Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-133/2021 (УИД N 91OS0000-01-2021-000320-73) по апелляционным жалобам Симферопольского городского совета Республики Крым и администрации города Симферополя Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления Чернецкого Александра Петровича о признании недействующими отдельных положений решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 18 июня 2020 г. N 189 "О внесении изменений в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 20 августа 2015 г. N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения административного истца и его представителя Волкова М.И, представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А, представителя администрации города Симферополя Республики Крым Быковской С.Ю, заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением 26-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 20 августа 2015 г. N 361 (далее - решение от 20 августа 2015 г. N 361) утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения НТО от 20 августа 2015 г.) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Пунктом 53 приложения N 3 текстовой части Схемы размещения НТО от 20 августа 2015 г. предусмотрен нестационарный торговый объект (далее - НТО) - палатка, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. Г. Сталинграда, 33.
Пунктом 54 приложения N 3 текстовой части Схемы размещения НТО от 20 августа 2015 г. предусмотрен торговый объект - палатка, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. М. Жукова, напротив дома N 15.
Решением 20-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 18 июня 2020 г. N 189 (далее - решение от 18 июня 2020 г. N 189) в решение от 20 августа 2015 г. N 361 внесены изменения в части исключения из Схемы размещения НТО от 20 августа 2015 г. мест размещения НТО: N 53 - палатки, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. Г. Сталинграда, 33; N 54 - палатки, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. М. Жукова, напротив дома N 15 (далее - Схема размещения НТО от 18 июня 2020 г.), предоставленных индивидуальному предпринимателю Чернецкому А.П. на основании договоров на размещение НТО N 181 от 7 апреля 2016 г. и N 253 от 2 июня 2016 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован 22 июня 2020 г. в официальном печатном издании "Библиополис" N 9 (108) и размещен 10 июля 2020 г. на официальном Интернет-сайте Симферопольского городского совета Республики Крым.
Чернецкий А.П. обратился в Суд с административным иском о признании недействующим решения 18 июня 2020 г. N 189 в части исключения из Схемы размещения НТО, предоставленных ему для осуществления торговой деятельности по результатам конкурса на основании договоров на размещение НТО, как противоречащего статьям 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 3.2.2 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 г, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733, и нарушающего законные права и интересы административного истца ввиду произвольности такого исключения мест из схемы размещения НТО, без уведомления хозяйствующего субъекта за 6 месяцев, без предоставления компенсационного места, при незаконном не продлении договора на размещение НТО.
В обоснование заявленных требований указано на то, что договорами на размещение НТО предусмотрено право истца продлить договор на тот же срок и на тех же условиях. 9 декабря 2019 г. Чернецкий А.П. обратился с заявлениями о продлении действующих договоров, администрацией города Симферополя Республики Крым 5 февраля 2020 г. отказано в продлении договоров со ссылкой на отмененное впоследствии по протесту прокурора решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 27 февраля 2020 г. N 118 решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 17 января 2020 г. N 88, которым торговые палатки отнесены к сезонным НТО, при этом администрация имеет право продлить договор на размещение НТО на новый срок в отношении круглогодичных НТО. Решением от 18 июня 2020 г. N 189 предоставленные на основании договоров Чернецкому А.П. места из Схемы размещения НТО от 20 августа 2015 г. исключены в связи с отсутствием договоров, НТО демонтированы на основании вынесенных администрацией предписаний без уведомления за 6 месяцев и без предоставления иных компенсационных мест размещения НТО. При этом место для размещения НТО в Схеме размещения НТО от 18 июня 2020 г. по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. Г. Сталинграда, 33, предоставлено по договору без конкурентных процедур сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему бытовому перерабатывающему кооперативу "Сады хана Алана".
Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Симферопольский городской совет Республики Крым и администрация города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, недоказанность нарушения прав административного истца, просят отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокурором представлены возражения, письменные пояснения.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым Гинали О.А, представитель администрации города Симферополя Республики Крым Быковская С.Ю. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционных жалоб.
Административный истец Чернецкий А.П. и его представитель Волков М.И. возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, письменных пояснений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Крым от 5 мая 2015 г. N 92-ЗРК/2015 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым" регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно статье 8 данного закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления, в том числе, обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Статьёй 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. N 61, предусмотрено, что к полномочиям Симферопольского городского совета Республики Крым относится, в том числе, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания недействующими оспариваемых положений нормативного правового акта.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции о не соответствии отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу ввиду произвольности исключения предоставленных по договорам Чернецкому А.П. мест размещения НТО из Схемы размещения НТО от 18 июня 2020 г, поскольку истечение срока данных договоров на размещение НТО не является основанием для исключения мест из данной схемы. При этом надлежащих и достаточных доказательств нарушений административным истцом условий договора, правил торговли либо необходимости изъятия земельных участков под НТО для муниципальных или государственных нужд не имеется.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ).
