Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Благодатских Г.В.
судей Попова А.А, Ковалевской В.В.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N17RS0017-01-2019-008457-28 по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии города Кызыла о возложении обязанности организовать работы по проведению капитального ремонта сетей холодного водоснабжения и провести их
по кассационной жалобе мэрии города Кызыла на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, заслушав заключение прокурора Рубана А.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства при прохождении отопительного периода 2019-2020 г, по результатам которой установлено, что нормативный износ оборудования по водоснабжению составляет более 80%, в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт всего оборудования. Прокурор просил обязать ООО "Водоканал-Сервис" организовать работы по проведению капитального ремонта оборудования, находящегося в его временном пользовании по договорам аренды от 6 декабря 2019 года, 31 августа 2019 года, согласно приложению N 1.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено настоящее дело по правилам производства в суде первой инстанции, в ходе которого заместитель прокурора г. Кызыла уточнил исковые требования и просил обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики, Тыва и мэрию города Кызыла организовать проведение следующих работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО "Водоканал-сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2019-2024 годы":
реконструкцию сетей ул. "адрес" от "адрес" до "адрес";
реконструкцию сетей водозаборных сооружений "адрес";
реконструкцию сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкцию сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города "адрес".;
реконструкцию трубопровода холодного водоснабжения "адрес" (от забора до "адрес");
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкцию КНС-1, 2, 3, 5, 6, 7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением;
обязать ООО "Водоканал-Сервис" выполнить работы по проведению капитального ремонта по следующим видам работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО "Водоканал-сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "город Кызыл Республики Тыва" на 2019-2024 годы":
реконструкцию сетей "адрес", от "адрес" до "адрес"
реконструкцию сетей водозаборных сооружений "адрес";
реконструкцию сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкцию сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города "адрес".;
реконструкцию трубопровода холодного водоснабжения "адрес");
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкцию КНС-1, 2, 3, 5, 6, 7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 октября 2021 г. решение суда первой инстанции отменено и принято по делу новое решение, которым исковое заявление заместителя прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии города Кызыла организовать проведение работ, ООО "Водоканал-Сервис" провести капитальный ремонт оборудования холодного водоснабжения удовлетворено частично.
На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрию города Кызыла возложена обязанность организовать проведение работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО "Водоканал-сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2019-2024 годы" в части проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения при:
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкции сетей водозаборных сооружений "адрес";
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес".
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкции сетей водозаборных сооружений "адрес";
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес":
реконструкции сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города "адрес".;
реконструкции трубопровода холодного водоснабжения "адрес" (от забора до ж/ "адрес");
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкции КНС-1, 2, 3, 5, 6, 7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
Обязать ООО "Водоканал-Сервис" выполнить работы по проведению капитального ремонта системы холодного водоснабжения в ходе реализации Инвестиционной программы ООО "Водоканал-сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "город Кызыл Республики Тыва" на 2019-2024 годы" при:
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкции сетей водозаборных сооружений "адрес";
реконструкции сетей "адрес", от "адрес" до "адрес";
реконструкции сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города "адрес".;
реконструкции трубопровода холодного водоснабжения "адрес" (от забора до "адрес");
реконструкции колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла:
реконструкции КНС-1, 2, 3, 5, 6, 7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
В остальной части заявленных требований отказано.
С ООО "Водоканал-Сервис" взыскана госпошлина в размере 300 руб. с зачислением в муниципальный бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва".
Мэрией города Кызыла подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Не согласны с вынесенным решением в части возложения на мэрию города Кызыла обязанности организовать проведение работ, предусмотренных инвестиционной программой ООО "Водоканал Сервис".
Указывают, что мероприятия инвестиционной программы, касающиеся сетей, принадлежащих городскому округу "Город Кызыл Республики Тыва" не предусматривают проведение капитального ремонта, а включают только реконструкцию и текущий ремонт. Финансовые средства из муниципального бюджета г. Кызыла также не предусматриваются. Кроме того, сроки реализации по трем мероприятиям в настоящее время не истекли.
