Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Хабибуллина Е.И, Исламовой Е.В, Зинатуллина Р.М, Изотовой Е.А, Мухаметзяновой Й.Р, Рузиева Ф.Ф, Афанасьевой Д.Г, Губайдуллина Н.Н. к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117 по апелляционной жалобе Хабибуллина Е.И, Исламовой Е.В, Зинатуллина Р.М, Изотовой Е.А, Мухаметзяновой Й.Р. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты" объяснения представителей административного ответчика Кабинета Министров "данные изъяты" "данные изъяты" объяснения представителя заинтересованного лица Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан "данные изъяты", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 марта 2020 года принято постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года, N 24, ст. 0673.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 октября 2021 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 5 ноября 2021 года, N 82, ст. 2251.
Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября N 1117, опубликованными на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru соответственно 29 октября 2021 года, 17 ноября 2021 года, 25 ноября 2021 года, в редакцию оспариваемого нормативного правового акта, принятую постановлением от 28 октября 2021 года N 1006, внесены изменения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан.
Хабибуллин Е.И, Исламова Е.В, Зинатуллин Р.М, Изотова Е.А, Мухаметзянова Й.Р, Рузиев Ф.Ф, Афанасьева Д.Г, Казаринова Е.В, Исламов Р.А, Губайдуллин Н.Н. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в действующей редакции, а также изложенных выше положений подпункта 2 пункта 2 Приложения N 1 к данному постановлению, ссылаясь на превышение Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставленных ему полномочий, нарушение норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
По мнению административных истцов, оспариваемый ими нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливает ограничения, которые носят явно неадекватный характер, не обусловлены предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), предусматривают ограничения в свободе передвижения, нарушают их права и законные интересы, устанавливая принудительную вакцинацию и обязательства по получению QR-кодов.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года производство по настоящему делу по административному иску Казариновой Е.В, Исламова Р.А. о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в действующей редакции прекращено в связи с принятием судом отказа указанных граждан от административного иска.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых заявлений Хабибуллина Е.И, Исламовой Е.В, Зинатуллина Р.М, Изотовой Е.А, Мухаметзяновой Й.Р, Рузиева Ф.Ф, Афанасьевой Д.Г, Губайдуллина Н.Н. к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117 отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Хабибуллин Е.И, Исламова Е.В, Зинатуллин Р.М, Изотова Е.А, Мухаметзянова Й.Р. ставят вопрос об отмене судебного акта. Административные истцы в своей апелляционной жалобе указывает на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их конституционные права.
Относительно апелляционной жалобы административных истцов, административным ответчиком Кабинетом Министра Республики Татарстан, заинтересованным лицом Главным государственным санитарным врачои по Республике Татарстан, прокурором Верховного Суда Республики Татарстан представлены возражения в которых они просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить жалобу удовлетворить.
Представители административного ответчика Кабинета Министров "данные изъяты", "данные изъяты". доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, объяснения лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Кабинет Министров Республики Татарстан принял оспариваемые нормативные положения в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Оспариваемые нормативные положения соответствуют требованиям вышестоящих нормативных актов.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Федеральный закон N68-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона N68-ФЗ приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среды и материальных потерь в случае их возникновения.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N68-ФЗ).
