2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа
Губернатор
Корякского автономного округа |
В.А. Логинов |
п.г.т. Палана
14 октября 2002 г.
N 291
Окружная целевая Программа
"Здоровый ребенок" на 2003 - 2007 г.г.
(утв. постановлением Губернатора Корякского автономного округа от 14 октября 2002 г. N 291)
Паспорт
Окружной целевой Программы
"Здоровый ребенок"
на 2003 - 2007 гг.
Наименование Программы | Окружная целевая Программа "Здоровый ребенок" на 2003-2007 г.г. |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (Наименование и номер нормативного документа) |
Решение коллегии МЗ РФ от 05.03.2002 г., (протокол N 5) "О реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство", Постановление Губернатора Корякского автономного округа N__ от__ |
Государственный заказчик Программы |
Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа. |
Основные разработчики | Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа. |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Целью программы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшения питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. 1.Охрана репродуктивного здоровья населения КАО, создание условий для рождения желанных, здоровых детей и сохранения здоровья женщин, предупреждение инвалидности, совершенствование медицинской помощи беременным, роженицам, профилактика и снижение абортов, материнской и перинатальной смертности. 2.Государственная поддержкаматеринства в округе. 3.Совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства. 4.Улучшение системы подготовки кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья. 5.Совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи. 6.Обеспечение профилактики осложнения беременности и родов (кровотечений, токсикозов, гнойно-септических заболеваний и других). 7.Обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию. 8.Профилактика и лечение не вынашивания беременности, выхаживание недоношенных. 9.Улучшение питания детей раннего возраста. |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2007 годы |
Перечень основных разделов Программы |
Раздел "Здоровье матери", Раздел "Охрана здоровья детей" |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего: 15,45 млн. рублей, в том числе Федеральный бюджет - 9,05 млн. рублей, Бюджет Корякского автономного округа - 6,4 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение эффективности оказания акушерской, гинекологической, неонатальной помощи женщинам фертильного возраста, новорожденным. Обеспечение этапности медицинской помощи. Создание системы и внедрение современных образовательных коммуникационных технологий обучения повысит эффективность постдипломной подготовки специалистов и будет способствовать улучшению оказания медицинской помощи женщинам и детям. Снижение перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности за счет улучшения диагностики наследственных и врожденных заболеваний, внутриутробных инфекций. Снижение материнской и перинатальной смертности за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий. Снижение материнской и перинатальной смертности за счет повышения эффективности диагностики осложнений беременности, патологии плода и новорожденного и различных нарушений репродуктивной функции женщины. Снижение перинатальной заболеваемости и смертности на основе повышения качества реанимационной и интенсивной помощи новорожденным. Профилактика осложнений родов и послеродового периода, снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Снижение заболеваемости инвалидности в связи с патологией органов пищеварения эндокринной системы. Стандарты ранней диагностики и профилактики. Улучшение обеспечения детей раннего возраста специализированными продуктами детского и лечебного питания. Улучшение материальной, технической базы молочных кухонь. Реализация программы позволит: усовершенствовать организационно-методическую базу ЛПУ по вопросам охраны репродуктивного здоровья; укрепить материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических, гинекологических и родильных отделений ЦРБ, КОБ; обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пре- и перинатальной помощи; снизить уровень осложнений беременности, при родах, абортах, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик - Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа. Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа ежегодно уточняет ассигнования из бюджета Корякского автономного округа, а также представляет необходимые заявки в Министерство здравоохранения. Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа ежемесячно представляет в Департамент экономического развития и торговли администрации Корякского автономного округа данные об исполнении Программы. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В 90-ые годы принят ряд важнейших национальных документов по реализации государственной помощи в области охраны материнства и детства - указы Президента и Постановления Правительства РФ, определяющие основные направления семейной политики и утвердившие план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации, Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышения их роли, Концепции положения женщин и развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, президентская программа "Дети России", включающая ряд целевых программ, направленных на решение самых острых проблем охраны здоровья матери и ребенка, охрану репродуктивного здоровья, безопасное материнство, профилактику детской инвалидности, улучшение положения и здоровья женщин и детей.
В условиях неустойчивого развития экономики наблюдаются: падение рождаемости с 12,9 - 1998г. до 9,4 в 2001г., увеличения уровня общей смертности с -11,3 в 1998 г. до 14,3 в 2001г., естественный прирост имеет отрицательное значение и составляет 4,9. В сложившихся условиях проблема охраны здоровья женщин и детей приобретают медико-социальную значимость.
В округе с 1994 года в рамках программных мероприятий, направленных на улучшение оказания помощи беременным и новорожденным, действовала программа "Безопасное материнство", срок действия которой истекает в 2002 году.
