Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при помощнике Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-166/2021 по административному исковому заявлению К.Л. и Г.В. о признании недействующим в части постановления Правительства Орловской области от 14 января 2020 года N 7 "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Орловской области и о внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 27 апреля 2011 года N 124 "О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи"", по апелляционной жалобе К.Л. и Г.В. на решение Орловского областного суда от 3 декабря 2021 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя заинтересованного лица ПАО "Квадра" по доверенности Е.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2011 года Правительством Орловской области принято постановление N 124 "О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи".
Постановлением Правительства Орловской области от 14 января 2020 года N 7 "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Орловской области и о внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 27 апреля 2011 года N 124 "О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи"" установлено, что:
- в отношении муниципальных образований, поименованных в приложении 1, применяется способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (пункт 1);
- в отношении муниципальных образований, поименованных в приложении 2, применяется способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (пункт 2);
- пункт 3.6 приложения 1 к постановлению Правительства Орловской области от 27 апреля 2011 года N 124 дополнен абзацем следующего содержания: "Норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал на 1 кв. м в месяц) определяется с учетом установленного постановлением Правительства Орловской области способа оплаты коммунальной услуги по отоплению для соответствующего муниципального образования" (пункт 3).
К.Л. и Г.В, являющиеся собственниками квартир в многоквартирном доме "адрес" (квартиры N и N соответственно), обратились в суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 2 и 3 постановления Правительства Орловской области от 14 января 2020 года N 7 недействующими.
В обоснование заявленных требований указали, что многоквартирный дом, в котором находятся принадлежащие им жилые помещения, оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Ранее на основании общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме плата за коммунальную услугу по отоплению производилась собственниками в течение отопительного периода в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета. Однако вследствие принятия оспариваемого постановления Правительства Орловской области, собственники помещений в многоквартирных домах г. Орла обязаны перейти на новую схему оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года, в соответствии с приложением 2 к данному постановлению.
Полагают, что новое правовое регулирование противоречит требованиям части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 80 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", из которых следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, должен осуществляться преимущественно на основании показаний приборов учета.
Считают, что оспариваемые нормы не предусматривают механизм учета ежемесячного потребления тепловой энергии в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а также формулу расчета, которая бы не предполагала возложение на собственников помещений многоквартирного дома обязанности производить предоплату за коммунальную услугу по отоплению с последующим возвратом излишне уплаченных денежных средств.
С учетом изложенного административные истцы просили суд признать пункты 2 и 3 постановления Правительства Орловской области от 14 января 2020 года N 7 недействующими в части начисления платы в отношении многоквартирных домов, имеющих коллективный прибор учета потребления коммунального ресурса "отопление".
Решением Орловского областного суда от 3 декабря 2021 года административные исковые требования К.Л. и Г.В. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, административные истцы в апелляционной жалобе просят его отменить и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывают на неправильное определение судом обстоятельств, значимых для дела, и неправильное применение норм материального и процессуального права, повторяют доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
На апелляционную жалобу представителем Правительства Орловской области, прокурором, участвующим в деле, принесены возражения, которые полагают состоявшееся решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные истцы, представители Правительства Орловской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, ООО "Управляющая компания "Наш Дом" не явились, извещены о времени месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ПАО "Квадра" по доверенности Е.С, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы К.Л. и Г.В. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме "адрес", оборудованным общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии. Индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии жилые и нежилые помещения в указанном многоквартирном доме отсутствуют.
Согласно решению общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, принятому 8 апреля 2017 года, оплата тепловой энергии осуществлялась ежемесячно по фактическим показаниям приборов учета отопления в отопительный период.
В связи с принятием постановления Правительства Орловской области от 14 января 2020 года N 7 с 1 июля 2021 года плата за отопление начисляется ежемесячно в размере 1/12 фактического объема потребления по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий календарный год, с учетом дальнейшего перерасчета.
Не соглашаясь с установленным способом оплаты тепловой энергии, полагая права нарушенными, административные истцы обратились за их защитой в суд, реализуя правомочия, предусмотренные частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соблюдения требований, устанавливающих полномочия органа на его принятие, форму и вид, в которых орган, вправе принимать нормативные правовые акты, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения акта в действие, а также его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положений части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Из части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 42(1) данных Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения.
При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Таким образом, принятие решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав положения пункта 4 статьи 5, статьи 72.1 Устава (Основного Закона) Орловской области, статьи 29 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N 1683-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области", суд обоснованно пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта именно Правительство Орловской области, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти области, было уполномочено на принятие оспариваемого в настоящем деле постановления от 14 января 2020 года N 7.
Указанное постановление подписано Председателем Правительства Орловской области К.А. и 16 января 2020 года опубликовано в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (http://orel-region.ru), а также 17 января 2020 года опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Соблюдение порядка принятия и введения указанного акта в законную силу участниками процесса не оспаривается.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, последним реализовано предоставленное субъекту Российской Федерации полномочие определить способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, при разрешении вопроса об установлении способа осуществления потребителями города Орла оплаты коммунальной услуги по отоплению был учтен фактически сложившийся на практике в соответствующем муниципальном образовании способ оплаты данной коммунальной услуги, что опровергает доводы административных истцов о произвольном характере принятого решения.
Как верно заметил суд первой инстанции, несогласие административных истцов с избранным Правительством Орловской области способом осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению не может являться основанием для признания оспариваемых правовых норм недействующими.
Доводы административных истцов о том, что избранный Правительством Орловской области для многоквартирных домов, оборудованных коллективным прибором учета, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года не учитывает фактическое потребление тепловой энергии, определенной по приборам учета, в связи с чем противоречит нормам федерального законодательства, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно были признаны несостоятельными с подробным приведением соответствующих мотивов.
Оснований для иной оценки указанных доводов судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы стороной административных истцов не приведены.
Таким образом, разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления, суд первой инстанции справедливо исходил из того, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, с соблюдением предусмотренной процедуры, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования способа осуществления потребителями оплаты коммунальных услуг, прав административных истцов не нарушает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Орловского областного суда от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы К.Л. и Г.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.