Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 декабря 2021 года кассационную жалобу Шамсиева И.Ш. на решение Актанышского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2020 года, дополнительные решения от 11 февраля 2021 года, от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 сентября 2021 года по административному делу N 2а-373/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан к Шамсиеву Избарту Шарафовичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Шамсиева И.Ш, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Актанышского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2020 года заявленные Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан удовлетворены, с Шамсиева И.Ш. взыскана задолженность в размере 24 432 рублей 37 копеек, из них: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьёй 227 Налогового кодекса Российской Федерации, штраф (КБК 18210102020013000110) в размере 1000 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года (КБК 18210202103081013160) в размере 4 088 рублей 3 копейки, пени (КБК 18210202103082013160) в размере 61 рубля 15 копеек, штраф (КБК 18210202103093013160) в размере 76 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому), за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года (КБК 18210202140061110160) в размере 18 581 рубль 24 копейки, пени (КБК 18210202140062110160) в размере 277 рублей 95 копеек, штраф (КБК 18210202140063010160) в размере 348 рублей.
Дополнительным решением Актанышского районного суда Республики Татарстан от 11 февраля 2021 года с Шамсиева И.Ш. взыскана задолженность в размере 24 432 рублей 37 копеек, из них: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьёй 227 Налогового кодекса Российской Федерации штраф (КБК 18210102020013000110) в размере 1 000 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2021 года (КБК 18210202103081013160), в размере 4 088 рублей 3 копейки, пени (КБК 18210202103082013160) в размере 61 рубль 15 копеек, штраф (КБК 18210202103093013160) в размере 76 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года) (КБК 18210202140061110160) в размере 18 581 рубля 24 копеек, пени (КБК 18210202140062110160) в размере 277 рублей 95 копеек, штраф (КБК 18210202140063010160) в размере 348 рублей.
Дополнительным решением Актанышского районного суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 года с Шамсиева И.Ш. взыскана задолженность: сумма штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со статьёй 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 000 рублей (КБК 18210102020013000110), назначенного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 3 декабря 2018 года N 2507; сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 4 088 рублей 3 копейки (КБК 18210202103081013160), исчисленную за период 2018 года, пени в размере 61 рубль 15 копеек (КБК 18210202103082013160), начисленные на сумму недоимки, в размере 4 088 рублей 3 копейки с 3 июля 2019 года по 1 сентября 2019 года, сумма штрафа в размере 76 рублей (КБК 18210202103093013160), назначенного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 2 июля 2019 года N 1187, сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отменённому), за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года, в размере 18 581 рублей 24 копеек (КБК 18210202140061110160), исчисленный за период 2018 года, пени в размере 277 рублей 95 копеек (КБК 18210202140062110160), начисленные на сумму недоимки, в размере 18 581 рублей 47 копеек с 3 июля 2019 года
по 1 сентября 2019 года, сумма штрафа в размере 348 рублей (КБК 18210202140063010160), назначенного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 2 июля 2019 года N 1187.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 сентября 2021 года решение Актанышского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2020 года, дополнительные решения от 11 февраля 2021 года, от 23 июня 2021 года оставлены без изменения, апелляционная жалоба Шамсиева И.Ш. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Шамсиев И.Ш. просит отменить судебные акты, прекратить производство по делу. Указывает, что налоги за 2017 год им уплачены, расчёт налога за 2018 год произведён налоговым органом неверно. Кроме того, 12 сентября 2018 года он снят с налогового учёта в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и на данный момент является пенсионером. Считает, что налоговым органом пропущен срок, предусмотренный статьями 46 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимки. Оснований для исчисления налогов не имелось, поскольку доходов он не получал, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Положениями пункта 3 статьи 1 и статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьёй производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пунктом 2 статьи 430, пунктами 3 и 4 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учёта расчёт по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчётным периодом.
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчётного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учёта расчёт по страховым взносам за период с начала расчётного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчёта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год Шамсиевым И.Ш, зарегистрированным (с 9 августа 2017 года по 12 сентября 2018 года) в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, своевременно исполнена не была. Шамсиев И.Ш. несвоевременно представил расчёт по страховым взносам за 2018 год, дата предоставления первичного расчёта - 19 марта 2019 года.
Решением Межрайонной ИФНС России N 9 от 3 декабря 2018 года N 2507 в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации формы 3-НДФЛ в налоговый орган по месту учёта Шамсиев И.Ш. привлечён к налоговой ответственности с назначением штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением Межрайонной ИФНС России N 9 от 2 июля 2019 года N 1187 Шамсиев И.Ш. привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с неуплатой страховых взносов за 2018 год, ему назначен штраф в размере 424 рубля и предложено уплатить сумму задолженности по страховым взносам за 2018 год в размере 22 669 рублей 50 копеек.
Шамсиеву И.Ш. направлено требование N 13956 по состоянию на 14 февраля 2019 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в срок до 15 марта 2019 года, которое оставлено административным ответчиком без исполнения.
Шамсиеву И.Ш. направлено требование N 67520 по состоянию на 2 сентября 2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в срок до 18 октября 2019 года, которое оставлено административным ответчиком без исполнения.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 22 января 2020 года с Шамсиева И.Ш. взыскана сумма задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 24 432 рубля 37 копеек.
В связи с поступившими возражениями определением мирового судьи судебного участка N 1 по Актанышскому судебному району Республики Татарстан от 12 февраля 2020 года судебный приказ отменён.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 7 августа 2020 года.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу, что заявленные налоговым органом требования являются обоснованными.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что Шамсиев И.Ш. не получал доход и не обязан уплачивать страховые взносы, несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании закона. При этом деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства является предпринимательской, соответственно, глава такого хозяйства несёт риски, связанные с предпринимательской деятельностью.
Несостоятельна ссылка подателя кассационной жалобы на то, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд.
Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что лишь в связи с неисполнением требования N 67520 в срок до 18 октября 2019 года, когда сумма недоимки превысила 3 000 рублей, у налогового органа возникло право на обращение в суд. В течение шести месяцев со дня, когда сумма недоимки превысила 3 000 рублей, налоговый орган воспользовался своим правом и обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. После отмены судебного приказа налоговый орган также своевременно, то есть в течение шести месяцев, обратился в суд с настоящим административным иском.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Актанышского районного суда Республики Татарстан от 5 октября 2020 года, дополнительные решения от 11 февраля 2021 года, от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шамсиева И.Ш. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 3 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.