Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Поповой О.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 15 апреля 2021 года N 1528-ДИЗО/21 и возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, СОПК "Птицевод-1" для ведения садоводства.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что решением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее также Департамент) от 15 апреля 2021 года ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, СОПК "Птицевод-1", для ведения садоводства со ссылкой на проект межевания территории, предусматривающего формирование земельного участка площадью 1500 кв.м, тогда как предельные размеры земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-2А, установлены от 450 до 1200 кв.м.
С указанным решением административный истец не согласилась, считает его незаконным, поскольку в соответствии с частью 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации имеет право приобрести земельный участок для ведения садоводства без проведения торгов в собственность бесплатно, и предусмотренные данной нормой документы ею были представлены.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2021 года, требования Поповой О.В удовлетворены, признан незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в уведомлении Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска N 1528-ДИЗО/21 от 15 апреля 2021 года, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность предварительно согласовать предоставление Поповой О.В. земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, СОПК "Птицевод-1".
13 октября 2021 года представителем Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Поповой О.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, считает, что при разрешении дела не учтено, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания квартала, поэтому образование земельного участка должно производиться в соответствии с этим проектом, которым предусмотрено формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м, тогда как градостроительным регламентом территориальной зоны "Ж-2А" предельные размеры установлены от 450 до 1200 кв.м. Образование земельного участка по представленной Поповой О.В. схеме его расположения на кадастровом плане территории невозможно, что в силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из приобщенного к материалам дела решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2020 года, вступившего в законную силу 17 февраля 2021 года, Попова О.В. является членом СОПК "Птицевод-1" на основании протокола общего собрания от 26 августа 2018 года, принята в члены кооператива в связи со смертью матери ФИО1
19 марта 2021 года Попова О.В. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления для ведения садоводства земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: г. Якутск, СОПК "Птицевод-1", представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 15 апреля 2021 года N 1528-ДИЗО/21 Поповой О.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что проектом межевания территории квартала "Птицевод", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 8 августа 2017 года N 1302р, предусмотрено формирование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м, что не соответствует предельной максимальной площади земельных участков, установленной для территориальной зоны Ж-2А, в которой предельные параметры образуемого земельного участка определены от 450 до 1200 кв.м. Заявителю рекомендовано обратиться в установленном порядке с заявлением о внесении изменений в проект межевания территории.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Поповой О.В, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у административного ответчика предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для отказа Поповой О.В. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, заявитель просила предоставить земельный участок площадью 1000 кв.м, что соответствует установленным в территориальной зоне Ж-2А предельным размерам.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 приведенной статьи в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем в нарушение данных требований закона оспариваемое решение административного ответчика об отказе Поповой О.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит оснований такого отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а приведенные в нем обстоятельства не отнесены законом к таким основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 9 октября 2020 года испрашиваемый Поповой О.В. земельный участок площадью 999, 64 кв.м. расположен в территориальной зоне Ж-2А (зона индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска).
Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА приняты Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", в соответствии частью 2 статьи 43.1 которых одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-2А является "ведение садоводства", предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства, так и ведения садоводства в зоне Ж-2А составляют 450 кв.м. (минимальный) и 1200 кв.м. (максимальный).
Тем самым, испрашиваемый Поповой О.В. к предоставлению земельный участок площадью 1000 кв.м. соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом.
Утверждение органа местного самоуправления о наличии оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду его расположения на территории, в отношении которой утвержден проект межевания, предусматривающий формирование спорного земельного участка площадью 1500 кв.м, отмену судебных актов не влечет, поскольку, как указано выше, предельные размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами, которым указанный проект межевания в части максимальной площади земельного участка не соответствует. Данное несоответствие между проектом межевания территории и градостроительным регламентом не может влечь неблагоприятные последствия для заявителя. При разработке и утверждении проекта межевания территории квартала "Птицевод", на которой расположен спорный земельный участок, органом местного самоуправления не обеспечено соблюдение требований части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Кроме того, административными ответчиками не учтено, что Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены специальные правила приобретения в собственность членами некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию несоответствия его площади предельной максимальной площади, установленной градостроительным регламентом.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о наличии оснований к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению Поповой О.В, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, не могут быть приняты по внимание, поскольку в оспариваемом решении Департамент на данные обстоятельства как на основание к отказу в предварительном согласовании Поповой О.В. предоставления земельного участка не ссылался. Более того, из содержания ответа от 15 апреля 2021 года следует, что органом при рассмотрении обращения Попова О.В. разрешался вопрос о возможности образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 8 августа 2017 года N 1302р, а не по представленной заявителем схеме расположения земельного участка.
В остальной части доводы кассационной жалобы также не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не влекут отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.