В силу пункта 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с Порядком размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. N 402 (далее - Порядок от 23 августа 2016 г. N 402), схема размещения НТО - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, состоящий из текстовой и графической частей, содержащих информацию об адресных ориентирах, виде и специализации НТО, площади земельного участка, на котором расположен НТО, периоде размещения НТО, форме собственности земельного участка и др. Схема, а также изменения в нее разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым, с учетом: утвержденных в установленном порядке правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, внутригородских районов; развития сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик соответствующего населенного пункта; нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; особенностей конкретного муниципального образования.
Пунктом 10 Порядка от 23 августа 2016 г. N 402 предусмотрены основания для внесения изменений в Схему размещения НТО: новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных и/или нестационарных торговых объектов; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; наличие запросов относительно внесения изменений в Схему для размещения НТО от хозяйствующих субъектов, организаций АПК, жителей муниципальных образований; строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования; предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 7 апреля 2016 г. и 2 июня 2016 г. между администрацией города Симферополя Республики Крым и Чернецким А.П. по результатам конкурса в соответствии со Схемой размещения НТО от 20 августа 2015 г. N 361 заключены договоры на размещение НТО N 181 от 7 апреля 2016 г. и N 253 от 2 июня 2016 г.: палатки, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. Г. Сталинграда, 33, на срок с 7 апреля 2016 г. по 7 апреля 2019 г.; палатки, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция", круглогодичным периодом функционирования по адресному ориентиру: г. Симферополь, ул. М. Жукова, напротив дома N 15, на срок с 2 июня 2016 г. по 2 июня 2019 г. с дополнительными соглашениями от 4 апреля и 31 мая 2019 г. о продлении срока договоров до 31 января 2020 г.
9 декабря 2019 г. Чернецкий А.П. обратился в администрацию города Симферополя с заявлениями о продлении срока договоров на размещение НТО N 181 от 7 апреля 2016 г, N 253 от 2 июня 2016 г.
5 февраля 2020 г. администрацией города Симферополя Республики отказано в продлении договоров на основании пункта 2.8.1 решения 11-й сессии Симферопольского городского совета от 17 января 2020 г. N 88, предусматривающего право администрации продлить договор на размещение НТО на новый срок в отношении объектов, перечисленных в пункт 1.7.1 (круглогодичные НТО), в то время как торговые палатки Чернецкого А.П. отнесены к сезонным НТО с 1 января 2020 г. согласно пункту 1.7 решения 62-ой сессии Симферопольского городского совета I созыва от 16 февраля 2017 г. N 1107 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (в редакции решения от 17 января 2020 г. N 88, действовавшей до отмены решением от 27 февраля 2020 г. по протесту прокурора).
Из протокола заседания Торгово-архитектурной комиссии по вопросу внесения изменений в схему дислокации НТО от 25 февраля 2020 г. следует, что с целью оптимизации (сокращения) мест размещения НТО, во исполнение поручения Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 20 декабря 2019 г. N 1/01-32/8927 проведена актуализация Схемы размещения НТО, осуществлено обследование НТО, по итогам которой предложено исключить ряд НТО, в том числе 72 палатки, договоры на размещение которых истекли 31 января 2020 г, 13 НТО, договоры на размещение которых не были продлены в связи с нарушениями, 167 НТО, договоры на размещение которых не были заключены.
Истечение сроков действия договоров, заключенных с Чернецким А.П, само по себе не могло служить основанием для исключения указанных НТО из Схемы размещения НТО от 20 августа 2015 г, а также не включения в схему размещения НТО от 18 июня 2020 г, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Порядка N 402 утвержденные схемы носят бессрочный характер, гарантируя субъектам малого и среднего предпринимательства право для стабильного осуществления торговой деятельности, при том, что решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 17 января 2020 г. N 88, которым торговые палатки отнесены к сезонным НТО, явившееся основанием для отказа в продлении договоров с Чернецким А.П, отменено впоследствии по протесту прокурора решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 27 февраля 2020 г. N 118.
