу Управления внутренних дел Томского облисполкома (приказы УВД Томского облисполкома от 24 июля 1991 г..N 203 и от 13 августа 1991 г..N 224). В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 августа 1993 г..N 849 и приказом МВД России от 6 октября 1993 г..N 460 Противопожарная и аварийно-спасательная служба Управления внутренних дел Томского облисполкома преобразована в Управление государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Томской области (приказ УВД Томской области от 20 декабря 1993 г..N 465).
Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г..N 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. В соответствии с Директивой МЧС России от 24 сентября 2003 г..N 31-23-21 Управление ГПС УВД Томской области реорганизовано путем слияния в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области (ГУ ГОЧС Томской области). В соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 31 марта 2008 г..N 104-р ГУ ГОЧС Томской области ликвидировано (свидетельство от 30 декабря 2008 г..о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица). В соответствии с Директивой МЧС России от 17 декабря 2004 г..N 41-21-3 создано ГУ МЧС России по ТО, в которое вошли подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица).
20 марта 2012 г. между Логиновым А.А. и ФГБУ "ОТС ФПС по Томской области" заключен договор найма служебного жилого помещения N, по условиям которого Логинову А.А. и совместно проживающим с ним членам его семьи (ответчику Логинову А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) предоставлено служебное жилое помещение, закрепленное за ФГБУ "ОТС ФПС по Томской области" на праве оперативного управления, для проживания по "адрес".
Как следует из свидетельства о смерти Логинов Александр Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ
Логинов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, приходился сыном Логинову А.А.
Согласно карточке прописки по форме N, Логинов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в квартире N по "адрес", с 27 августа 2012 г.
Как следует из приказа МЧС России от 26 сентября 2019 г. N 523 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе", ФАУ "ЦМТО ФПС по Томской области" ликвидировано.
Согласно распоряжению МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 30 декабря 2019 г. N 42-871-р, за ГУ МЧС России по ТО на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества, в том числе, жилые помещения по "адрес" площадью 481, 4 кв.м.
Из требования о выселении ГУ МЧС России по ТО от 8 сентября 2020 г, направленного в адрес ответчика Логинова А.А. следует, что Логиновым А.А. (отцом ответчика) был заключен договор найма служебного жилого помещения от 20 марта 2012 г. N с ФАУ "ЦМТО ФПС по Томской области". В соответствии с приказом МЧС России от 26 сентября 2019 г. N ФАУ "ЦМТО ФПС по Томской области" ликвидировано. Правопреемником ликвидированного учреждения является Главное управление. Договоры найма служебных жилых помещений, ранее заключенные жильцами с ФАУ "ЦМТО ФПС по Томской области", в настоящее время являются прекращенными, в том числе договор найма служебного жилого помещения от 20 марта 2012 г. N. Перезаключить с Логиновым А.А. договор найма служебного помещения на занимаемую квартиру не представляется возможным, поскольку отец Логинов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик Логинов А.А. с истцом в трудовых отношениях не состоит.
Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что в связи с передачей спорного служебного жилого помещения в оперативное управление истцу договор найма N от 20 марта 2012 г. прекратился, Логинов А.А. в трудовых отношениях с истцом не состоял и не состоит, на учете в качестве нуждающегося в служебных жилых помещениях ГУ МЧС России по Томской области не значится, к лицам, которые в силу положений ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений, не относится, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования ГУ МЧС России по ТО о выселении ответчика из занимаемого служебного жилого помещения являются обоснованными, поскольку законные основания для дальнейшего пользования данным помещением у ответчика отсутствуют; с Логинова А.А. подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных платежей, обязанность по уплате которых, ответчиком исполнялась ненадлежащим образом.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований Логинова А.А. о признании за ним права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, суд исходил из того, что спорная квартира в муниципальной собственности не находится, на момент выдачи ордера на заселение отца Логинова А.А, уже обладала статусом служебного.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что материалами дела не подтверждено, что спорное жилое помещение является служебным, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение на момент его предоставления отцу ответчика с членами его семьи по ордеру N от 17 мая 1982 г. являлось служебным, как и сам ордер.
Так, из содержания ордера N от 17 мая 1982 г. следует, что он выдан на основании решения Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов от 7 мая 1982 г. N. В данном же решении прямо указано, что на основании решения горисполкома N от 21 марта 1980 г. утвержден список ОП УВД на служебные квартиры, в том числе, по "адрес", Октябрьскому исполкому поручено выдать служебные ордера. Это же следует из решения Томского городского совета народных депутатов от 21 марта 1980 г. N, согласно которому при заселении квартир и комнат гостиничного типа, построенных в одном комплексе с пожарным депо, выдачу ордеров оформить служебными по "адрес" - N квартир и N комнат гостиничного типа.
Таким образом, совокупностью имеющихся по делу доказательств подтверждено, что спорная квартира является служебной, Логинов А.А. пользуется жилым помещением без законных на то оснований, в связи с чем подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Логинов А.А. не относится к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 110 и ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР. Указанное обстоятельство ответчиком в кассационной жалобе не оспаривается.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Томска от 26 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Логинова А.А. - Фурмана Б.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.