Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калитвянской Татьяны Алексеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Калитвянской Татьяны Алексеевны на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Калитвянская Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске (межрайонное) (далее - ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайоное)), в котором с учетом уточненного иска просила:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) N24 от 19 февраля 2020 года об отказе в назначении Калитвянской Т.А. досрочной страховой пенсии;
- возложить на ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы:
с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года (2 года 4 месяца 23 дня) - в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N 3;
с 20 февраля 1991 года по 03 января 1992 года (10 месяцев 14 дней) - в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ-2 в арендном предприятии "Волгодонская больница N 3";
с 04 января 1992 года по 10 марта 1997 года (5 лет 2 месяца 7 дней) - в должности фельдшера Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго";
с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года (5 лет 7 месяцев 20 день) - в должности заведующей здравпунктом Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго";
с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года (7 лет 10 месяцев) - в должности фельдшера лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго";
с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года (5 месяцев 20 дней) - в должности начальника лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 филиала акционерного общества "Ростовэнерго";
с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года (4 года 1 день) - в должности начальника лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 филиала открытого акционерного общества "ЮГК ТГК-8";
с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года (1 год 11 месяцев 17 дней) - в должности руководителя группы медицинского обслуживания общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго";
- возложить на ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) обязанность назначить Калитвянской Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 06 ноября 2019 года.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2020 года иск Калитвянской Т.А. удовлетворен частично.
На ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж Калитвянской Т.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 20 февраля 1991 года по 10 марта 1992 года в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ-2 в арендном предприятии "Волгодонская больница N3".
В остальной части иска Калитвянской Т.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Калитвянская Т.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального права, постановив новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Калитвянская Т.А указывает, что наименование организации само по себе не предопределяет право на назначение пенсии, а потому не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсии лицам, работающим в одинаковых по своим функциональным обязанностям должностям. Полагает, что судом неверно истолкованы нормы права и применены к спорным отношениям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причине неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 06 ноября 2019 года Калитвянская Т.А, 30 мая 1966 года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
19 февраля 2020 года решением ГУ-УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) N24 Калитвянской Т.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
По предоставленным документам ответчиком признан специальный стаж работы Калитвянской Т.А. - 10 лет 02 месяца 01 день.
В специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы Калитвянской Т.А.:
с 01 апреля 1986 года по 31 июля 1986 года в должности медицинского статиста Песчанокопской ЦРБ и с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года в должности заведующей здравпунктом Волгодонской горбольницы N 3 поскольку должность не предусмотрена списками профессий и должностей;
с 20 февраля 1991 года по 03 января 1992 года - в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ-2 в арендном предприятии "Волгодонская больница N 3", поскольку организационно-правовая форма "предприятие" не предусмотрено Списком учреждений;
с 04 января 1992 года по 10 марта 1997 года в должности фельдшера Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго", поскольку работа протекала в организации, не предусмотренной Списком должностей и учреждений;
с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года в должности заведующей здравпунктом Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго", поскольку работа протекала в должности и в организации, не предусмотренной Списком должностей и учреждений;
с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года в должности фельдшера лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 акционерного общества "Ростовэнерго", с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года в должности начальника лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 филиала акционерного общества "Ростовэнерго", с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года в должности начальника лаборатории психофизиологического обеспечения Волгодонской ТЭЦ-2 филиала открытого акционерного общества "ЮГК ТГК-8"
с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года в должности руководителя группы медицинского обслуживания общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго", поскольку предоставленные страхователем индивидуальные сведения о застрахованном лице не содержат особых условий труда.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Калитвянской Т.А. суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года, Постановления Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что период работы истца с 20 февраля 1991 года по 03 января 1992 года в должности фельдшера здравпункта ТЭЦ-2 в арендном предприятии "Волгодонская больница N 3" подлежит включению в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года, поскольку истец работала в должности и организации, не предусмотренной Списком должностей и учреждений от 06 сентября 1991 года N464, от 22 сентября 1999 года N1066, от 29 октября 2002 года N781.
