Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-303/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственность "Директор" и общества с ограниченной ответственностью "Невский парад" о признании не действующим в части приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 г. N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственность "Директор" и общества с ограниченной ответственностью "Невский парад" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административных истцов Свобода И.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Коенен Е.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 декабря 2019 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) издан приказ N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Приказ N 166-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее - Перечень) согласно приложению к данному приказу.
Названный нормативный правовой акт официально опубликован 25 декабря 2019 г. на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
В пункт 1973 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, включено нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001417:4281, общей площадью 1 889, 5 кв. м, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Синопская наб, д. 66, стр. 2.
В пункт 1974 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г, включено нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001417:3005, общей площадью 2 159, 6 кв. м, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Синопская наб, д. 66, стр. 1.
Общество с ограниченной ответственность (далее - ООО) "Директор" и ООО "Невский парад", являясь сособственниками указанных нежилых зданий, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1973, 1974 приложения к Приказу N 166-п, ссылаясь на то, что указанные в них нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административных истцов обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Пункт 1973 приложения к Приказу N 166-п признан недействующим со дня принятия, в удовлетворении остальной части требований административным истца отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Директор" и ООО "Невский парад" просят решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим со дня принятия пункта 1974 приложения к Приказу N 166-п, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введён Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учётом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 г. и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На дату определения оспариваемого Перечня действовал утверждённый постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 г. N 737 Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (пункт 3 Порядка).
Определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4 Порядка).
Вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утверждённым им порядком (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка, информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведённого в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость утверждён распоряжением Комитета от 2 апреля 2018 г. N 7-р (далее - Порядок N 7-р).
Пунктом 2.1 Порядка N 7-р предусмотрено, что на основании сведений, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формируют список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на основании информации о виде разрешённого использования земельных участков, назначении или наименовании Объектов.
Формирование Списка Объектов осуществляется без проведения их обследования.
Согласно правовой позиции административного ответчика нежилые здания с кадастровыми номерами 78:31:0001417:4281 и 78:31:0001417:3005 включены в Перечень исходя из того, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости эти объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001417:4249 с видом разрешённого использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, и имеют наименование: общественно-деловой центр, что являлось достаточным основанием для признания их объектами, предназначенными для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, без проведения обследования объектов с целью определения вида их фактического использования.
Удовлетворяя административные исковые требования административных истцов и признавая недействующим со дня принятия пункт 1973 приложения к Приказу N 166-п, суд установил, что 10 июля 2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в наименование нежилого здания с кадастровым номером 78:31:0001417:4281, наименование "общественно-деловой центр" изменено на "гостиница".
Проанализировав пункт 55.10 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утверждённого приказом Росстандарта от 31 января 2014 г, распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. N 2496-р, которым в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введённый в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст, суд пришёл к выводу о том, что одного лишь наименования здания - гостиница, без установления помещений, названных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20% площади здания, недостаточно для отнесения его к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу).
Административным ответчиком, на котором в силу закона возложена обязанность доказать законность включения объекта в Перечень, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером 78:31:0001417:4281 условиям, определённым Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объекта в Перечень, не представлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришёл к выводу о признании пункта 1973 приложения к Приказу N 166-п недействующим со дня принятия.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов о признании недействующим пункта 1974 приложения к Приказу N 166-п, суд исходил из того, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001417:3005, и наименование нежилого здания "общественно-деловой центр" соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 78:31:0001417:4249, на котором расположено указанное нежилое здание, находится в собственности Санкт-Петербурга и предоставлен административным истцам в аренду на основании договора аренды земельного участка от 25 ноября 2019 г. N 20/ЗД-27154, заключённого Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга с ООО "Невский Парад", и соглашения от 26 февраля 2020 г. N 20/ЗД-27154(1) о присоединении к договору аренды земельного участка, заключённого Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга с ООО "Директор".
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" сформулирована правовая позиция, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); при этом здание (строение, сооружение) признаётся не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, одного лишь вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001417:4249 "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов" без проведения мероприятий по определению фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 78:31:0001417:3005 с целью определения возможности его отнесения к объектам, подлежащим включению в Перечень, недостаточно для отнесения его к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу).
Однако, как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, обследование нежилого здания с кадастровым номером 78:31:0001417:3005 с целью определения вида его фактического использования административным ответчиком не производилось.
Также, проанализировав договоры аренды недвижимости от 2 июня 2018 г, от 10 декабря 2018 г, от 28 января 2019 г. и дополнительные соглашения от 28 января 2019 г. и от 31 декабря 2019 г, суд счёл установленным, что названное нежилое здание в рассматриваемый период разрешалось собственниками использовать арендатору ФИО1 для размещения гостиницы, предприятия общественного питания, магазина, осуществляющего торговлю сувенирами, при этом размер помещения, переданного под ресторан, составил 438, 3 кв. м, что составляет более 20% от общей площади здания размером 2 159, 61 кв. м.
Между тем, согласно указанным документам и дополнительному соглашению от 24 января 2019 г, площадь помещения, переданного под ресторан, составляет 320, 9 кв. м, что менее 20% от общей площади здания размером 2 159, 61 кв. м.
Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания с кадастровым номером 78:31:0001417:3005 условиям, определённым Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объекта в Перечень, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах имеются основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в части отказа административным истцам в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1974 приложения к Приказу N 166-п и принятия по делу нового решения о признании пункта 1974 приложения к Приказу N 166-п недействующим со дня принятия.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 ноября 2021 г. в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Директор", обществу с ограниченной ответственностью "Невский парад" в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1974 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 г. N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" отменить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1974 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 г. N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационной суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.