Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Русиновой А.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3089/2021; УИД: 42RS0009-01-2021-005185-72 по иску Шнипа Андрея Болеславовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Шнипа А.Б, его представителя Митина М.Н, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шнип А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту также УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и включении периодов работы в специальный трудовой стаж.
Требования мотивированы тем, что 12 марта 2020 г. истец обратился в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
11 июня 2020 г. по данному заявлению было принято решение N об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях - 14 лет 04 мес. 05 дн, при требуемом 25 лет.
С принятым решением он не согласен, поскольку в спорные периоды он работал полный рабочий день и работодателем уплачивались страховые взносы в Республике Казахстан.
При этом его специальный стаж подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Истец полагает, что с учетом спорного стажа, по состоянию на 13 сентября 2020 г. его специальный стаж должен составлять 25 лет 02 мес. 12 дн, то есть требуемые 25 лет специального стажа были выработаны 1 июля 2020 г.
Просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 11 июня 2020 г. N в части не включения в специальный страховой стаж периодов работы: с 18 января 1993 г. по 15 мая 1993 г. (03 мес. 28 дн.), с 22 февраля 1995 г. по 30 июня 1996 г. (01 год 04 мес. 09 дн.), с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (04 год 01 дн.), с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, обязать включить в специальный страховой стаж указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня возникновения права - 1 июля 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021г, с учетом определения об исправлении описки от 31 августа 2021 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
"Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 11 июня 2020 г. N незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж Шнипу Андрею Болеславовичу по Списку N 1 периодов работы в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан:
- с 18 января 1993 г. по 15 мая 1993 г. (03 мес. 28 дн.), - с 22 февраля 1995 г. по 30 июня 1996 г. (01 год 04 мес. 09 дн.), - с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (04 года 01 дн.), - с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. (03 года 01 мес. 28 дн.).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Шнипу Андрею Болеславовичу в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан:
- с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (04 года 01 дн.), - с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. (03 года 01 мес. 28 дн.).
В части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Шнипу Андрею Болеславовичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2020 г. в удовлетворении требований отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 октября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года отменено в части: "В возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Шнипу Андрею Болеславовичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2020 г. в удовлетворении требований отказать". В отмененной части принять новое решение. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Шнипу Андрею Болеславовичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2020 г.
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021 года в остальной части оставлено без изменения.
Произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса в связи с реорганизацией".
В кассационной жалобе представитель УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Циркова Е.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем истца Митиным М.Н. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения истца Шнипа А.Б, его представителя Митина М.Н, поддержавших доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 марта 2020 г. Шнип А.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
11 июня 2020 г. по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) было принято решение N об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях - 14 лет 04 мес. 05 дн, при требуемом 25 лет.
При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях и страховой стаж следующие периоды работы: с 18 января 1993 г. по 15 мая 1993 г, с 22 февраля 1995 г. по 31 декабря 1997 г. - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
14 августа 2020 г. Шнип А.Б. вновь обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
13 ноября 2020 г. по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) было принято решение N об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях - 16 лет 03 мес. 07 дн, при требуемом 25 лет. При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях и страховой стаж следующие периоды работы: с 18 января 1993 г. по 15 мая 1993 г. (03 мес. 28 дн.), с 22 февраля 1995 г. по 30 июня 1996 г. (01 год 04 мес. 09 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. (03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
1 октября 2020г. Шнип А.Б. вновь обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
24 декабря 2020 г..по заявлению истца Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) было принято решение N об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях - 16 лет 04 мес. 05 дн, при требуемом 25 лет. При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях следующие периоды работы: с 18 января 1993 г..по 15 мая 1993 г..(03 мес. 28 дн.), с 22 февраля 1995 г..по 30 июня 1996 г..(01 год 04 мес. 09 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как стаж на соответствующих видах работ документально не подтвержден; с 1 января 1998 г..по 31 декабря 2001 г..(04 года 01 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 1 января 2002 г..по 28 февраля 2005 г..(03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Дополнительным решением N от 17 мая 2021г. Шнипу А.Б. также было отказано в установлении пенсии в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в неведущих профессиях - 18 лет 13 дн, при требуемом 25 лет.
При этом ответчиком не были включены в требуемый стаж на соответствующих видах работ в неведущих профессиях следующие периоды работы: с 1 января 1998 г..по 31 декабря 2001 г..(04 года 01 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998 г..назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено; с 1 января 2002 г..по 28 февраля 2005 г..(03 года 01 мес. 28 дн.) - в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан, так как в Республике Казахстан с 1 января 1998 г..назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, отсутствует начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
Факт осуществления трудовой деятельности истцом в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, представленной в пенсионном деле.
Согласно справки АО "Арселор Миттал Темиртау" N от 30 мая 2016 г, уточняющей характер работы и условия труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, Шнип А.Б. работал подземным электрослесарем полный рабочий день с вредными и тяжелыми условиями труда на шахте "Шахтинская" комбината "Карагандауголь": с 18 января 1993 г. по 15 мая 1993 г, с 22 февраля 1995 г. по 28 февраля 2005 г. (10 лет 04 мес. 05 дн.) - подземным электрослесарем с полным рабочим днем под землей во вредных и опасных условиях труда, на работах, предусмотренных статьей 78 Закона "О государственных пенсиях", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10, пунктом 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За период работы на шахте в отпусках без сохранения заработной платы и учебными отпусками не пользовался.
Исторической справкой N от 30 мая 2016 г. также подтверждается реорганизация предприятия, на котором осуществлял трудовую деятельность истец.
Из справки N от 30 мая 2016 г. о подтверждении стажа работы следует, что по документам шахты "Шахтинская" Угольного департамента АО "Испат Кармет" Шнип А.Б. работал с 1 июля 1996 г. подземным электрослесарем 4 разряда участка УПР-2, с 6 июня 2000 г. подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-2 (приказ N от 22 июня 2000г.), со 2 октября 2001 г. подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-3 (приказ N от 4 октября 2001г.), с 1 января 2002 г. подземным электрослесарем 5 разряда участка УПР-2 (приказ N от 27 декабря 2001 г.), с 28 февраля 2005 г. индивидуальный трудовой договор расторгнут по инициативе одной из сторон в соответствии с п.2 ст.25 ЗоТ РК (приказ N от 1 марта 2005г.). За проработанное время Шнип А.Б. учебными и отпусками без содержания не пользовался. Справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днем под землей. Документы шахты сданы на хранение в объединенный архив Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау".
Из ответа Дирекции "Государственный центр по выплате пенсий" - филиал некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" от 13 мая 2016 г. N, а также оборотов по транзитным счетам истца следует, что по имеющимся данным на Шнипа А.Б. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 20 февраля 1998 г. по 17 марта 2005 г..
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу о том, что периоды работы Шнипа А.Б. в качестве подземного электрослесаря на шахте "Шахтинская" в Республике Казахстан: с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (04 года 01 дн.), с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2005 г. (03 года 01 мес. 28 дн.) подлежат включению в специальный трудовой стаж в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 Соглашение от 13 марта 1992 г, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является основанием для невключения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судами не допущено.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсии с момента возникновения права, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал ошибочными выводы суда исходя из следующего.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884 н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям абзаца 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. ст. 18 и 19 от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В Обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 г. (вопрос 29), указано, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд апелляционной инстанции установив, что судом неправильно применены нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не учтены разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", правомерно отменил решение суда первой инстанции в части отказа в назначении пенсии с момента возникновения права, и обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Шнипу Андрею Болеславовичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2020 г.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбасса - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.