Суд первой инстанции также пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о включении периода работы с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года, с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года, с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года, поскольку в сведениях персонифицированного учета факт работы истца не подтвержден, при этом документы, подтверждающие работу истца во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, не представлено.
С учетом того, что на дату обращения Калитвянской Т.А. в пенсионный орган, ею выработан специальный стаж работы менее 30 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении периода работы с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N3, основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 года N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Судами установлено, что с 06 июля 1998 года Калитвянская Т.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, следовательно, с этой даты для учета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости учитываются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы, подтверждаемые на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что не указание в данных персонифицированного учета сведений о льготном характере работы лица, после его регистрации в системе персонифицированного учета не исключает установление льготного характера работы, но бремя доказывания работы в специальных условиях в таком случае ложится на истца.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 ноября 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Таким образом, данными положениями закона установлено ограничение допустимых средств доказывания при определении характера работы, что обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 года N 2206-О).
Следовательно, работа истца в учреждениях здравоохранения в спорные периоды с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года, с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года, с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года, с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как, в данном случае, подтверждается именно характер работы, поскольку устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель учитывал неблагоприятные воздействия различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Судами установлено, что индивидуальный лицевой счет застрахованного лица не содержит сведений о льготном характере работы, иные надлежащие и допустимые доказательства осуществления истцом деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения периодов работы с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года, с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года, с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года, с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года в специальный страховой стаж работы как лицу, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, основанными на законе.
При этом судами обоснованно учтено, что работа не в любой организации, оказывающей медицинскую помощь населению, подлежит включению в специальный страховой стаж.
Поскольку истец осуществляла в спорные периоды с 11 марта 1997 года по 30 октября 2002 года, с 01 ноября 2002 года по 10 января 2005 года, с 11 января 2005 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 01 июля 2009 года, с 14 января 2010 года по 30 декабря 2011 года трудовую деятельность в учреждениях, не относящимся к учреждениям системы здравоохранения, в котором не выделены в качестве структурного подразделения медицинский кабинет, медицинский пункт либо здравпункт, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, то оснований для включения указанных периодов работы у суда не имелось.
Как правомерно указано судами, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судами установлено, что в спорные периоды истец работала в учреждении, не предусмотренном списком.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающим внимание доводы кассационной жалобы о необоснованном исключении из специального стажа периода работы с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N3.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В разделе II "Врачи и другие медицинские работники" подразделе 1 "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения " в графе "Наименование учреждений и организаций" указаны "здрав-пункты", в графе "Наименование должностей" указаны "Врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы".
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 11 октября 1982 года N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек" установлено нормативное наименование должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшера как "заведующий здравпунктом-фельдшер".
В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о фельдшерском здравпункте высшего и среднего специального учебного заведения (Приложение N 3 к Приказу Минздрава РСФСР от 17 сентября 1984 года N 653) фельдшерский здравпункт возглавляет фельдшер, который работает под руководством врача-терапевта-участкового, ответственного за обеспечение оказания медицинской помощи студентам и учащимся средних специальных учебных заведений.
Истцом в материалы дела за указанный период представлена справка от 25 октября 2019 N 31, согласно Калитвянская Т.А. работала с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года истец осуществлял трудовую деятельность в должности заведующей здравпунктом на 1, 0 ставки в структурном подразделении Здравпункт ТЭЦ-2.
Указанная справка содержит сведения, о том, что работа в указанной должности и учреждении дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу положений части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным. При этом согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом первой инстанции не в полной мере соблюдены правила оценки доказательств.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорный период работы истца в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N3 с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года, является преждевременным, не основанным на полном установлении обстоятельств дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, что согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов в части отказа во включения в специальный страховой стаж периодов работы истца с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N3.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года отменить в части оставления без изменения решения Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2020 года об отказе Калитвянской Татьяне Алексеевне во включении в специальный страховой стаж периода работы с 08 декабря 1987 года по 17 апреля 1990 года в должности заведующей здравпунктом ТЭЦ-2 Волгодонской горбольницы N3.
Дело в отмененной части направить в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
В остальной части решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.