В результате реализации программы имеет место снижение абсолютного числа абортов в округе: 1998- 604 человека; 1999 - 569 человек; 2001 - 498,0 человек на 1000 женщин фертильного возраста, что особенно важно, в возрастной группе до 14 лет в 2001г. - 0,2%, 15-19 лет в 2001г. - 12,6 %; криминальных абортов не зарегистрировано.
Однако, несмотря на большую результативность и медико-социальную значимость программы, финансирование ее из федерального и окружного бюджета крайне недостаточно, а из окружного бюджета в 2002 году было выделено 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, позволивших закупить средства контрацепции; другие программные мероприятия не реализованы из-за отсутствия финансирования.
В связи с этим не осуществлен ряд очень важных программных мероприятий по охране здоровья женщин и детей. Предпринимаемые меры государственной поддержки материнства и детства, определенные законодательными документами и реализуемые в рамках федеральных целевых программ, при ограниченных финансовых ресурсах не адекватны демографической ситуации и состоянию репродуктивного здоровья населения округа.
Общая смертность по Корякскому автономному округу на 1000 жителей:
1998г.-11,3;
1999г.- 13,3;
2000г.- 13,7;
2001г.- 14,3;
РФ-2000г.- 15,4.
Младенческая смертность на 1000 родившихся:
1998г. -30,6;
1999г.-35,0;
2000г.-26,6;
2001г.-16,9;
РФ-2000г.-15,3.
Перинатальная смертность на 1000 новорожденных:
1998г.-20,6;
1999г.-12,6;
2000г. - 26,6;
2001г.-16,9;
РФ-2000г.-13,8.
Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодие, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Остаются на высоком уровне заболевания органов кровообращения, мочеполовой системы. Высокая анемизация беременных в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания.
(на 1000 населения)
Годы | Поздние токсикозы беременности |
Болезни органов кровообращения |
Анемия беременных |
Заболевания мочеполовой системы |
1998 | 1088,2 | 294,0 | 1558,8 | 676,4 |
1999 | 952,4 | 412,7 | 1981,5 | 952,4 |
2000 | 1282,0 | 293,0 | 1538,5 | 6593 |
2001 | 1026,6 | 114,1 | 1977,2 | 456,3 |
Качество здоровья беременных отражает продолжавшееся снижение числа нормальных родов с 48,8% в 1999 году до 49,4% в 2000 году, в 2001 г. - 60,0%. РФ- 2000г.-31,1%.
Материнская смертность - интегрированный показатель репродуктивного здоровья женщин, по Корякскому автономному округу составил в 1998 году - 255,1; в 1999 году -315,4 на 100 тыс. живородящих, данные показатели за 1998г.- 1999г, являются одним из самых высоких в Российской Федерации. Последние 2 года случаев материнской смертности не было.
Неблагоприятным фоном является: рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин; социально обусловленных заболеваний;
- туберкулез;
- инфекций, передаваемых половым путем, включая сифилис, вирусный гепатит В;
- алкоголизм.
Проблема абортов по Корякскому автономному округу, особенно на фоне низкой рождаемости, (число абортов к числу рождений в 2001г. составило - 1,7) является чрезвычайно актуальной. Одна из основных причин высокого уровня абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции, обусловленное неплатежеспособностью определенной категории женщин (подростки, учащиеся СПТУ, педагогического училища, безработные и малообеспеченные и т.д.).
Проблема детей подросткового возраста - одна из острейших в округе, они наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических соматических заболеваний, отмечаются случаи токсикомании и наркомании. Показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы среди подростков остаются на чрезвычайно высоком уровне.
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основанием для создания окружной целевой программы "Здоровый ребенок" на период 2003-2007 годы.
В разработку указанной программы включены конкретные мероприятия по охране репродуктивного здоровья и безопасного материнства, оказывающие существенное влияние на уровень материнской и младенческой смертности в Корякском автономном округе.
II. Основные цели и задачи Программы, мероприятия, их стоимость, источники финансирования, сроки реализации
Цель Окружной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2003-2007 годы (далее программа) заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья женщин и детей, охране репродуктивного здоровья населения Корякского автономного округа, социальной поддержке материнства и детства, создании условий для рождения желанных здоровых детей, профилактике и снижении абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает проведение мероприятий:
- компенсация транспортных расходов на обследование и лечение женщин фертильного возраста;
- улучшение материально-технической базы родильных отделений:
оснащение наркозодыхательной, ультразвуковой аппаратурой, инкубаторами для новорожденных;
- проведение ремонтных работ родильных отделений;
- улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров акушеров-гинекологов, неонатологов, акушерок, в том числе путем дистанционных методов обучения;
- закупка лекарственных средств для обеспечения "Безопасных родов";
- современную диагностику внутриутробных инфекций;
- обеспечение населения средствами гормональной контрацепции (учащиеся СПТУ, педагогического училища, подростки, малообеспеченные, безработные, инвалиды);
- оснащение молочных кухонь современным оборудованием;
- профилактика врожденных уродств путем иммунизации групп риска против краснухи.
