Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-80/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Сельстрой" о признании недействующими пункта 456 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определённого приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2018 года N 1795-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п), пункта 1994 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определённого приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п)
по апелляционной жалобе министерства экономического развития Калужской области на решение Калужского областного суда от 11 октября 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя министерства экономического развития Калужской области Матвеевой И.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, судебная коллегия
установила:
министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2018 года издан приказ N 1795-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", которым с учётом изменений, внесённых приказом министерства экономического развития Калужской области от 26 мая 2021 года N 801-п, в приложение к приказу под пунктом 456 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год) включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":139, расположенное по адресу: город Калуга, "данные изъяты".
Министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2019 года издан приказ N 2480-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", которым с учётом изменений, внесённых приказом министерства экономического развития Калужской области от 18 июня 2021 года N 980-п, в приложение к приказу под пунктом 1994 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год) включено вышеуказанное здание.
Указанные приказы с приложениями к ним опубликованы на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
Акционерное общество "Сельстрой" (далее - административный истец) обратилось в Калужский областной суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2019, 2020 годы со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь на то, что является собственником здания с кадастровым номером "данные изъяты":139, которое согласно оспариваемым пунктам включено в Перечни, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось, между тем, названное строение не подлежало включению в Перечни, как не отвечающее признакам, определённым положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Калужской области N 263-ОЗ).
Решением Калужского областного суда от 11 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство экономического развития Калужской области просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, поскольку суд пришёл к неверному выводу о несоответствии спорного здания признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области N 263-ОЗ, так как вид разрешённого использования земельного участка, в границах которого расположено спорное здание - "эксплуатация административного здания и 3-х гаражных боксов", предполагает в том числе размещение зданий административного назначения. Указывает, что по данным технического учёта (инвентаризации) в спорном здании площадь "кабинетов" составляет более половины площади всего здания, понятие которых используется в законодательстве наряду с понятием "офис", при этом использование здания не связано с обеспечением производственной деятельности правообладателя здания, а согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности акционерного общества "Сельстрой" является: "68.20.2 Аренда или управление собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом", что подтверждает законность включения спорного здания в Перечни на 2019, 2020 годы.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом, прокуратурой Калужской области представлены возражения.
В судебном заседании представитель министерства экономического развития Калужской области на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Калужской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 данной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Калужской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области N 263-ОЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них: площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372, Налогового кодекса Российской Федерации, статей 20, 31, 34, части 2 статьи 60 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", пункта 3.75 положения о министерстве экономического развития Калужской области, утверждённого постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года N 511, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года N 585, сделал верное суждение о принятии оспариваемых нормативных правовых актов (и последующих изменяющих их приказов) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежит трёхэтажное нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":139 площадью 2 966, 7 кв.м, расположенное по адресу: город Калуга, "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты":23 с видом разрешённого использования "для эксплуатации административного здания и 3-х гаражных боксов".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на указанное здание, его наименование и назначение: "Нежилое здание".
Из экспликации к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте здания следует, что здание по адресу: город Калуга, "данные изъяты", состоит из помещений, поименованных как "столовая" (144, 4 кв.м), "тамбур", "коридор", "учреждение" (1 356, 3 кв.м), "учебное" (185, 8 кв.м), "щитовая", "кладовая", "санузел", "кинобудка" (14, 2 кв.м), "кинозал" (167, 3 кв.м), "кабинет" (109, 2 кв.м), "касса" (4, 2 кв.м), "зал заседаний" (74, 2 кв.м), "библиотека" (50 кв.м), "лестничная клетка". При этом помещение с назначением "столовая" занимает 4, 9 процентов от общей площади здания; помещения с назначением "кинобудка" и "кинозал" - 6, 1 процентов от общей площади здания.
Данное нежилое здание включено в Перечни на 2019, 2020 годы по виду разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, и по документам технического учёта (техническому паспорту нежилого здания).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанное здание, включённое в оспариваемые пункты Перечней на 2019, 2020 годы, не подпадает под критерии, предусмотренные положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области N 263-ОЗ, поскольку ни вид разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено, ни сведения документов технического учёта (инвентаризации) не позволяют сделать вывод о правомерности включения указанного здания в Перечни на 2019, 2020 годы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":23 "для эксплуатации административного здания и 3-х гаражных боксов", является смешанным, не однозначно определённым, в связи с чем, безусловно не свидетельствует о размещении на земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Техническая документация на здание, в соответствии с которой объект недвижимости имеет назначение и наименование: "нежилое здание", состоит из помещений с назначением, не предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а помещения "учреждение", "учебное", "зал заседаний", "кабинет", занимающие 58, 1 процентов от общей площади здания, по своему наименованию не тождественны термину "офис", исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что, как следствие, диктует необходимость фактического обследования здания.
Доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении спорного здания мероприятий по определению вида фактического использования, административным ответчиком суду не представлено.
Вместе с тем, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. При этом апеллянтом относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения объекта в Перечни, не представлено.
При таком положении суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующими оспариваемые пункты Перечней на 2019, 2020 годы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В апелляционной жалобе министерством экономического развития Калужской области не приведено доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Калужского областного суда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства экономического развития Калужской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.