Обращаясь с иском о проведении капитального ремонта водопроводно-канализационных сетей г. Кызыла, прокуратура г. Кызыла не предоставила допустимых доказательств, что водопроводно-канализационные сети г. Кызыла находятся в аварийном состоянии и о необходимости проведения капитального ремонта сетей, как и доказательств причинения вреда, создание угрозы невыполнением работ, угрозой возникновения ЧС.
Считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не привлек к участию в деле в качестве соответчиков Департамент экономики, имущественных отношений мэрии г. Кызыла, Министерство строительства и ЖКХ Республики Тыва, а также ГКУ РТ "Управление ЖКХ РТ", как орган, контролирующий за исполнением инвестиционной программы.
Оспариваемое решение противоречит принципу плановости и программности развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения установленных Законом о водоснабжении и водоотведении. Этапы реализации мероприятий по модернизации водопроводных и канализационных сетей г. Кызыла определены до 2024 г. инвестиционной программой ООО "Водоканал-Сервис".
Судом не устанавливался факт исполнения мероприятий инвестиционной программы исполнителем на соответствие графика и периодов, установленных с 2019 по 20 октября 2021 г.
На кассационную жалобу ООО "Водоканал-Сервис" направлен отзыв.
На кассационную жалобу помощником прокурора республики Тыва Ооржак С.А. направлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Дополнительно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Уставом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" утверждённого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 г. N 50, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоснабжения населения водоотведения.
Согласно Уставу ООО "Водоканал-Сервис", утвержденному собранием учредителей, протокол N 3 от 1 июля 2015 г. (далее - Общество), Общество имеет на праве аренды обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансовом счете; является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности; осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества; несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (н.п. 3.2, 3.4); источником формирования имущества Общества являются денежные и материальные вклады участников Общества, доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, ценных бумаг, а также от других видов хозяйственной деятельности, безвозмездные или к благотворительные взносы, пожертвования юридических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством РФ (пункт 12.1).
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Судами установлено и из материалов дела следует, что концессионным соглашением от 5 июля 2020 г, заключенным между городским округом "Город Кызыл Республики Тыва" и ООО "Водоканал-Сервис", последнему передано недвижимое имущество, подлежащее реконструкции и эксплуатации согласно Приложению NN 1, 2, 3. Также установлено, что ООО "Водоканал-Сервис" обязуется производить реконструкцию имущества. Концедент имеет право на финансирование части расходов по реконструкции имущества, осуществляет контроль за соблюдением исполнения соглашения, обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по реконструкции имущества (п. 4.7). В свою очередь концессионер обязан проводить текущий и капитальный ремонт оборудования. (п. 7.1.3).
Концессионным соглашением от 9 января 2020 г, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО "Водоканал-Сервис", последнему передано недвижимое имущество, подлежащее реконструкции и эксплуатации согласно Приложению NN 1, 2, 3. Концедент осуществляет контроль за соблюдением исполнения соглашения, обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по реконструкции имущества. ООО "Водоканал-Сервис" обязуется производить реконструкцию имущества, текущий и капитальный ремонт оборудования.
По условиям концессионного соглашения (далее - Соглашение) оно вступает в силу со дня его подписания. Сроки создания и реконструкции, в том числе переустройства, механизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой концессионера до 8 января 2025 г.
Проведенной прокуратурой г. Кызыла проверкой установлено, что протяженность трубопроводов водоснабжения и канализации г. Кызыла, относящихся к казне Республики Тыва, составляют: трубы водоснабжения "данные изъяты" м, средний процент износа груб - 96, 8%; трубы канализации - "данные изъяты" м, средний процент износа груб - 89%.
