Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лазарева М.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лазарева М.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лазарев М.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить утвержденное распоряжением УМВД России по Тульской области от 5 марта 2021 года N 1/1826 решение Комиссии УМВД России по Тульской области от 26 февраля 2021 года о снятии Лазарева М.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты, и обязать УМВД России по Тульской области восстановить его на учете очередников УМВД России по Тульской области на получение названной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что комиссией УМВД России по Тульской области по принятию сотрудников органов внутренних дел Тульской области, сотрудников уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, членов семей и родителей сотрудников погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления (далее - Комиссия) при оценке наличия признака нуждаемости на получение им единовременной социальной выплаты при разрешении вопроса об изменении учетных данных в связи с изменением состава семьи незаконно и необоснованно была учтена площадь жилого дома, принадлежащего его отцу Лазареву В.М, что противоречит положениям части. 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениям пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Его отец в указанном жилом доме не зарегистрирован, в связи с чем он, Лазарев М.В, не является членом семьи собственника, по месту регистрации не проживает, что подтверждается договорами найма жилого помещения, в связи с чем указанный жилой дом не может быть признан его местом жительства, учитывая только факт регистрации по месту жительства. Также указал, что при его постановке на учет в декабре 2012 года указанные обстоятельства при определении нуждаемости не учитывались, он сам членом семьи отца не признавался. При рассмотрении поставленного на рассмотрение комиссии вопроса он был введен в заблуждение, что послужило основанием для указания им в заявлении от 1 февраля 2021 года на проживание по месту регистрации.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Тульского областного суда от 7 сентября 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 ноября 2021 года через Центральный районный суд г. Тулы, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 декабря 2021 года, Лазарев М.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. Заявитель жалобы выражает несогласие с выводами судебных инстанций, полагает, что судами неверно применены нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, указывает на незаконность и необоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
УМВД России по Тульской области поданы письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы по настоящему административному делу имеются.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 декабря 2012 года Лазарев М.В. (1 человек) принят на учет для получения единовременной социальной выплаты под N 99 по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, как сотрудник, не являющейся ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника жилого помещения.
7 июня 2013 года Комиссией внесены изменения в учетные документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которым Лазарев М.В. принят на учет с семьей в составе 2-х человек (заявитель, супруга - ФИО5).
10 апреля 2015 года Комиссией вновь внесены изменения в учетные документы, в соответствии с которыми административный истец принят на учет с семьей в составе 3-х человек (заявитель, супруга ФИО5, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
В соответствии приказом УМВД России по Тульской области от 19 октября 2015 года N 527 л/с Лазарев М.В. уволен 20 октября 2015 года со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342 -ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
30 мая 2019 года брак между Лазаревым М.В. и Лазаревой К.В. прекращен.
1 февраля 2021 года Лазарев М.В. обратился в Комиссию с заявлением о внесении изменений в учетные данные и документами, содержащими сведения об изменении его состава семьи и жилищных условий.
Решением Комиссии от 26 февраля 2021 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Тульской области от 5 марта 2021 года N 1/1826, Лазарев М.В. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку Лазарев М.В. является членом семьи собственника жилого помещения (его отца Лазарева В.М.) и в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции такие выводы нижестоящих судов считает основанными на неправильном применении норм материального процессуального права по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 4 названного Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 приведенной статьи).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее Правила).
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил).
Судами установлено, что Лазарев М.В. был принят на учет с семьей в составе 3-х человек (заявитель, супруга - ФИО5, дочь - ФИО6) Комиссией в 2012 году.
Однако брак Лазаревым М.В. с ФИО12 на момент принятия оспариваемого решения расторгнут, дочь проживает с матерью отдельно в коммунальной квартире в комнате площадью 12 кв. м по адресу: "адрес"; право на жилое помещение зарегистрировано за ФИО7 (мать ФИО13.); право собственности ФИО14 в порядке наследования на указанное жилое помещение не зарегистрировано.
В связи с указанными обстоятельствами состав семьи административного истца действительно изменился, как на то правильно указали суды, однако, выводы судебных инстанций об утрате Лазаревым М.В. оснований для получения единовременной социальной выплаты основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
Судом установлено, что административный истец Лазарев М.В. с 13 июля 2006 года до настоящего времени зарегистрирован по адресу: "адрес", р. "адрес", жилых помещений в собственности не имеет.
Собственником жилого дома, площадью 53, 2 кв.м, по вышеуказанному адресу с 17 мая 2012 года является отец Лазарева М.В. - ФИО15 в связи с наследованием имущества после смерти Лазарева М.В, являющейся матерью ФИО8 и бабушкой Лазарева М.В.
Лазарев В.М. в указанном жилом доме не зарегистрирован и со своим сыном совместно не проживает, имеет иное постоянное место жительства.
При этом административный истец Лазарев М.В. был вселен в данный жилой дом в 2006 году не своим отцом, а прежним собственником - бабушкой Лазаревой М.В.
При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судов о правомерности решения Комиссии УМВД России по Тульской области, которым Лазарев М.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на том основании, что он является членом семьи собственника жилого помещения Лазарева В.М, и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, являются необоснованными.
С учетом того, что судами допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленного административного иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 31 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Лазарева М.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" по принятию сотрудников органов внутренних дел "адрес", сотрудников уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, членов семей и родителей сотрудников погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ее предоставления, от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, о снятии Лазарева М.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" обязанность обеспечить восстановление Лазарева М.В. в очереди лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.