В силу положений статьи 19 Федерального закона N68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона N68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно положений подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Кабинету Министров Республики Татарстан предписано обеспечить принятие мер по предотвращению завоза и распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из изложенного с очевидностью следует вывод о том, что оспариваемые нормативные положения принимались в пределах предоставленных данному органу государственной власти полномочий.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона N52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Рекомендации о введении ограничительных мероприятий, предусмотренных действующей редакцией постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208, были изложены в письмах Главного санитарного врача Республики Татарстан от 5 октября 2021 года N 03/24054, от 9 ноября 2021 года N 04/27401 и обусловлены результатами анализа заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в республике, ухудшением эпидемиологической ситуации.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.10.2021 N960 постановлено внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" следующие изменения:
в пункте 4:
абзац третий после слова "такси, " дополнить словами "в помещениях при посещении ими организаций и индивидуальных предпринимателей, ";
дополнить абзацами следующего содержания:
"с 11.10.2021 гражданам в возрасте старше 65 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, покидать места проживания (пребывания), за исключением:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к месту проведения вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19;
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг;
прогулки или выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), исключая нахождение в местах массового пребывания людей;
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.";
пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"с 11.10.2021 организации, индивидуальных предпринимателей перевести работников из числа граждан в возрасте старше 65 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, на дистанционный формат работы или принять иные меры, обеспечивающие соблюдение указанными лицами ограничения, установленного абзацем седьмым пункта 4 настоящего постановления.";
в пункте 6:
подпункты "а" и "ж" признать утратившими силу;
подпункт "к" изложить в следующей редакции:
"к) с 11.10.2021 работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов при условии обеспечения заполнения зрительного зала не более чем на 50 процентов мест, но не более 500 человек, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительного зала не более 70 процентов мест при совокупности следующих условий:
все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации;
вход и нахождение на мероприятии лиц старше 18 лет допускаются только в отношении лиц, имеющих действующие персональные QR-коды, полученные с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающие прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания (далее - QR-код);
уведомление санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров Республики Татарстан ("Адрес" 1) о проведении мероприятия не позднее чем за семь дней до его проведения;";
подпункт "л" признать утратившим силу;
абзац первый подпункта "м" изложить в следующей редакции:
"м) с 11.10.2021, если иное не установлено настоящим постановлением, проведение досуговых, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий:";
подпункт "н" изложить в следующей редакции:
"н) с 11.10.2021 проведение с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, развлекательных, зрелищных, культурных мероприятий при условии обеспечения заполнения зрительских мест не более чем на 50 процентов, но не более 500 человек, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительских мест не более 70 процентов при совокупности следующих условий:
все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации;
вход и нахождение на мероприятии лиц старше 18 лет допускаются только в отношении лиц, имеющих QR-коды;
согласование мероприятия и профилактических мер при его проведении санитарно-противоэпидемической комиссией Кабинета Министров Республики Татарстан (г. Казань, пл. Свободы, д. 1). За получением согласования организатор обращается не позднее чем за 30 дней до проведения мероприятия;";
дополнить подпунктом "п" следующего содержания:
"п) с 11.10.2021 работа гостиниц, в том числе хостелов, при условии обеспечения заполняемости не более 50 процентов номерного фонда (100 процентов в случае, если все работники вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации)).";
пункт 7 после слов "старше 65 лет, " дополнить словами "вакцинированным против коронавирусной инфекции COVID-19 или перенесшим в течение последних шести месяцев указанное заболевание, что подтверждается наличием QR-кода, ";
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Установить, что лицам старше 18 лет оказание услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), оказание услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, вход и нахождение указанных лиц в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 400 кв. метров допускаются при предъявлении QR-кодов.";
в приложении N 1 к постановлению:
в пункте 2:
подпункт "1)" после слова "такси, " дополнить словами "в помещениях";
дополнить подпунктом "1.1)" следующего содержания:
"1.1) не допускать оказания лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), оказания услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, входа и нахождения указанных лиц в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 400 кв. метров, а также на мероприятиях, проводимых в случаях, установленных подпунктами "к" и "н" пункта 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" с ограничением заполняемости зрительного зала (зрительских мест) не более 70 процентов, без предъявления ими действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания;";
в абзаце втором пункта 3 слова "преимущественно в дистанционной форме" заменить словами "в соответствии с требованиями, установленными указанным постановлением".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 N208 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 октября 2021 года N 1006 с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2021 года N 1018, от 17 ноября 2021 года N 1100, от 24 ноября 2021 года N 1117 установлено, в частности:
2.Рекомендовать гражданам соблюдать режим самоизоляции, не покидать без необходимости места проживания (пребывания), максимально ограничить взаимодействие с другими гражданами.
