Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора фио, при секретаре Гордеевой Д.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-405/2022 по административному исковому заявлению Поповой Елены Анатольевны к Правительству Москвы о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", установил:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление, постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Пунктом 1.2 названного постановления утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее также Перечень, приложение N 2).
Постановление Правительства Москвы от 19.11.2019 N 1516-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, приложение N 2 к постановлению дополнено пунктом 2920, которым в Перечень включен объект недвижимости (надстройка) с адресными ориентирами: адрес.
Попова Е.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в Перечень указанного выше пункта, ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости не является самовольной постройкой, что подтверждено вступившими в законную силу решениями судов.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что включение спорных объектов в.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы просил в удовлетворении требований отказать, указав, что спорный объект недвижимости имеет признаки самовольной постройки, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого пункта приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП недействующими не имеется, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав г.Москвы", части 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закон г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями статьи 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, которое, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", официально опубликовано и подписано Мэром Москвы, следовательно, введено в действие в установленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 приведенной нормы субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Попова Е.А. является собственником нежилого помещения (надстройки) общей площадью 372 кв.м в составе помещения с кадастровым номером 77:09:0001030:1670, расположенного по адресу: адрес.
Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование, по результатам которых составлены Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта N 9095369 от 6 апреля 2020 года, согласно которому вышеуказанный объект недвижимости (надстройка) обладает признаками самовольной постройки.
С учетом выявленных признаков самовольной постройки нежилое помещение (надстройка) была включены в оспариваемый Перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Правовым последствием включения объекта недвижимости в соответствующий Перечень является обязанность Департамента городского имущества г. Москвы обратиться в суд с требованиями о сносе самовольной постройки.
Так, в целях реализации предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативных положений пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества г. Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в срок до 31 января 2014 г, а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд соответствующие требования. Департамент городского имущества г. Москвы при обращении в суд заявляет требование о предоставлении истцу права сноса с привлечением соответствующего государственного учреждения г. Москвы самовольной постройки (освобождения земельных участков) за счет ответчика в случае неисполнения судебного акта в течение месяца с момента его вступления в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, в том числе возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 3.1, согласно которому решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом. Приведенное правовое положение действует на момент рассмотрения настоящего административного спора.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2021 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы о признании зарегистрированного права собственности индивидуального предпринимателя Поповой Е.А. на надстройку третьего этажа площадью 372 кв.м в составе помещения с кадастровым номером 77:09:0001030:1670 здания, расположенного по адресу: адрес, отсутствующим, обязании освободить земельный участок по указанному адресу от надстройки третьего этажа отказано.
Этим же решением арбитражного суда в части требований о признании надстройки третьего этажа площадью 372 кв.м в составе помещения с кадастровым номером 77:09:0001030:1670 здания, расположенного по адресу: адрес, самовольной постройкой и обязании привести здание в первоначальное состояние путем демонтажа указанной надстройки производство по делу прекращено.
При том суд исходил из того, что решением Головинского районного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N2-137/10, вступившим в законную силу, по иску фио, фио к Поповой Е.А. о признании постройки 3-го этажа незаконной и обязании снести, по самостоятельным требованиям Префектуры адрес о признании права собственности на постройку 3-го этажа отказано.
При рассмотрении указанного дела Головинским районным судом города Москвы для проверки обоснованности всех заявленных требований, проведена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии возведенной Поповой Е.А. надстройки строительным нормам и правилам, пожарно-техническим нормам, санитарно-эпидемиологическим и градостроительным нормам, а также представляет ли надстройка угрозу жизни и здоровью людей, что в соответствии с положениями части 3 статьи 222 ГК РФ является юридически значимыми обстоятельствами для определения необходимости сноса и возможности признания права собственности на самовольно возведенное строение.
Согласно однозначных выводов эксперта, надстройка в виде 3-го этажа над двухэтажным зданием пристройки к двенадцатиэтажному жилому дому, расположенному по адресу: адрес, строительным нормам и правилам, пожарно-техническим нормам, санитарно-эпидемиологическим и градостроительным нормам соответствует, угрозу жизни и здоровью людей не представляет, а судом сделан вывод о том, что указанная надстройка не может быть отнесена к самовольной постройке.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Учитывая, что на основании пункта 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о сносе самовольной постройки иными органами помимо суда принято быть не может, а судами было признано, что спорная надстройка не является самовольной, суд приходит к выводу о противоречии указанных пунктов положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет административное исковое заявление в полном объеме.
С учетом того, что постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части ранее применялось, суд признает правовой акт в указанной части недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
В этой связи суд считает, что с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Руководствуясь статями 111, 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Поповой Елены Анатольевны к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2920 Приложения 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости" к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Поповой Елены Анатольевны расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.