Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 12 октября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя АО "Ударница" Ананьевой Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июня 2021 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Ударница" к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об оспаривании предписания (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-690/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца АО "Ударница" Жаворонковой С.М, представителя административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Чернышевой Ю.Б, судебная коллегия
установила:
АО "Ударница" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 28 января 2020 года N 01-22-579/20 с требованием обеспечить выполнение квот для приема на работу инвалидов в срок до 30 июня 2020 года, мотивируя иск отсутствием оснований для его вынесения, поскольку Общество выполняет требования о квотировании рабочих мест для инвалидов. В штатное расписание с 25 ноября 2019 года введены мерчендайзеры в счет выполнения квоты трудоустройства инвалидов (14 единиц). Трудоустроены три инвалида. Обязанность работодателя самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов для заполнения установленной квоты не предусмотрена. Общество не смогло оформить трудоустройство инвалидов на созданные и имеющиеся в наличии трудовые места в связи с отсутствием желающих трудоустроиться.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 21 октября 2020 года признано незаконным и отменено предписание Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 28 января 2020 года N 01-22-579/20 об устранении выявленных нарушений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июня 2021 года решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований АО "Ударница" к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы отказано.
В кассационной жалобе представителя АО "Ударница" ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения районного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам плановой документарной проверки, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, вынесено предписание от 28 января 2020 года N 01-22-579/20 об устранении выявленных нарушений в части выполнения квот для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест". Срок исполнения предписания установлен до 30 июня 2020 года.
Согласно данному предписанию общее количество установленных квот в АО "Ударница" в последнем проверяемом периоде (ноябрь 2019 года) составило 16 квот для приема на работу инвалидов, не выполнено 13 квот. Приказом от 22 ноября 2019 года N 152 с 25 ноября 2019 года в штатное расписание АО "Ударница" введены должности мерчендайзеров в счет выполнения квоты трудоустройства инвалидов в количестве 14 единиц. Соответствующие сведения были представлены в Центр занятости населения г. Москвы. На момент проверки трудоустроены три инвалида. АО "Ударница" не выполнило обязанность по созданию (выполнению) рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Разрешая предъявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц соответствующей категории по вопросу трудоустройства не свидетельствует о наличии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Осуществление поиска работодателем работников не является гарантией заполнения квотируемых мест, поскольку встречная обязанность работников квотируемой категории по обязательному трудоустройству не установлена. При отсутствии обращений граждан квотируемой категории предписание останется неисполненным по объективным причинам. В отсутствие установленного факта отказа в трудоустройстве инвалида или факта непредоставления информации в Центр занятости населения г. Москвы о наличии свободных рабочих мест в пределах квоты предписание не может быть признано законным.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, установив обстоятельства настоящего дела, оценив их применительно к положениям проанализированных ею положений Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", постановления Правительства г. Москвы от 4 августа 2009 года N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве", согласно которым обязанность по обеспечению трудовой занятости инвалидов на созданных (выделенных) рабочих местах в счет установленной квоты возложена на работодателей, пришла к правильному и обоснованному выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции, указав, что вопрос о наличии вины в неисполнении Обществом предписания к юридически значимым обстоятельствам по рассматриваемому делу не относится.
В кассационной жалобе представителя административного истца приводятся доводы о неисполнимости предписания, указывая на то, что его исполнение поставлено в зависимость от воли третьих лиц, об отсутствии в нем конкретных указаний о способах исполнения, утверждается об отсутствии в действующем законодательстве обязанности работодателя по поиску работников-инвалидов для размещения рабочих мест.
Приведенные доводы были предметом проверки суда второй инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается по основаниям, приведенным в апелляционном определении, отмену обжалуемого судебного акта они не влекут.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 7.1 Закона РФ от 19 апреля 1992 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Часть 2 названной нормы Закона устанавливает, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 3 данного Закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения (часть 2 названной выше статьи).
Согласно части 2 статьи 4 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" и пункта 2.6 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
В соответствии с частью 3 указанной статьи, пунктом 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов.
Пункт 1 части 3 статьи 2 названного Закона предусматривает, что выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
Таким образом, поскольку на работодателя возложена обязанность по обеспечению трудовой занятости инвалидов на созданных (выделенных) рабочих местах в счет установленной квоты, суд апелляционной инстанции применительно к установленным обстоятельствам по настоящему делу пришел к правомерному выводу о законности выданного Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы предписания от 28 января 2020 года N 01-22-579/20.
В связи с изложенным приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными, влияющими на законность обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя АО "Ударница" Ананьевой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 апреля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.