3. Приостановить до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки:
с 26.03.2020 деятельность ночных клубов (дискотек);
с 30.10.2021 деятельность развлекательных центров и комплексов, развлекательных подразделений в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), аттракционов, расположенных в помещениях, букмекерских контор, компьютерных и интернет-клубов, боулингов;
с 30.10.2021 работу объектов розничной торговли с 23.00 до 6.00 часов, за исключением работы аптек, аптечных пунктов и автозаправочных станций;
4. Запретить:
с 19.03.2020 оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг по предоставлению кальянов для курения, применение кальянов на принадлежащих им объектах и территориях;
с 12.05.2020 вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, в помещениях при посещении ими организаций и индивидуальных предпринимателей, а также в иных местах, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы);
с 30.10.2021 проведение организациями и индивидуальными предпринимателями зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе для детей, а также проведение иных массовых мероприятий с участием граждан, если иное не установлено настоящим постановлением;
с 30.10.2021 оказание услуг общественного питания с 23.00 до 6.00 часов, за исключением оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов, а также в объектах дорожного сервиса, расположенных за пределами населенных пунктов;
с 30.10.2021 гражданам в возрасте старше 60 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, покидать места проживания (пребывания), за исключением:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к месту проведения вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19;
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг;
прогулки или выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), исключая нахождение в местах массового пребывания людей;
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
с 30.10.2021 оказание лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, а также вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, помещениях объектов общественного питания без предъявления действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19 или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код);
с 30.10.2021 вход и нахождение несовершеннолетних посетителей в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах) без сопровождения родителей (законных представителей);
с 30.10.2021 проведение ярмарок и выставок-продаж товаров вне объектов розничной торговли, за исключением продажи товаров на открытых площадках;
с 30.10.2021 оказание услуг бань и саун с 23.00 до 6.00 часов;
с 15.11.2021 вход и нахождение зрителей старше 18 лет в театрах, кинотеатрах (кинозалах), цирках, концертных залах, на проводимых с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятиях без предъявления QR-кодов;
с 22.11.2021 проезд пассажиров старше 18 лет в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом (кроме легкового такси и транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа по межрегиональным маршрутам), городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном, вход и нахождение пассажиров старше 18 лет на станциях метрополитена без предъявления QR-кодов или действующих персональных QR-кодов, выданных лицам, указанным в пункте 8 настоящего постановления, с подтверждением их принадлежности (далее - республиканский QR-код);
с 22.11.2021 продажу на автовокзалах, автостанциях билетов на маршруты регулярных перевозок пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением межрегиональных) без предъявления QR-кода или республиканского QR-кода на каждого пассажира старше 18 лет.
5. Обязать до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки:
с 30.03.2020 граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метра (социальное дистанцирование) в общественных местах, в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
с 12.05.2020 организации, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", обеспечивать исполнение требований к организации их деятельности, установленных в приложении N 1 к настоящему постановлению;
с 30.10.2021 организации, индивидуальных предпринимателей перевести работников из числа граждан в возрасте старше 60 лет, которые не вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19 или не перенесли в течение последних шести месяцев указанное заболевание, на дистанционный формат работы или принять иные меры, обеспечивающие соблюдение указанными лицами ограничения, установленного абзацем шестым пункта 4 настоящего постановления.
