Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи VideoMost поступившее 16 декабря 2021 года гражданское дело по иску Терешкиной Л.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат при увольнении, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести удержание налогов и сборов с указанных выплат, по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области на решение Советского районного суда города Тулы от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области Креховец В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Терешкина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат при увольнении, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести удержание налогов и сборов с указанных выплат.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года, с Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в пользу Терешкиной Л.А. взысканы невыплаченное денежное содержание на период нахождения в очередном отпуске в размере 14384 руб. 09 коп, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 47837 руб. 16 коп, компенсация морального вреда в сумме 2000 руб. На ответчика возложена обязанность произвести удержания налога на суммы причитающихся выплат в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области просит решение Советского районного суда города Тулы от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судебной коллегий были допущены нарушения норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 декабря 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области с Терешкиной Л.А. заключен служебный контракт N 17 от 28 декабря 2010 года о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тульской области на неопределенный срок.
В соответствии с дополнительным соглашением N 7 от 4 августа 2014 года к служебному контракту N 17 от 28 декабря 2010 года Терешкина Л.А. переведена на должность государственной гражданской службы государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками.
Согласно служебному контракту N 17 от 28 декабря 2010 года заключенного работодателем с Терешкиной Л.А, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации.
Терешкина Л.А. на основании приказов Межрайонной МИФНС России N 5 по Тульской области являлась получателем материального стимулирования, также ей выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 16 сентября 2020 года "О реорганизации УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области, Межрайонной ИФНС России N 13 по Тульской области" МИ ФНС России N 5 по Тульской области была реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Приказом начальника МИ ФНС N 5 по Тульской области N 01-08/280 от 24 декабря 2020 года с Терешкиной Л.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы государственного налогового инспектора и уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должности на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Согласно материалам дела, приказом руководителя ФНС России "О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года N ЕД-8-5/10ДСП" от 6 апреля 2020 года в соответствии с решением Комиссии ФНС России по оценке эффективности территориальных органов ФНС России территориальным органам ФНС России, в том числе УФНС по Тульской области, выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий.
Впоследствии руководителем ФНС России регулярно издавались такие же приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 25 июня 2020 года N ЕД-8-5/18ДСП@ за 1 квартал 2020 года, от 18 сентября 2020 года N ЕД-8-5/25ДСП@ за 2 квартал 2020 года, от 4 декабря 2020 года N КЧ-8-5/36ДСП@ за 3 квартал 2020 года.
Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Тульской области издавались соответствующие приказы руководителем МИ ФНС N 5 по Тульской области, которыми осуществлялось материальное стимулирование государственных гражданских служащих МИ ФНС N 5 по Тульской области за 4 квартал 2018 года, за 3 и 4 кварталы 2019 года, за 1 квартал 2020 года.
Таким образом, истцу выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС. Указанные премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562, Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 601, статьями 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением штата, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные истцу средства материального стимулирования, указанные в иске, ответчиком не учтены. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Терешкиной Л.А. недоплаченных сумм.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они являются правильными, а доводы ответчика о том, что указанное истцом материальное стимулирование не входит с состав денежного содержания гражданского служащего - основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судебных инстанций постановлены с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе его денежного содержания для исчисления среднего заработка для расчета отпускных выплат, компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы произведенных истцу ответчиком в спорный период выплат в виде материального стимулирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, исковые требования истца о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, связаны с необходимостью исследования Постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 283-14, от 17 февраля 2020 года N 168-8 и от 10 июня 2020 года N 843-33, имеющих гриф "секретно", послуживших основанием для принятия решений о выплате материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов сверх фондов оплаты труда в 2019 - 2020 годах (что является предметом настоящего спора).
Согласно материалам дела, судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела удовлетворено ходатайство ответчика об истребовании указанных Постановлений Правительства Российской Федерации, в предоставлении которых Министерством финансов Российской Федерации отказано, по тем основаниям, что указанным постановления Правительством Российской Федерации присвоен гриф секретности "совершенно секретно", снимать копии и делать выписки секретных актов, поступивших из других организаций, без разрешения организаций, их издавших, запрещается.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Исходя из характера спорных отношений с учетом предмета исковых требований истца к УФНС по Тульской области о взыскании недоплаченных сумм, их правового и фактического обоснования эти требования не могли быть разрешены судом без исследования и оценки актов, послуживших основанием для выделения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, не исследование судом Постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 283-14, от 17 февраля 2020 гола N 168-8 и от 10 июня 2020 года N 843-33 лишило возможности определить юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения судами спора по существу и явилось следствием нарушения судами первой и апелляционной инстанций правил оценки доказательств.
Кроме того, приведенные ответчиком в опровержение заявленных исковых требований доводы относительно правовой природы полученных истцом выплат в виде материального стимулирования в нарушение принципа осуществления правосудия на основе равноправия и состязательности сторон спора (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебными инстанциями не проверены.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Согласно абзацам второму и седьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Исходя из приведенных нормативных положений, если в ходе рассмотрения гражданского дела одна из сторон ссылается в обоснование своих доводов или возражений на доказательства, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, без исследования которых невозможно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, такое дело подлежит передаче по подсудности в качестве суда первой инстанции в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
В нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности гражданских дел, связанных с государственной тайной (пункт 1 части 1 статьи 26, пункт 3 части 2 статьи 33 ГПК РФ) судами первой и апелляционной инстанций не был решен вопрос о передаче настоящего дела на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции - Тульский областной суд, в то время как от изучения содержания документов, имеющих гриф "секретно", зависело определение юридически значимых обстоятельств для правильного разрешения судом спора по требованиям Терешкиной Л.А. к УФНС России по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат при увольнении, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести удержание налогов и сборов с указанных выплат.
С учетом изложенного, решение Советского районного суда города Тулы от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушением норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Тулы от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22 сентября 2021 года отменить.
Направить гражданское дело на новое рассмотрение в Тульский областной суд в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.