Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе защитника ООО " ... " А.Е.С. на постановление судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 27 августа 2021 г., которым постановлено: признать ООО " ... " виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
УСТАНОВИЛ:
11 мая 2021 г. главным специалистом-экспертом отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЗАО составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "... ".
Материалы дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности в Дорогомиловский районный суд г.Москвы судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ООО "... " обратилась в Московский городской суд с жалобой на указанное постановление судьи, ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении не был допущен защитник, в связи с чем право на защиту было нарушено.
Изучив материалы дела, выслушав защитника ООО "... " Б.Я.А, п рихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 указанной нормы КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из положений п. п. "а", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" ст. 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. "а.1" ст. 10 настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52- ФЗ).
Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52
- ФЗ).
30 января 2020 года комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
В связи с этим Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции разработаны рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в предприятиях торговли, согласно которым в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры: организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; при измерении температуры тела контактными средствами измерения обеспечить обязательную дезинфекцию приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами.
Ранее Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве разработаны рекомендации работодателям по соблюдению санитарно-эпидемического режима, при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность, согласно которым в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры: организацию ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания.
В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия: обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке и разрешенные к применению в организациях общественного питания, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Соблюдение времени экспозиции и концентрации рабочего раствора дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией к препарату для уничтожения микроорганизмов; применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей.
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно- эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией
(COVID -19) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что перечисленные в нем мероприятия направленны на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что введенные и действующие санитарные правила в режиме повышенной готовности являются обязательными для всех лиц.
СП 3.1.3597-20 правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) на территории Российской Федерации, наряду с прочим, соблюдение всеми лицами, пункта 4.4. правил.
Согласно п. 4.2. СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID -19 включает выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.
Согласно п. 4.4. мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
В соответствии с п. 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID -19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, ООО "... " совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, в том числе, новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID - nl 9, представляющего опасность для окружающих, а именно: 13 апреля 2021 года в 15 часов 30 минут в предприятии торговли "... " ООО "... " по адресу:.., в ходе проведения осмотра помещений выявлены следующие нарушения: на предприятии не осуществляется ежедневный "входной контроль" при проходе сотрудников на работу - температура перед началом рабочей смены у сотрудников не замеряется, отсутствует термометр, журнал контроля температуры не ведется; на предприятии торговли отсутствует запас дезинфицирующих средств на 5 рабочих дней; часть сотрудников осуществляли деятельность с нарушением требований по ношению медицинской маски (область рта и носа открыта); неудовлетворительное санитарное содержание части помещений торгового зала (хранение ТБО на полу предприятия, что затрудняет проведение качественной уборки и дезинфекции); в кассовой зоне отсутствует дез. средство для обработки терминалов оплаты, кассовой ленты.
Действия ООО "... " квалифицированы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и вина ООО "... " в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 11 мая 2021 года в отношении ООО "... " по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; протоколом осмотра принадлежащих ООО "... " помещений по адресу:.., от 13 апреля 2021 года; фотоматериалом; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Агроторг" и иными исследованными судом материалами дела.
Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, свидетельствуют о наличии вины ООО "... " в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, нахожу, что требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда были полностью соблюдены.
Выводы судьи о виновности ООО "... " в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в постановлении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ООО "... " в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления судьи районного суда.
Назначенное ООО "... " административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере соответствует санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях ООО "Агроторг" состава вмененного ему административного правонарушения, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации с учетом требований частей 2 и 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Обжалуемое постановление судьи вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным, содержит сведения о нарушении закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Административное наказание назначено ООО "... " с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч.2 ст. 6. 3 КоАП РФ. При назначении наказания, судом учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Доводы защитника о том, что бесконтактный термометр исправен и приложенные в его обоснование документы, суд первой инстанции счел несостоятельными, поскольку они опровергаются письменными материалами дела, в том числе, актом осмотра помещений, из которого следует, что в момент проведения проверки бесконтактный термометр был не исправен.
Доводы защитника о том, что хранение ТБО на полу было временном суд счел несостоятельными, поскольку они объективно ничем не подтверждены, а на момент проведения проверки указанные нарушения были выявлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что в процессе рассмотрения дела установлен и доказан факт совершения ООО "... " административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КРФоАП. Оснований для иной квалификации действий ООО "... ", вопреки доводам стороны защиты, не имеется.
Вместе с тем, с учетом того обстоятельства, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Указом Мэра Москвы от 30 июля 2021 года N45-УМ "Об отмене обязательного ношения перчаток" обязательное ношение средств индивидуальной защиты рук (перчатки) отменено, суд, с учетом требований ч.2 ст. 1.7 КРФоАП, счел необходимым исключить из описания инкриминируемого ООО "... " административного правонарушение указание на нарушение об осуществлении частью сотрудников деятельности без использования перчаток. При этом исключение данного нарушения не влияет на квалификацию действий ООО "... " и доказанность его вины в совершении инкриминируемого правонарушения, а также не ухудшает положение Общества.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административных правонарушениях допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда г.Москвы от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ООО "... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.