Кассационный военный суд в составе председательствующего Красношапки В.Б., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-37/2021 по кассационной жалобе административного истца Беджаняна Валерия Славаевича на решение 5 гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 24 сентября 2021 г., принятые по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Беджаняна В.С. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии названной воинской части, связанных с отказом в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства (далее - жилищный учет).
Заслушав доклад судьи Красношапки В.Б, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного иска Беджаняна В.С. с требованиями о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части N. от 16 февраля 2021 г, оформленное протоколом и утвержденное командиром той же воинской части, об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на жилищный учет в избранном после увольнения месте жительства, - в г. "данные изъяты".
В кассационной жалобе, поданной 9 декабря 2021 г, административный истец просит отменить указанные судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование этого, анализируя оспариваемые судебные постановления и излагая фактические обстоятельства дела в контексте собственного толкования отдельных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", Соглашения между Российской Федерацией и "данные изъяты" о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами "данные изъяты" в "данные изъяты", находящихся на территории "данные изъяты", от 15 марта 1994 г, приводит совокупность доводов, суть которых сводится к несогласию с выводами судов об отсутствии у него общей продолжительности военной службы, предоставляющей военнослужащему право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном после увольнении месте жительства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к нижеследующему.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Беджанян В.С. с 24 ноября 2005 г. проходит военную службу по контракту в "данные изъяты".
Общая продолжительность военной службы, с учетом военной службы по призыву, составляет более 16 лет, из которых более 15 лет в качестве гражданина "данные изъяты", гражданство Российской Федерации Беджанян В.С. приобрел в 2019 году.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы он 21 января 2021 г. обратился в жилищную комиссию воинской части с просьбой о признании его с составом семьи, состоящей из... человек, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства, но получил отказ.
Основанием к принятию данного решения послужило то, что на момент обращения в жилищную комиссию воинской части общая продолжительность военной службы Беджаняна В.С, которую он проходил в статусе гражданина Российской Федерации, составила менее 10 лет, то есть предоставление документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на жилищном учете.
В статье 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Согласно статьям 6, 9, 14 Соглашения между Российской Федерацией и "данные изъяты" о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами "данные изъяты", находящихся на территории "данные изъяты", от 15.03.1994 г. (далее - Соглашение) граждане "данные изъяты", поступившие на военную службу по контракту и по призыву в "данные изъяты", находящиеся на территории "данные изъяты", являются военнослужащими "данные изъяты" и имеют правовой статус, определенный законодательством Российской Федерации, Договором между Российской Федерацией и "данные изъяты" о статусе "данные изъяты", находящихся на территории "данные изъяты", и условиях их функционирования, если иное не оговорено в настоящем Соглашении.
Военная служба в "данные изъяты", находящихся на территории "данные изъяты", засчитывается гражданам "данные изъяты" как военная служба в Вооруженных Силах "данные изъяты" с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством "данные изъяты".
Жилищное обеспечение граждан "данные изъяты", проходящих военную службу по контракту в "данные изъяты", находящихся на территории "данные изъяты", осуществляется в соответствии с законодательством "данные изъяты" соответствующими органами "данные изъяты".
Как указано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", под военнослужащими - гражданами в настоящем Законе понимаются граждане Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили вышеперечисленные нормы материального права и обоснованно признали отказ жилищного органа в постановке Беджаняна В.С. на жилищный учёт законным, поскольку таким правом административный истец, имеющий общую продолжительность военной службы после приобретения им гражданства Российской Федерации в 2019 г, то есть менее 10 лет, не обладает.
При этом суждения автора кассационной жалобы о необходимости включения в общую продолжительность военной службы для соответствующего подсчета периода его военной службы по контракту в "данные изъяты" в статусе гражданина "данные изъяты", с ноября 2005 г. по 2019 г, являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судами по его делу.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые 5 гарнизонным военным судом и Южным окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение 5 гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 24 сентября 2021 г, принятые по административному исковому заявлению Беджаняна Валерия Славаевича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 января 2022 г.
Председательствующий: В.Б. Красношапка
Судьи: Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.