Намерение административного истца продолжить торговую деятельность на спорных местах размещения НТО подтверждено заявлениями о продлении договоров, принятием мер по оспариванию отказов в их продлении в арбитражном суде. Демонтаж торговых палаток произведен административным истцом в рамках исполнения властных предписаний уполномоченных органов и не свидетельствует об отказе истца от осуществления торговой деятельности.
Административными ответчиками не представлено доказательств того, что земельные участки, на которых располагались торговые палатки, подлежали изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также доказательств нарушения размещением палаток установленных требований законодательства.
Представленные административным ответчиком акты обследования мест размещения НТО N 53 и N 54 от 6 февраля 2020 г, содержащие указание на выявленные управлением торговли и обслуживания населения администрации города Симферополя при выезде на место нарушения (места в схеме N 53 и N 54 находятся в непосредственной близости к проезжей части и создают помехи в дорожном движении, что противоречит статье 12.33 КоАП РФ, в шаговой доступности находятся капитальные объекты (магазины) по реализации продовольственных товаров) не свидетельствуют об обоснованности доводов административных ответчиков, поскольку доказательств изложенных в актах сведений о нарушении размещения НТО суду первой и апелляционной инстанций не представлены.
Судом обоснованно принято во внимание, что выводы, изложенные в данных актах обследования о расположении НТО с нарушением требований, предъявляемых к месту расположения НТО, не являлись ни предметом обсуждения комиссией, ни мотивом для принятия Торгово-архитектурной комиссией по вопросу внесения изменений в схему дислокации НТО решения об исключении адресных ориентиров из Схемы.
Письмо ГУП РК "Крымгазсети" от 12 октября 2021 г. N 11/28-05605/12 не является относимым к данному спору доказательством, получено после составления актов обследования от 6 февраля 2020 г. и принятия оспариваемого решения от 18 июня 2020 г. N 189.
Указание в актах обследования на негативное влияние НТО на пешеходную и транспортную инфраструктуру, а также необходимость хозяйствующими субъектами соблюдения требований Порядка от 23 августа 2016 г. N 402 (размещение не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции, ухудшать визуальное восприятие среды, благоустройство территории и застройки) при отсутствии подтверждающих эти нарушения доказательств не является основанием для исключения мест таких НТО из схемы.
Судом первой инстанции верно принято во внимание то обстоятельство, что после утверждения решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 16 февраля 2017 г. N 1107 технических требований к размещению НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым администрацией города Симферополя договоры на размещение НТО с Чернецким А.П. были продлены 4 апреля и 31 мая 2019 г, что подтверждает отсутствие допущенных нарушений размещения НТО Чернецким А.П.
Доказательств выявления иных нарушений в период осуществления Чернецким А.П. торговой деятельности с использованием спорных НТО, системности таких нарушений административным ответчиком не представлено.
Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Нахождение вблизи мест размещения НТО магазинов и иных НТО, позволяющих обеспечить население услугами торговли, не являются основанием для исключения из Схемы от 20 августа 2015 г. и не включения в Схему от 18 июня 2020 г, поскольку не допускается не включение в схему мест размещения НТО, а также исключение из схемы существующих НТО на основании решения о нецелесообразности их функционирования (пункт 18 Порядка N 402).
Судом принято во внимание, что адресный ориентир места размещения НТО: г. Симферополь, ул. Г. Сталинграда, 33, фактически сохранён, путём исключения из схемы НТО палатки административного истца, площадью 10 кв. м, со специализацией "сельскохозяйственная продукция" и включения в схему НТО киоска, площадью 15, 0 кв. м, право на размещение которого передано сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему бытовому перерабатывающему кооперативу "Сады хана Алана" без конкурентных процедур.
Доводы апелляционных жалоб о принятии оспариваемого нормативного правового акта в рамках реализации пункта 75 Поручения Главы Республики Крым от 20 декабря 2019 г. N 1/01-32/9827 и необходимости соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения города Симферополя площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 24 января 2017 г. N 18, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции о необоснованности и произвольности оспариваемого решения.
Объективных данных градостроительной необходимости в освобождении мест размещения НТО Чернецкого А.П. административным ответчиком суду не представлено.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г..N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, ссылаясь на приведенные выше нормативные правовые акты, в том числе на Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 гг. и период до 2020 г, утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733, пришел к обоснованному выводу о том, что административный ответчик не имел права исключить названные НТО из утвержденной решением 20-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 18 июня 2020 г. N 189 схемы размещения НТО без предоставления административному истцу альтернативных компенсационных мест.
Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Симферопольского городского совета Республики Крым и администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.