В муниципальной собственности находятся водопроводные и канализационные сети мкр. Правый Берег с общей протяженности "данные изъяты" м - водопроводные, "данные изъяты" м - канализационные. Уровень износа сетей водоснабжения и водоотведения на территории г. Кызыла более 80%.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 14 ноября 2019 г. N61 утверждена инвестиционная программа ООО "Водоканал-Сервис" "Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа "город Кызыл республики Тыва" па 2019-2024 годы".
Целью программы заявлено, в том числе: реконструкция и модернизация централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Кызыла.
Задачами программы, в том числе, указаны: снижение уровня износа и аварийности коммунальных сетей, модернизация системы очистки сточных вод, увеличение срока службы сетей.
Исполнение инвестиционной программы возложено на ООО "Водоканал- Сервис". Контроль за реализацией программы возложен на Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла.
Прокурорской проверкой установлено, что условия инвестиционной программы не выполнены до настоящего времени.
Таким образом, собственники сетей водоснабжения, а это Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (представитель собственника республиканского имущества) и мэрия города Кызыла (представитель собственника муниципального имущества) должны организовать работы по проведению капитального ремонта сетей ввиду их нормативного износа.
Представитель ООО "Водоканал-Сервис" указал, что обществом проводится текущий и аварийный ремонт груб по мере возникновения аварий. На проведение капитального ремонта финансовых средств не имеется.
Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N437/пр (ред. от 10 апреля 2020 г.) "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, то есть в данном случае на ООО "Водоканал-Сервис".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором г.Кызыла требования суд апелляционной инстанции указал на необходимость собственников сетей водоснабжения, а именно Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (представитель собственника республиканского имущества) и мэрии города Кызыла (представитель собственника муниципального имущества) организовать работы но проведению капитального ремонта сетей ввиду их нормативного износа. При этом доказательств того, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрия города Кызыла должным образом организовали работу концессионера по проведению ремонтных работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировали выполнение этих работ, суду не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы представитель ООО "Водоканал- Сервис" не привел доказательств того, что фактический износ системы водоснабжения на указанных прокурором участках отсутствует. При этом наличие критериев по установлению нормативного износа указывает на то, что нормальный срок эксплуатации оборудования водоснабжения истек. Поэтому замена сетей в порядке проведения капитального ремонта в виду наступления нормативного износа обоснована.
Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, то есть в данном случае на ООО "Водоканал-Сервис".
Именно на ООО "Водоканал-Сервис" возложена обязанность регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения.
Согласно п. 18 указанного приказа по итогам технического обследования устанавливается процент износа системы холодного водоснабжения.
Наличие критериев по установлению нормативного износа указывает на то, что нормальный срок эксплуатации оборудования водоснабжения истек.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства отсутствия фактической необходимости в проведении ремонтных работ должно было доказываться ответчиками.
Доводы кассационной жалобы о том, что орган местного самоуправления не обязан организовывать осуществление концессионером капитального ремонта, основан на неправильном толковании норм права. Мэрия г. Кызыла в силу вышеуказанных требований федерального законодательства обеспечивает организацию надлежащего водоснабжения в г. Кызыле. Поэтому мэрия, как лицо, на которое федеральным законом возложена обязанность по организации надлежащего водоснабжения, а также как собственник части имущества водоснабжения, обязана контролировать работу, проводимую концессионером, побуждать (требовать) его провести капитальные и текущие ремонтные работы, проверять качество их проведения.
Передача собственниками своего имущества по концессионным соглашениям не указывает на то, что они освобождаются от ответственности по его содержанию и надлежащему функционированию.
Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на ООО "Водоканал-Сервис" как положениями концессионных соглашений, так и положениями инвестиционной программы.
Также судебной коллегией обоснованно учтено, что ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения города Кызыла, своевременное непроведение ремонтных работ может в любой момент привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды в городе Кызыле, что безусловно повлечет нарушение нрав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Приведенные выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судом апелляционной инстанции допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 20 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Кызыла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.