Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Адмиралъ" Лазарева В.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 31 марта 2021 года, решение судьи Орловского областного суда от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Адмиралъ" (далее по тексту ООО "Адмиралъ", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Советского районного суда г. Орла от 31 марта 2021 года (резолютивная часть оглашена 29 марта 2021 года), оставленным без изменения судьи Орловского областного суда от 18 мая 2021 года, ООО "Адмиралъ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Лазарев В.М. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-пCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктами 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Согласно пункта 4.4. Санитарных правил 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N15 (СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года N155 "О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее - Постановление N155) на территории Орловской области" на территории Орловской области с 19 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года N156 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)" территория Орловской области, включающая в себя все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, является территорией, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных, и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности.
Как усматривается из материалов дела 16 ноября 2020 года в 15 часов 30 минут в ходе проведения мониторинга выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-2019) в период утверждения на территории Орловской области комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности в организациях торговли в ООО "Адмиралъ", расположенном по адресу: "адрес", при визуальном осмотре помещения бильярдного зала Браун непосредственно установлено нарушение требований статьи 29 Закона N 52-ФЗ, СП 3.1.3597-20, Рекомендаций по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утв.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 мая 2020 года (МР 3.1/2.3.6.0190-20), а именно: несоблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены: сотрудники на момент осмотра находились со спущенными масками, что (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт 2 МР 3.1/2.3.6.0190-20); несоблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены: на раковине для мытья рук отсутствовал антисептик для рук (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт 4.6 МР 3.1/2.3.6.0190-20); несоблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены: на входе в бильярдный клуб "Brown" отсутствует место для обработки рук кожным антисептиком (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт 3 МР 3.1/2.3.6.0190-20); не организован дезинфекционный режим - отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха, напольное покрытие бильярдного клуба "Brown" имеет тканевую основу, что делает обработку помещений некачественно (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт 10 МР 3.1/2.3.6.0190-20); не организован входной фильтр - контроль температуры тела сотрудников не производится в виду отсутствия термометра для измерения температуры тела (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт1 МР 3.1/2.3.6.0190-20); несоблюдение социальной дистанции - отсутствовала сигнальная разметка свидетельствующая о социальной дистанции не менее 1, 5 м (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, пункт 5 МР 3.1/2.3.6.0190-20).
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N от 14 декабря 2020 года (л.д.6-7); требованием о проведении внеплановой проверки (л.д.8); распоряжением от 13 ноября 2020 года N583 (л.д.9-10); актом проверки N N от 30 ноября 2020 года (л.д.12-14); предписанием N от 30 ноября 2020 года (л.д.15); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Адмиралъ" (л.д.20-23); видеозаписью (л.д.36) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы составленный по результатам проверки акт содержит сведения о фактических обстоятельствах, которые в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Означенный документ отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 названного кодекса, и обоснованно признан допустимым доказательствам и достоверным относительно события административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что составленные по результатам проверки документы в адрес законного представителя общества не направлены, опровергается материалами дела. Факт направления копии акта и иных документов по месту нахождения общества подтвержден сопроводительным письмом, списком внутренних почтовых отправлений и данными почтового идентификатора N (л.д. 16 - 19). Согласно этим данным соответствующее почтовое отправление получено адресатом 4 декабря 2020 года.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличия в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Адмиралъ" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Адмиралъ" с учетом санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 31 марта 2021 ода, решение судьи Орловского областного суда от 18 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Адмиралъ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Адмиралъ" Лазарева В.М. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.