Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, кассационную жалобу Васильева Дмитрия Дмитриевича на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Васильева Дмитрия Дмитриевича к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников исправительного учреждения, взыскании компенсации за ненадлежащие условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения Васильева Д.Д, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России ФИО7, поддержавшей доводы своей кассационной жалобы и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Васильева Д.Д, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильев Д.Д. обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с вышеназванным исковым заявлением к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и, с учётом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении его возможностью помывки не менее двух раз в семь дней, с еженедельной сменой нательного и постельного белья; взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 000 000 рублей.
Определением судьи от 05 октября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года, с учётом определения о разъяснении решения суда от 18 февраля 2021 года, дополненным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, административные исковые требования Васильева Д.Д. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, приведшее к нарушению условий содержания Васильева Д.Д. в исправительном учреждении и выразившиеся в не обеспечении права Васильева Д.Д. на помывку с еженедельной сменой нательного и постельного белья не менее двух раз в семь дней; с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Васильева Д.Д. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 10 000 рублей; на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Васильева Д.Д. путём организации помывки со сменой постельного и нательного белья не менее двух раз в семь дней.
03 декабря 2021 года и 10 января 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, кассационная жалоба Васильева Д.Д, поданные через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края 14 декабря 2020 года, 06 октября 2021 года (сдана в администрацию учреждения) соответственно.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Так, Васильев Д.Д. в кассационной жалобе просил отменить состоявшиеся судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции не учтено длительное десятилетнее нарушение его прав и свобод, предусмотренных не только нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и международными договорами Российской Федерации, а также нормами международного права. Судом апелляционной инстанции не дана оценка его (Васильева Д.Д.) доводам по существу дела, данным в ходе судебного заседания. Сумма компенсации, взысканная судом, явно несоразмерна длительности нарушения его прав и свобод.
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России в кассационной жалобе просили отменить состоявшиеся судебные постановления и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, указав, что помывка осужденных отряда N 7, в том числе Васильева Д.Д, осуществлялась согласно утверждённому графику два раза в неделю. Стирка белья осуществляется один раз в неделю (утром забирается бельё и вечером выдаётся). В период нахождения в отряде N 7 Васильев Д.Д. с жалобами на неосуществление помывки и смены белья к начальнику отряда не обращался. Сумма компенсации завышена, поскольку отсутствуют какие-либо негативные последствия.
Определениями председателя судебного состава и судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2021 года и от 13 января 2021 года кассационная жалоба Васильева Д.Д, кассационная жалоба ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, Васильева Д.Д, выслушав объяснения и возражения Васильева Д.Д, представителя ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Васильев Д.Д. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, проживает в отряде N 7.
Согласно представленному Васильевым Д.Д. графику помывки осужденных в бане ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, отряду N 7 отведено время для помывки: суббота с 11 часов 00 минут до 13 часа 00 минут.
Из графика работы бани ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, утверждённого начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю 13 января 2020 года, следует, что отряду N 7 отведено время для помывки: пятница и воскресенье с 20 часов 10 минут до 21 часа 30 минут.
В графике стирки белья в прачечной ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, утверждённом начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю 13 января 2020 года, указано, что стирка белья отряда N 7 осуществляется в четверг, приём балья с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут, выдача белья с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
Согласно письму председателя Общественной наблюдательной комиссии Хабаровского края от 22 февраля 2019 года за N 10, при проверке соблюдения прав осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, 18 февраля 2019 года, в частности было установлено со слов осужденных, что помывка в бане осуществляется один раз в неделю, Васильев Д.Д. указал, что постельное бельё выдаётся по одному комплекту, в связи с чем, при стирке данного белья приходится спать на матраце.
Из карточки обеспечения осужденного Васильева Д.Д. вещевым довольствием, следует что ему были выданы: 19 апреля 2019 года одна наволочка, майка и трусы; 28 мая 2019 года один комплект нательного белья; 09 сентября 2019 года одна простынь; 15 мая 2020 года две простыни и одна наволочка.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 227.1 КАС РФ, частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которые рассматриваются судом одновременно.
Статьёй 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2016 года, в пункте 21 которых установлено, что помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья обеспечивается не менее двух раз в семь дней.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая оспариваемые судебные акты, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Правил внутреннего распорядка исправительный учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N 295, установили нарушение прав административного истца на помывку не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья на протяжении длительного периода времени, что утверждённый график помывки осужденных 7-го отряда фактически не исполняется, смена постельного и нательного белья в предусмотренном порядке также не производится, и пришли к выводу о частичном удовлетворении требований Васильева Д.Д.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационных жалобах ни административным истцом, ни административными ответчиками не представлено.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России о том, что в период нахождения в отряде N 7 Васильев Д.Д. с жалобами на неосуществление помывки и смены белья к начальнику отряда не обращался, правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеет.
Вопреки доводам кассационной жалобы Васильева Д.Д, судами первой и апелляционной инстанции при присуждении компенсации учитывалась длительность нарушения прав административного истца.
Довод кассационных жалоб относительно несогласия с размером компенсации подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационных жалоб, аналогичны позиции и доводам ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, Васильева Д.Д. в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России, Васильева Дмитрия Дмитриевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.