Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при помощнике судьи Фединой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-50/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Речсервис" о признании не действующим в части нормативного правового акта
с апелляционной жалобой городского Совета депутатов муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Речсервис" Николаева М.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
городским Советом депутатов муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) 15 мая 2015 года принято решение N 18-5 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия), а также соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия)" (далее также - Решение N 18-5).
Приложением N 3 Решения 18-5 определены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия).
Так, за аренду земельных участков с кодом 6.9, с видом разрешенного использования "склады" - для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов установлена ставка 7%.
Настоящее решение размещено на официальном сайте МО "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) www.gorodlensk.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Речсервис" (далее - ООО "Речсервис", Общество) обратилось с административным исковым заявлением в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) и с учетом уточненных требований просило признать не действующим в части нормативный правовой акт, ссылаясь на его несоответствие положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указывает, что определенная указанным решением базовая ставка арендной платы, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, арендатором которого является Общество, не соответствует принципу экономической обоснованности, чем нарушаются права и законные интересы административного истца.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
С апелляционной жалобой в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции обратился городской Совет депутатов муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия), в которой просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение по делу. Полагает, что отсутствие в преамбуле оспариваемого решения ссылки или отсутствие в приложении к решению какого-либо документа, содержащее финансово -экономическое обоснование не является основанием для вывода суда о том, что указанное обоснование осуществлено не было. Уничтожение архивных документов по истечении срока хранения не опровергает предполагаемую достоверность соблюдения принципа экономической обоснованности.
Относительно доводов апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Речсервис", участвовавшем в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 ЗК РФ).
С учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО "Город Ленск", суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ за пользование землей взимается плата, одной из форм которой является арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением городского Совета депутатов от 15 мая 2015 года N18-5 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия), а так же соответствия видов разрешенного использования земельных участков, ставок и льгот по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия).
Согласно абзацу 2 пункта 3.3 Решения N 18-5 базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Приложением N3 определены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Ленск" Республики Саха (Якутия).
За аренду земельных участков с кодом 6.9, с видом разрешенного использования "склады" - для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов установлена ставка 7%.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы один из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности - не был соблюден.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582).
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения при принятии Решения N 18-5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 основных принципов определения базовых ставок арендной платы, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что установление в Приложении N 3 к данному решению ставки арендной платы в размере 7% за аренду земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, с видом разрешенного использования "склады" (код 6.9) не отвечает принципу экономической обоснованности.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В подтверждение довода о соблюдении утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлено заключение прокуратуры Ленского района по проекту оспариваемого в части нормативного правового акта и информация о ставке арендной платы с диаграммами и анализом поступлений арендной платы.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции оценил их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пришел к выводу, что со стороны административного ответчика не представлено экономическое обоснование установленной ставки арендной платы, которое содержало бы расчеты, анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, базовые ставки арендной платы не дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка, не принята во внимание дифференциация видов разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, судом установлено, что ставка арендной платы 7% была установлена не в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "склады", предназначенных для временного хранения, распределения, и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), а для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта, заготовок. Мотивы суда исчерпывающим образом изложены в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без надлежащего экономического обоснования, без учета основных принципов определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и соблюдение принципа экономической обоснованности не подтверждают.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых положений не действующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.