Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 декабря 2021 года кассационную жалобу Нигматуллина Ильшата Шарифовича на решение Лениногорского городского суда Республика Татарстан от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года по административному делу N 2а-869/2021 по административному исковому заявлению Нигматуллина Ильшата Шарифовича к муниципальному казенному учреждению палата имущественных и земельных отношений Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, признании незаконной публикацию о предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Нигматуллина И.Ш. по доверенности Галимова Р.М, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
10 декабря 2020 года Нигматуллин И.Ш. (далее - административный истец) обратился в исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного на кадастровом плане территории.
Испрашиваемый земельный участок предполагалось образовать по условному адресу: "адрес", в кадастровом квартале N, 835 кв.м, для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 30 марта 2021 года N 279 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 835 кв.м, находящегося по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, город Лениногорск.
Муниципальным казенным учреждением Палата имущественных и земельных отношений Лениногорского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата) на официальных сайтах Российской Федерации, Лениногорского муниципального района и города Лениногорска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальном издании "Лениногорские Вести" 30 апреля 2021 года размещена информации о возможности предоставления указанного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства.
19 мая 2021 года в Палату поступило заявление Рословой Е.И, с заявкой о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский район, г. Лениногорск, в квартале N, условный номер земельного участка ЗУ1, общей площадью 835 кв.м.
1 июня 2021 года распоряжением Палаты N 262 административному истцу Нигматуллину И.Ш. и Рословой Е.И. было отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. Пунктом 1 этого же распоряжения организована предварительная подготовка по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "индивидуальное жилищное строительство" с кадастровым номером N, площадью 835 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лениногорский муниципальный район, город Лениногорск.
Данное распоряжение, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное заявление должно было быть рассмотрено в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления, а отказ может быть дан при наличии оснований, предусмотренных в пункте 8 указанной нормы права, перечень которых является исчерпывающим, тогда как решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит ни одного из приведенных в пункте 8 статьи 39.15 оснований.
Так же административный истец полагает незаконной организацию подготовки по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, поскольку обращение им было подано на основании статьи 39.15, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения торгов. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов. Административный истец полагает, что на основании поступившего от него 10 декабря 2020 года заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней уполномоченный орган должен был его рассмотреть и проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам проведенной проверки принять решение об удовлетворении его заявления или, при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, об отказе в его удовлетворении с указанием соответствующих оснований. Административный истец считает, что исполнительным органом были созданы искусственные препятствия для оформления им земельного участка. Обжалуемый отказ лишает его возможности реализовать свои права.
На основании изложенного, обратившись в суд, административный истец просил признать незаконным распоряжение от 1 июня 2021 года N 262 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуальной жилой застройки, признать незаконной публикацию на сайте torgi.gov.ru и публикацию от 30 апреля 2021 года в газете "Лениногорские Вести" N 16 (13188) "Извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 300421/0126094/01" по обращению Нигматуллина И.Ш. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также обязать Палату вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в течении семи дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать копии указанных решений в течении семи дней со дня их принятия.
Решением Лениногорского городского суда Республика Татарстан от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Нигматуллина И.Ш. отказано.
В кассационной жалобе Нигматуллин И.Ш. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении и толковании норм материального права. В обоснование кассационной жалобы, приводя доводы аналогичные тем, что им указаны в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, административный истец не соглашается с выводами судов о правомерности оспариваемого им уведомления распоряжения Палаты.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем таких правовых условий, влекущих возможность удовлетворения требований административного истца, судами обеих инстанций не установлено.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, в пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на территории Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" от 7 июня 2018 года N 736.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 указанного Кодекса, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В частности, согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 поименованного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании пункта 8 статьи 39.14 указанного Кодекса предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 этого Кодекса.
При этом приведенное в норме данной статьи указание в извещении информации о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 названной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка не свидетельствует о возможности игнорирования установленной процедуры предоставления участка в случае поступления заявления о безвозмездном пользовании, принимая во внимание общий характер нормы, регламентирующей предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства.
По смыслу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, как определено в пункте 6 названной статьи.
В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Как правильно отмечено судами, соблюдая установленную статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедуру, после утверждения схемы расположения спорного земельного участка, Палатой размещена официальная информация о возможности предоставления земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства заинтересованным в участии на торгах лицам.
Поскольку кроме административного истца о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка заявила также Рослова Е.И, постольку орган местного самоуправления в силу положений пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обоснованно отказал Нигматуллину И.Ш. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, приняв решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, как верно констатировали судебные инстанции, оспариваемое распоряжение административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства и не влечет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проверяя и отклоняя доводы административного истца о несоблюдении органом местного самоуправления сроков принятия решения по поступившему к нему заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций указали, что в период рассмотрения заявления Нигматуллина И.Ш. административными ответчиками было осуществлено формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, что, в свою очередь, привело к увеличению срока оказания муниципальной услуги. Между тем данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения, принятого в соответствии с требованиями норм материального права, реагулирующего спорные отношения.
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено, а судами не добыто доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения административного ответчика положениям действующих нормативных правовых актов, влекущих нарушение прав, свобод и законных интересов Нигматуллина И.Ш, что исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации явилось основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Аргументы кассационной жалобы не могут повлиять на обоснованность и законность постановленных по делу судебных актов, поскольку основаны на произвольном, ошибочном толковании норм права, и направлены на иную оценку установленных судами фактов и обстоятельств.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Лениногорского городского суда Республика Татарстан от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 5 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нигматуллина Ильшата Шарифовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.