Стоимость программных мероприятий на весь период реализации Программы (2003-2007 годы) составляет 15,45 млн. рублей. Реализация программы предлагается за счет средств федерального бюджета (9,05 млн. рублей) и бюджета Корякского автономного округа (6,4 млн. рублей).
III. Механизм реализации Программы
Совершенствование системы подготовки кадров в области охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства, в том числе при помощи современных средств коммуникаций (телемедицины).
В течение срока действия программы необходимо обеспечить повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, работающих в гинекологических консультациях, родильных отделениях ЦРБ, КОБ и общелечебной сети по вопросам оказания неотложной помощи в акушерстве и гинекологии, внедрению новых перинатальных и семейно-ориентированных технологий, по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин.
Продолжить работу и в 2005 году завершить сертификацию специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья.
Предполагается продолжить совершенствование амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи.
Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи является оптимизация деятельности первичной медико-профилактической службы на всех ее уровнях (ФАП, участковая больница, ЦРБ, КОБ) с внедрением стандартов объемов оказания акушерско-гинекологической помощи. Укрепление материально-технической базы женских консультаций, гинекологических и родильных отделений ЦРБ, КОБ.
В рамках действия программы планируется продолжить оснащение родовспомогательной службы современной лечебно-диагностической аппаратурой (наркозно-дыхательной, ультразвуковой, эндоскопической, фетальными мониторами), обеспечение "безопасных родов" (закупка простагладинов).
В целях внедрения современных эффективных методов профилактики абортов, предусматривается закупка гормональных контрацептивных средств для обеспечения населения групп социального риска (подростки, учащиеся СПТУ, педагогического училища, малообеспеченные, безработные, инвалиды).
Планируется осуществить мероприятия в области информационного обеспечения специалистов и населения, особенно подростков и молодежи по проблемам здорового образа жизни, охраны репрдуктивного здоровья и безопасного материнства. Будет обращено особое внимание на проблемы репродуктивного здоровья подростков, предупреждение абортов; инфекций, передаваемых половым путем, включая сифилис, вирусный гепатит В; профилактику и раннее выявление онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин и другое.
IV. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Управлением здравоохранения администрации Корякского автономного округа.
Управление здравоохранения администрации Корякского автономного округа в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в департамент экономического развития и торговли администрации Корякского автономного округа, Министерство здравоохранения Российской Федерации.
V. Оценка эффективности от реализации Программы
Реализация программы позволит:
- усовершенствовать организационно-методическую базу ЛПУ по вопросам охраны репродуктивного здоровья;
- укрепить материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических, гинекологических и родильных отделений ЦРБ, КОБ;
- обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пре- и перинатальной помощи;
- снизить уровень осложнений беременности, в родах, абортах, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.
Мероприятия окружной целевой Программы "Здоровый ребенок" на 2003-2007 годы
млн. руб.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Мероприятия |Общий |В том числе: |Исполнители |
| |объем |---------------------------------------------------------------------------------------------------------+------------|
| |финанси- |2003 год |2004 год |2005 год |2006 год |2007 год | |
| |рования | | | | | | |
| | |---------------------+-------------------+-------------------+----------------------+--------------------+------------|
| | |Феде |Бюд- |Вне- |Феде |Бюд- |Вне- |Фе-де |Бюд- |Вне- |Федера- |Бюд- |Вне- |Фе- |Бюд- |Внебюд-| |
| | |раль-|жет |бюджет- |раль- |жет |бюдже-|раль- |жет |бюджег|льный |жет |бюджет-|де- |жет |жетные | |
| | |ный |округа|ные |ный |окру-|тные |ный |окру-|ные |бюджет |окру-|ные |раль- |окру-|источ- | |
| | |бюд- | |источни |бюджет|га |источ-|бюджет|га |источ-| |га |источ- |ный |га |ники | |
| | |жет | |ки | | |ники | | |ни- ки| | |ники |бюджет| | | |
|--------------------------/ \----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Меры государственной поддержки материнства |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Компенсациятранспортных |4,0 |0,4 |0,4 |- |0,4 |0,4 |- |0,4 |0,4 |- |0,4 |0,4 |- |0,4 |0,4 |- |Управление |
|расходов беременным,| | | | | | | | | | | | | | | | |здра- |
|женщинам фертильного | | | | | | | | | | | | | | | | |воохранения |
|возраста, направляемых на| | | | | | | | | | | | | | | | |администра- |
|консультации, лечение в | | | | | | | | | | | | | | | | |ции Ко-|