6. Установить, что до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки допускаются:
а) с 05.06.2020 посещение гражданами культовых помещений, зданий и сооружений при условии обеспечения религиозными организациями соблюдения требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в культовом помещении, здании или сооружении, определяемому из расчета один человек (включая священнослужителей и работников) на 4 кв. метра площади помещения;
б) с 15.06.2020 прием заявителей в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, в том числе без предварительной записи, при условии соблюдения требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в секторе информирования и ожидания, определяемому из расчета один человек (включая работников) на 4 кв. метра площади указанного сектора, доступной для посетителей;
в) с 15.07.2020 государственная регистрация заключения брака с общим количеством участников:
в помещениях площадью 40 кв. метров и менее - не более 10 человек;
в помещениях площадью более 40 кв. метров - определяемому из расчета один человек на 4 кв. метра площади помещения;
г) с 15.07.2020 работа объектов розничной торговли при условии соблюдения требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объекта торговли, определяемому из расчета один человек (включая работников) на 4 кв. метра площади торгового зала;
д) с 15.07.2020 работа зоопарков при условии соблюдения требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в помещении, определяемому из расчета один человек (включая работников) на 4 кв. метра его площади, доступной для посетителей;
е) с 15.11.2021 работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов при условии обеспечения заполнения зрительного зала не более чем на 50 процентов мест, но не более 500 человек, имеющих QR-коды, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительного зала не более 70 процентов мест при совокупности следующих условий:
все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации;
уведомление санитарно-противоэпидемической комиссии Кабинета Министров Республики Татарстан (г. Казань, пл. Свободы, д. 1) о проведении мероприятия не позднее чем за семь дней до его проведения;
ж) с 11.10.2021 проведение досуговых, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных мероприятий:
на открытых площадках - с одновременным присутствием не более 200 человек;
в помещениях - при условии предварительного письменного уведомления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) не менее чем за семь дней до проведения мероприятия и соблюдении требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в помещении, определяемому из расчета один человек (включая организаторов и (или) работников) на 4 кв. метра его площади, но не более 100 человек в одном помещении.
Допускается организация и проведение органами государственной власти и органами местного самоуправления мероприятий в форме, обеспечивающей соблюдение профилактических мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;
з) с 15.11.2021 проведение с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятий при условии обеспечения заполнения зрительских мест не более чем на 50 процентов, но не более 500 человек, имеющих QR-коды, и равномерной рассадки зрителей.
Организации, индивидуальные предприниматели вправе проводить мероприятия с ограничением заполняемости зрительских мест не более 70 процентов при совокупности следующих условий:
все сотрудники, а также иные лица, участвующие в организации и обслуживании мероприятия, вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации;
согласование мероприятия и профилактических мер при его проведении санитарно-противоэпидемической комиссией Кабинета Министров Республики Татарстан (г. Казань, пл. Свободы, д. 1). За получением согласования организатор обращается не позднее чем за 30 дней до проведения мероприятия;
и) с 11.10.2021 работа гостиниц, в том числе хостелов, при условии обеспечения заполняемости не более 50 процентов номерного фонда (100 процентов в случае, если все работники вакцинированы против коронавирусной инфекции COVID-19, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинированию, подтвержденные справкой (медицинским заключением) медицинской организации).
7. Рекомендовать гражданам в возрасте старше 60 лет, вакцинированным против коронавирусной инфекции COVID-19 или перенесшим в течение последних шести месяцев указанное заболевание, что подтверждается наличием QR-кода, гражданам, имеющим заболевания, указанные в приложении N 2 к настоящему постановлению, не покидать места проживания (пребывания), за исключением:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг;
прогулки или выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), исключая нахождение в местах массового пребывания людей;
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
следования к месту работы и обратно в случае невозможности перевода на дистанционную форму работы.
8. Министерству здравоохранения Республики Татарстан обеспечить наличие республиканских QR-кодов на медицинских заключениях (справках), выдаваемых медицинскими организациями:
а) лицам, имеющим медицинские противопоказания к вакцинированию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
б) лицам, прошедшим вакцинацию первым компонентом двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (срок действия QR-кодов - 24 дня со дня такой вакцинации);
в) военнослужащим, вакцинированным против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
9. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан совместно с Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, операторами автоматизированной системы оплаты проезда обеспечить в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан:
с 22.11.2021 приостановление действия электронных карт с льготным транспортным приложением в отношении граждан старше 60 лет, за исключением следующих граждан:
а) вакцинированных против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесших в течение последних шести месяцев указанное заболевание, что подтверждается наличием QR-кодов;
б) указанных в пункте 8 настоящего постановления, наличие у которых соответствующих обстоятельств подтверждается республиканским QR-кодом;
возобновление действия электронных карт с льготным транспортным приложением при исключении оснований их приостановления.
