Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 15 сентября 2021 г., решение судьи Забайкальского краевого суда от 6 декабря 2021 г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от 15 июля 2021 г. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 15 сентября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 6 декабря 2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе начальник отделения - старший судебный пристав МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьяков Р.Н. просит об отмене решений.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края представлены возражения относительно доводов жалобы.
ФИО7. не представлены возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение содержащегося в исполнительном листе от ДД.ММ.ГГГГ (выданного Центральным районным судом г. Читы по гражданскому делу N 2-4896/2020 на основании судебного акта, вступившего в законную силу 27.10.2020) требования о предоставлении жилья детям-сиротам.
В рамках возбужденного ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства в отношении должника Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, судебным приставом-исполнителем 13.01.2021 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения.
Должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 26.02.2021. Данное требование должником получено 19.01.2021 г. Однако, в установленный срок, решение суда не исполнено.
Отменяя постановление должностного лица от 15.07.2021 г. о привлечении к административной ответственности Министерства и прекращая производство по делу, районный суд пришел к выводу о том, что бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для выполнения Министерством полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, выделены не были, действия, направленные на увеличение бюджетных ассигнований Министерством предприняты, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в неисполнении решения суда, вступившего в законную силу отсутствует вина Министерства. С указанными выводами согласился вышестоящий суд.
Однако с выводами судебным инстанций нельзя согласиться ввиду следующего.
Суд привел обстоятельства, изложенные выше, однако не мотивировал выводы, основываясь на конкретных доказательствах по делу, материалы исполнительного производства, возбужденного в отношении Министерства запрошены в полном объеме не были и правовой оценки не получили.
Так, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что должником приняты все необходимые меры в рамках исполнения требований по возбужденному исполнительному производству. В рамках указанного исполнительного производства доказательств невозможности исполнения решения суда, в сроки установленные судебным приставом-исполнителем в требовании, полученном должником 19.01.2021 г, в материалах дела отсутствуют.
При составлении протокола по делу об административном правонарушении от 13.07.2021 г в присутствии должника, каких-либо пояснений о невозможности выполнения требования судебного пристава-исполнителя в рамках конкретного исполнительного производства и предоставления по данному поводу доказательств, не последовало.
Наличие в материалах дела общей переписки по вопросам исполнения заявленной потребности в обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, не являются доказательством отсутствия вины привлекаемого к ответственности лица, поскольку судами не исследован вопрос каким образом информация, содержащаяся в переписке с ведомственными органами относится к исполнительному производству, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.
Приводя указанные доводы суд не дал оценку приведенным им доказательствам с точки зрения причин не исполнения требования, выданного должнику судебным приставом-исполнителем в рамках названного выше исполнительного производства, не указал каким образом данные доказательства относятся к данному делу, являются ли они допустимыми и достаточными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении указанного лица на дату 15.07.2021г также не предоставлено доказательств невозможности исполнения полученного требования. Выводы суда первой инстанции об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности, также не получили должную оценку, с учетом материалов дела, которые также не исследованы в полном объеме.
Выводы суда об отсутствии вины Министерства в совершении ими вмененного административного правонарушения, являются преждевременными, сделаны без учета фактических обстоятельств дела, на неполном исследовании доказательств.
Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, указанным в ст. 24.1 КоАП РФ.
Допущенные судами существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку суды допустили существенное нарушение требований процессуального закона, обжалованные по делу судебные акты подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Сроки давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МРО по ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. - удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 15 сентября 2021 г, решение судьи Забайкальского краевого суда от 6 декабря 2021 г, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отменить.
Дело возвратить в Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.