Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Алергуша С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе "адрес" (межрайонное) о перерасчете пенсии, установлении дополнительных выплат к пенсии, по кассационной жалобе Алергуша С.В.
на решение Советского районного суда города Брянска от 01 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 02 ноября 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Алергуш С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г.Брянска (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное), пенсионный орган) о перерасчете пенсии, установлении дополнительных выплат к пенсии.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 01 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 02 ноября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Алергуша С.В. отказано.
В кассационной жалобе Алергушем С.В. изложена просьба об отмене принятых судебных актов ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно частям 1 и 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущено не было.
Как следует из материалов дела, Алергуш С.В. с 01 февраля 2020 года является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность страхового стажа истца по состоянию на 01 января 2002 года составляет 22 года 02 месяца 21 день.
Судами установлено, что период работы истца в Украине на шахте ФИО10 с 1 января 2002 года по 29 сентября 2003 года включен в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости на основании архивной справки от 25 мая 2020 года N
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для перерасчета общего трудового (страхового) стажа с учетом всех периодов деятельности, поскольку период работы на шахте им. ФИО11 с 01 января 2002 года по 29 сентября 2003 года включен в страховой стаж для определения права на страховую пенсию в соответствии с Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года и Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года Nр.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании пенсионного органа установить дополнительные выплаты к пенсии как работнику угольной промышленности, суд первой инстанции указал об отсутствии у истца права на установление доплаты к пенсии, т.к. общий трудовой стаж работы истца горнорабочим очистного забоя в организациях угольной промышленности бывшего СССР до 1 декабря 1991 года составляет 8 лет 7 месяцев 11 дней, то есть менее необходимых для назначения доплаты к пенсии 20 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при расчете пенсии Алергушу С.В. были учтены периоды трудовой деятельности истца после 01 января 2002 года, какие-либо доказательства того, что расчет и выплата пенсии истцу производятся с нарушением законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При этом отметил, что оснований для установления доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" не имеется ввиду отсутствия 20-летнего стажа.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
Статьей 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
По смыслу статей 1, 5 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Статьёй 6 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определено установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 6, 7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. Правоотношения, связанные с установлением размера тарифа, облагаемой базы, исчислением и уплатой (перечислением) взносов плательщиками взносов на доплату к пенсии, контролем за правильностью начисления и уплатой взносов на доплату к пенсии, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 1-3).
По смыслу приведенных нормативных положений правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 798 утверждены Правила определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до 1 декабря 1991 г.
В судебных актах приведено верное толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о неправильном применении Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" являются необоснованными, поскольку с учетом представленных доказательств пенсия Алергушу В.С. назначена ГУ - УПФ РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) в соответствии с указанным Соглашением.
Доводы кассационной жалобы о праве на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" несостоятельны, поскольку согласно части 2 указанного Закона условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года, в данном случае, имеющим стаж не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, который у истца отсутствует.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 01 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 02 ноября 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Алергуша С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.