10. Установить, что выполненное гражданами на декабрь 2021 года пополнение электронных карт с льготным транспортным приложением, использование которых приостановлено в соответствии с настоящим постановлением и не возобновлено в течение декабря 2021 года, переносится на месяц, в котором возобновлено их действие.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 1 "Требования к организации деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, применяющих специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход" к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в действующей редакции организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с гражданами предписано не допускать в сроки ограничений, установленные оспариваемым постановлением, оказание лицам старше 18 лет услуг общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений объектов общественного питания, доставки заказов, оказания услуг общественного питания на территориях аэропортов, вокзалов), услуг в спортивных центрах, плавательных бассейнах, фитнес-центрах, аквапарках, вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах), объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, помещениях объектов общественного питания, зрителей старше 18 лет в театрах, кинотеатрах (кинозалах), цирках, концертных залах, на проводимых с участием зрителей официальных физкультурных, официальных спортивных, культурных мероприятиях без предъявления ими действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код);
вход и нахождение несовершеннолетних посетителей в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах) без сопровождения родителей (законных представителей);
проезд пассажиров старше 18 лет в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом (кроме межрегиональных маршрутов и легкового такси), городским наземным электрическим транспортом, метрополитеном, вход и нахождение пассажиров старше 18 лет на станциях метрополитена без предъявления ими QR-кодов или действующих персональных QR-кодов, выданных лицам, указанным в пункте 8 оспариваемого постановления, с подтверждением их принадлежности.
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемыми нормативными положениями в границах территории Республики Татарстан ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не учел факт, что документ о прохождении вакцинации, выданный медицинской организацией, или сертификат о прохождении вакцинации, содержит в себе врачебную тайну, а именно: о медицинском вмешательстве, в связи с чем, требования о предоставлении подобного документа напрямую противоречит статье 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" подлежит отклонению в виду следующего.
В силу пункта 2 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
Вместе с тем, QR-код - это инструмент работы с информацией, он не несет никакой реальной угрозы личным данным гражданина, так как никакой информации, раскрывающей врачебную тайну, которая в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" представляет сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, он не содержит.
Таким образом, QR-код является лишь технологическим решением, которое позволяет получить информацию о медицинской сертификации вакцинации или перенесенном заболевании. При этом информация, полученная путем считывания QR-кода, никуда не передается, нигде не хранится и никем не обрабатывается. Выбранный органом государственной власти субъекта Российской Федерации такой способ передачи и подтверждения юридически значимой информации прав административного истца нарушить не может.
Не противоречит оспариваемая норма и части 8 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которая запрещает требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами, так как не возлагает на граждан, в том числе и административного истца, обязанность предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, помимо воли гражданина.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия QR-кода также не свидетельствует о незаконности оспариваемых истцами нормативных положений, поскольку QR-код - тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов), представляет собой лишь способ хранения информации, что соответствует реалиям современного общества.
Временное введение на территории Республики Татарстан предъявления при посещении общественных мест и массовых мероприятий QR-кода, подтверждающего прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания направлено на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Республики Татарстан и тем самым направлено на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Республики Татарстан.
Необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - с учетом того, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.
Объем ограничительных мероприятий пересматривается по мере изменения эпидемиологической обстановки на территории Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно руководствуясь взаимосвязанными положениями Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных положений, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, обоснованно отклонил как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемых положений недействующими доводы административных истцов о его противоречии данным нормативным правовым актам, а также о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Установление оспариваемыми нормами ограничений направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, включая административных истцов, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также нормами международного права и оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан.
Оспариваемые истцами нормы соответствует требованиям определенности, не вызывает неоднозначное и расширительное толкование. Буквальное, так и системное толкование оспариваемой нормы во взаимосвязи с иными регулирующими спорные правоотношения нормативными правовыми актами, в том числе, в их истолковании Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет сделать однозначный вывод о том, что установленные ограничительные меры сформулированы ясно и четко, какого-либо неоднозначного толкования при правоприменении не допускают.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило оспариваемые положения, что права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушены, а предусмотренные ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Республики Татарстан с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хабибуллина Е.И, Исламовой Е.В, Зинатуллина Р.М, Изотовой Е.А, Мухаметзяновой Й.Р. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 марта 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.