Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Горячев Д.В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Горячев Д.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю Приходько Е.В. и Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска Казачек Н.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 сентября 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Горячева Д.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю) о признании незаконным решения от 1 февраля 2021 года о начислении страховых взносов в фиксированном размере за период с 22 марта 2018 года по 4 апреля 2018 года и о возложении обязанности по отмене указанного решения.
13 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Горячева Д.В, поданная им 26 ноября 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильным применением судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Административный истец, который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, проведение которого по ходатайству административного истца организовано с использованием систем видеоконференц-связи, не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 сентября 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговый орган вправе начислить плательщику страховых взносов пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, отразив соответствующий размер пеней в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 4 статьи 69, пункты 1, 3, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности для адвоката признается календарный месяц, в котором он поставлен на учёт в налоговом органе (подпункт 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса российской Федерации).
При этом согласно пункту 13 Порядка постановки на учёт, снятия с учёта в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утверждённого приказом Минфина России от 5 ноября 2009 года N 114н (далее - Порядок), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, датой постановки на учёт в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката.
Аналогичная норма закреплена в абзаце втором пункта 21 действующего в настоящее время Порядка постановки на учёт и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утверждённого Приказом Минфина России от 29 декабря 2020 года N 329н.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ) квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трёхмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, решением квалификационной комиссии Адвокатской палаты Хабаровского края от 21 марта 2018 года N 1КК Горячеву Д.В. присвоен статус адвоката.
Адвокат Горячев Д.В. приведён к присяге 22 марта 2018 года.
Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 5 апреля 2018 N 19а в реестр адвокатов внесены сведения об адвокате Горячеве Д.В. в связи с присвоением ему соответствующего статуса.
Горячев Д.В. поставлен на налоговый учёт в Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска (далее - ИФНС России по Индустриальному району) в качестве адвоката с 5 апреля 2018 года, то есть, с даты внесения соответствующих сведений в реестр адвокатов.
9 июня 2020 года в связи с выявлением некорректности даты постановки налогоплательщика на налоговый учёт в качестве адвоката (с даты внесения сведений в реестр адвокатов, а не с даты приобретения им статуса адвоката), налоговым органом произведено доначисление Горячеву Д.В. страховых взносов в фиксированном размере за 2018 год (за период с 21 марта 2018 года по 4 апреля 2018 года) в размере 1 079 рублей 87 копеек по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и в размере 237 рублей 58 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Решением руководителя УФНС России по Хабаровскому краю от 1 февраля 2021 года, принятым по жалобе Горячева Д.В. на решение ИФНС России по Индустриальному району от 4 сентября 2020 года N 83227 "О зачёте суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)", выводы налогового органа о некорректности даты постановки адвоката на налоговый учёт с даты внесения сведений о присвоении ему статуса адвоката в реестр адвокатов (5 апреля 2018 года) признаны обоснованными, при этом указано, что датой постановки на налоговый учёт адвоката должна являться дата приобретения налогоплательщиком статуса адвоката (в данном случае - 22 марта 2018 года), в связи с чем ИФНС России по Индустриальному району поручено незамедлительно внести изменения в обязательства Горячева Д.В. по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уведомить Горячева Д.В. о размере задолженности.
Полагая решение УФНС России по Хабаровскому краю от 1 февраля 2021 года о начислении страховых взносов за период с 22 марта 2018 года по 4 апреля 2018 года незаконным, Горячев Д.В. обратился в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ, Порядка, признал правильными выводы налогового органа о том, что датой возникновения у административного истца обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование является дата принятия им присяги адвоката, так как именно с этим моментом, а не с моментом постановки Горячева Д.В. на учёт в качестве адвоката в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации (датой внесения сведений о приобретении им статуса адвоката в реестр адвокатов), действующее законодательство связывает приобретение лицом статуса адвоката и вступления в силу соответствующего решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о присвоении такого статуса.
Приведённые выводы нижестоящих судов, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы административного истца о том, что обязанность по уплате страховых взносов возникла у него с даты его регистрации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права. Данные доводы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была полно исследована судами и отвергнута по мотивам, изложенным в судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, они не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Таким образом, при разрешении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горячев Д.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.