Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Улановой Е.С, Тураевой Т.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мирзоева Салтанага Билал оглы на решение Промышленного районного суда г. Самары от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-3989/2021 по иску Мирзоева Салтанага Билал оглы к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о назначении страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Мирзоев С.Б.о. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара (далее - ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, пенсионный орган) о назначении страховой пенсии по старости, мотивируя следующим. Он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с этим инвалидом II группы бессрочно. В зоне отчуждения находился с 05 мая по 15 мая, с 04 июня по 24 июня, с 21 октября по 28 октября 1986 года. Ему назначена пенсия по инвалидности на основании ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС". Полагает, что имеет также право на получение страховой пенсии, поскольку его стаж работы составляет 9 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке. 29.03.2021 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначении ему второй пенсии, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие военной травмы. В назначении пенсии отказано, разъяснено право на получении пенсии при достижении 55 летнего возраста. На основании изложенного, Мирзоев С.Б.о. просил обязать ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара назначить и выплатить страховую пенсию по старости с даты подачи заявления о назначении второй пенсии.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 21 июня 2021 в удовлетворении исковых требований Мирзоеву С.Б.о. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28 сентября 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Мирзоев С.Б.о. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Мирзоев С.Б.о. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мирзоев С.Б.о. проходил военную службу в рядах вооруженных сил СССР, в период с 05 по 15 мая, с 04 по 24 июня и с 21 октября по 28 октября 1986 года был направлен для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в результате чего впоследствии ему была установлена группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных военных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается военным билетом, выданным 21.01.1984 года, удостоверением от 14.07.2017 года, справкой об инвалидности от 20.08.2002 года.
Истцу назначена пенсия по инвалидности.
По достижении возраста 55 лет Мирзоев С.Б.о, 22.01.1966 года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ по Кировскому и Промышленному району г.Самары с заявлением о назначении ему второй пенсии по старости, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара N 175543/21 от 24.06.2021 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа 25 лет. На дату обращения, 29.03.2021 года, документально подтвержденный страховой стаж Мирзоева С.Б. о. определен в 11 лет 2 месяца 13 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований на одновременное получение государственной пенсии по инвалидности и пенсии по старости на момент обращения в пенсионный орган.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Суды исходили из того, что для назначения второй пенсии - страховой пенсии по старости необходимо соблюдение двух условий: достижение мужчиной возраста 55 лет и наличие продолжительности страхового стажа не менее 25 лет. Учитывая наличие у истца страхового стажа 11 лет 2 месяца 13 дней, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Мирзоева С.Б.о. на момент обращения в пенсионный орган права на одновременное получение государственной пенсии по инвалидности и пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Автор кассационной жалобы указывает, что досрочная пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии стажа не менее 15 лет и величины индивидуального коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 данного закона или Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Стаж работы истца 11 лет. Трудовой стаж с учетом нахождения на инвалидности составляет 30 лет.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В силу подп. 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Анализ пенсионного законодательства позволяет сделать вывод, что назначение досрочной страховой пенсии гражданину, ставшему инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, по основанию предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если названный гражданин к моменту назначения данной пенсии достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Мирзоев С.Б.о. не имеет права на одновременное получение двух пенсий, поскольку льготное пенсионное обеспечение и получение одновременно двух пенсий данной категорией граждан законодатель в пределах своих полномочий в приведенных выше нормативных актах связывает именно с наличием определенных условий, одно из которых - страховой стаж не менее 25 лет.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иное толкование норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мирзоева Салтанага Билал оглы - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.С Уланова
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.