|специализированные медици-| | | | | | | | | | | | | | | | |рякского |
|нские учреждения | | | | | | | | | | | | | | | | |автономного |
|субъектов РФ. | | | | | | | | | | | | | | | | |округа |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Совершенствование подготовки и повышение квалификации медицинских кадров |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Внедрениедистанционных |1,0 |0,2 |- |- |0,2 |- |- |0,2 |- |- |0,2 |- |- |0,2 |- |- |Управление |
|методов обучения в системе| | | | | | | | | | | | | | | | |здра- |
|повышенияквалификации | | | | | | | | | | | | | | | | |воохранения |
|специалистовздравоохране- | | | | | | | | | | | | | | | | |ад- |
|ния округа | | | | | | | | | | | | | | | | |министрации |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |Корякского |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |авто- |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |номного |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |округа |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Повышение эффективности акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий технологий |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Скрининговое обследование|0,25 |0,05 |- |- |0,05 |- |- |0,05 |- |- |0,05 |- |- |0,05 |- |- |Управление |
|беременных групп риска на| | | | | | | | | | | | | | | | |здравоохра- |
|внутриутробную патологию -| | | | | | | | | | | | | | | | |нения ад-|
|ТО R СН-инфекцию | | | | | | | | | | | | | | | | |министрации |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |Корякского |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |авто- |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |номного |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |округа |
|--------------------------+---------+-----+------+--------+------+-----+------+------+-----+------+--------+-----+-------+------+-----+-------+------------|
|Оснащение родильного|1,3 |1,3 |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |Управление |
|отделения Корякской окруж-| | | | | | | | | | | | | | | | |здра |
|ной больницы:| | | | | | | | | | | | | | | | |воохранения |
|Комплектнаркозо- | | | | | | | | | | | | | | | | |администра- |
|дыхательной аппаратуры | | | | | | | | | | | | | | | | |ции |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |Корякского |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |авто- |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |номного |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |округа |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Ультразвуковая аппаратура | 0,7 | 0,7 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Управление здравоох- ранения ад- министра- ции Ко- рякского авто- номного округа |
Оснащение палат новорож- денных для проведения ин- тенсивной терапии и реанимации: |
|||||||||||||||||
- аппаратами искусственной вентиляции легких для но- ворожденных |
1,0 | 0,2 | - | - | 0,2 | - | - | 0,2 | - | - | 0,2 | - | - | 0,2 | - | - | Управление здра- воохране- ния ад министра- ции Ко- рякского авто- номного округа |
- инкубаторами для интенсивного ухода за новорожденными |
0,15 | 0,15 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Управление здравоох- ранения ад- министра- ции Корякско- го авто- номного округа |
-закупка простагландитов для обеспечения профилактики осложнений в родах |
0,3 | 0,03 | 0,03 | - | 0,03 | 0,03 | - | 0,03 | 0,03 | - | 0,03 | 0,03 | - | 0,03 | 0,03 | - | Управление здра- воохране- ния ад- министра- ции Корякско- го авто- номного округа |
Раздел "Охрана здоровья детей" | |||||||||||||||||
Организация скрининга на муковисцидоз, адреногенитальный синдром |
0,5 | 0,1 | - | - | 0,1 | - | - | 0,1 | - | - | 0,1 | - | - | 0,1 | - | - | Управление здра- воохране- ния админист- рации Ко- рякского авто- номного округа |
Вакцинация против краснухи девочек-подростков |
0,25 | - | 0,05 | - | - | 0,05 | - | - | 0,05 | - | - | 0,05 | - | - | 0,05 | - | Управление здра- воохране- ния ад- министра- ции Ко- рякского авто- номного округа |
Оснащение молочных ку- хонь современным технологическим оборудованием |
1,2 |
0,2 |
0,1 |
- |
0,2 |
0,1 |
- |
0,2 |
- |
- |
0,2 |
- |
- |
0,2 |
- |
- |
Управление здравоохра- нения адми- нистрации Корякского округа |
Ремонт родильных отделений |
3,5 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Управление здравоохра- нения адми- нистрации Корякского округа |
||||||||||
Ремонт молочных кухонь |
1,3 |
0,2 3,53 |
0,2 |
0,2 1,38 |
0,1 |
0,2 1,38 |
0,1 1,28 |
0,2 1,38 |
0,1 1,28 |
Управление здравоохра- нения адми- нистрации Корякского округа |
|||||||
-- |
- |
-- |
|||||||||||||||
Итого: | 15,45 | 1,28 | 1,38 | 1,28 | 1,28 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Корякского автономного округа от 14 октября 2002 г. N 291 "Об Окружной целевой Программе "Здоровый ребенок" на 2003-2007 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Корякского автономного округа от 5 сентября 2005 г. N 488 настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Корякского автономного округа от 24 марта 2003 г. N 70