Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Избирательной
комиссии Пермского края
от 5 июня 2014 г. N 145/01-2
Концепция
развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае на 2014 - 2017 годы
Основные понятия:
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности и используемых для регулирования их деятельности. Для самоопределения личности в социальной, политической и правовой сфере большое значение имеет правовая культура как часть политической культуры.
Электоральная культура - это относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения, электоральных отношений и избирательного процесса в целом. Электоральная культура является элементом политической культуры. Определяющими для электоральной культуры являются ответственность (осознание важности и значимости выборов) и компетентность (необходимые знания, умение оценивать ситуацию) избирателей.
Политическая культура - это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане - факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике "ничего не зависит", политика "не мое дело" и т.п.
ЦИК РФ - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК осуществляет руководство деятельностью всех других избирательных комиссий.
ИКПК - Избирательная комиссия Пермского края - является государственным органом Пермского края, обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, является комиссией, организующей выборы в органы государственной власти Пермского края, а также комиссией референдума, организующей референдум Пермского края. Действует на постоянной основе.
ТИК - территориальная избирательная комиссия (далее - ТИК) - является государственным органом Пермского края, осуществляющим свои полномочия в пределах административно-территориальной единицы Пермского края, обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. ТИКи действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
УИК - участковая избирательная комиссия (далее - УИК) - выступает ключевым первичным звеном в организации и проведении выборов всех уровней: обеспечивает процесс голосования избирателей и подсчет их голосов на каждом избирательном участке, едином для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. УИКи формируются сроком на 5 лет.
МИК - молодёжная избирательная комиссия является постоянно действующим совещательным и консультативным органом при территориальной избирательной комиссии, создаваемым с целью оказания содействия Избирательной комиссии в деятельности, направленной на развитие правовой культуры молодых и будущих избирателей, а также формирования резерва кадров Избирательной комиссии. Молодежная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на общественных началах.
1. Общие положения Концепции
Концепция развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае на 2014 - 2017 годы (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов и задач, решаемых Избирательной комиссией Пермского края, направленных на координацию усилий Избирательной комиссии Пермского края, территориальных избирательных комиссий Пермского края, научных, образовательных, общественных организаций, политических партий, средств массовой информации для развития правовой и электоральной культуры жителей Пермского края, на совершенствование системы обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса, на формирование позитивного образа избирательной системы.
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Концепция взаимодействия ЦИК России, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года, Концепция обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013 - 2015 годах (утверждена постановлением ЦИК России от 23.01.2013 N 157/1181-6), Молодёжная электоральная концепция (утверждена постановлением ЦИК России от 12.03.2014 N 221/1429-6), Указ губернатора Пермского края от 16 ноября 2011 г. N 102 "О финансировании расходов на организацию и проведение мероприятий по развитию политической и правовой культуры населения", государственная программа Пермского края "Обеспечение взаимодействия общества и власти" (утверждена постановлением Правительства Пермского края от 03.10.13 N 1326-п).
В 2006 году был принят Закон Пермского края от 23.12.2006 N 43-КЗ "О краевой целевой Программе развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы". Цель Программы - объединение усилий всех звеньев системы власти, общественно-политических организаций для воспитания политической культуры населения Пермского края, среди задач - повышение уровня избирательной активности, повышение профессионального уровня организаторов выборов.
В 2009 году было положено начало разработке концепции по созданию эффективной модели развития правовой культуры в Пермском крае, в основе которой лежал системный подход к организации деятельности на всех уровнях, базирующийся на принципах комплексного подхода к планированию деятельности, оптимизации ресурсов, использовании интерактивных технологий и проектной деятельности, трансляции опыта и направленности на результат.
С целью координации взаимодействия Избирательной комиссии Пермского края с органами государственной власти, общественными организациями, научным сообществом, политическими партиями, средствами массовой информации в 2009 году был создан Координационный Совет при Избирательной комиссии Пермского края по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению молодых избирателей. В Совет вошли члены Избирательной комиссии Пермского края, представители Правительства и Администрации губернатора Пермского края, вузов, Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им.А.М. Горького. Создана и работает Рабочая группа по взаимодействию Избирательной комиссии Пермского края с региональными отделениями Общероссийских общественных организаций инвалидов Пермского края.
На основе опыта реализации мероприятий по развитию правовой культуры избирателей, в перечень мероприятий подпрограммы "Развитие политической и правовой культуры населения Пермского края" государственной программы "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1326-п, было внесено направление "Содействие развитию политической и правовой культуры избирателей".
На сегодняшний день можно говорить об институциализации работы Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой культуры. Выстроена систематическая и эффективная деятельность в данной сфере. Избирательная комиссия Пермского края регулярно проводит обучение всех участников избирательного процесса в части формирования устойчивого уважения к закону, развития правовой культуры и доверия к институту выборов. При этом существенное внимание уделяется работе с молодыми избирателями. Сложились устойчивые практики взаимодействия с партнёрами, появились системные мероприятия как муниципального, так и краевого уровня, определились основные направления в работе Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса:
1. Организация профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий.
2. Информационно-разъяснительная работа с избирателями, представителями НКО, сотрудниками избирательной системы и прочими.
3. Издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов.
4. Повышение уровня электоральной активности избирателей.
Анализ работы Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса позволяет выявить ряд организационных и содержательных проблем:
- действующая система охватывает ограниченный круг участников;
- не используются в полной мере просветительские и информационные возможности;
- не используются ресурсы общественных организаций, молодёжных объединений.
В связи с этим возникла необходимость разработки Концепции развития правовой и электоральной культуры в Пермском крае, учитывающей наработанный опыт, определяющей новые подходы и способы работы с избирателями.
2. Предмет, цель и задачи Концепции
Непрерывность избирательного процесса предполагает постоянную деятельность избирательных комиссий в сфере повышения гражданской активности избирателей и будущих избирателей.
Основной целевой аудиторией деятельности по развитию правовой и электоральной культуры являются избиратели, будущие избиратели, организаторы выборов*.
В современном российском обществе наряду с политической культурой гражданского типа существуют политические культуры других типов: патриархальная, подданническая. Однако исключительно политическая культура гражданского типа предполагает активную гражданскую позицию и активное участие граждан в принятии политических решений.
2.1. Предметом Концепции являются правовые и электоральные культуры в рамках политической культуры гражданского типа.
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации и Пермского края объективно требуют:
- активизации конструктивного гражданского участия, под которым понимается включение граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических и иных программ и проектов;
- усиления влияния граждан на принятие решений органами государственной власти и органами местного самоуправления и контроль за их исполнением;
В формировании и развитии политической культуры гражданского типа необходимо скоординировать усилия всех субъектов процесса: участников избирательного процесса, органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, некоммерческих организаций, научной и экспертной общественности.
2.2. Целью Концепции является развитие правовой и электоральной культуры участников избирательного процесса в контексте развития политической культуры гражданского типа.
2.3. Основными задачами Концепции являются:
2.3.1. Повышение уровня доверия жителей Пермского края к избирательной системе, институту выборов и референдумов, повышение открытости избирательных процедур;
2.3.2. Обеспечение активного и осознанного участия жителей Пермского края в избирательных кампаниях, референдумах, формирование активной гражданской позиции, повышение электоральной активности;
2.3.3. Расширение масштабов конструктивного политического участия и гражданской активности избирателей, ответственного и обдуманного выбора;
2.3.4. Снижение уровня ситуационного абсентеизма, вызванного отсутствием знаний, либо наличием искажённых представлений о роли выборов и механизмах их проведения;
2.3.5. Формирование положительного имиджа системы избирательных комиссий и избирательного процесса среди избирателей;
2.3.6. Правовое просвещение избирателей в Пермском крае, включая формирование навыков ответственного и конструктивного участия в избирательном процессе (с сегментацией на целевые аудитории: молодежь, студенты, школьники, взрослое население);
2.3.7. Оперативное информирование избирателей об актуальных изменениях избирательного законодательства;
2.3.8. Обеспечение конструктивного взаимодействия избирательной системы с органами власти, общественными объединениями, политическими партиями, научным сообществом и средствами массовой информации;
2.3.9. Организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди жителей Пермского края по оперативному, полному и достоверному освещению актуальных вопросов избирательного законодательства и основ деятельности избирательных комиссий;
2.3.10. Повышение качества освещения выборов в СМИ;
2.3.11. Обеспечение корректной и эффективной организации и проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления;
2.3.12. Создание в регионе профессиональной среды квалифицированных специалистов в области избирательного права и избирательного процесса;
2.3.13. Расширение возрастных границ участников мероприятий Избирательной комиссии Пермского края.
------------------------------
* Далее в тексте Концепции под "избирателями" следует понимать как жителей Пермского края, обладающих активным избирательным правом, так и потенциальных (будущих) избирателей.
3. Организационно-методическое обеспечение реализации Концепции
Организационно-методическое обеспечение Концепции осуществляется Избирательной комиссией Пермского края.
Реализация Концепции предусматривает разработку и принятие Комплексного плана Избирательной комиссии Пермского края по развитию правовой и электоральной культуры в Пермском крае, ежегодных планов реализации мероприятий Избирательной комиссии Пермского края, планов работы территориальных избирательных комиссий по развитию правовой и электоральной культуры, Программы и плана обучения организаторов выборов, участников избирательного процесса.
3.1. Формы и методы:
3.1.1 Разработка ежегодных планов работы Избирательной комиссии Пермского края:
- по развитию правовой культуры граждан,
- по обучению организаторов выборов,
- рабочей группы по взаимодействию с политическими партиями,
- Координационного совета;
3.1.2. Изучение и обобщение опыта работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, базовых и территориальных избирательных комиссий, Администрации губернатора Пермского края, выявление наиболее эффективных форм работы по указанным направлениям;
3.1.3. Разработка и издание методических, аналитических материалов, рекомендаций по отдельным направлениям реализации Концепции.
Избирательная комиссия Пермского края, планируя работу по правовому просвещению избирателей, обучению организаторов выборов, определяет основные направления этой работы на год для системы избирательных комиссий Пермского края.
3.2. Этапы формирования Комплексного плана по развитию правовой и электоральной культуры Избирательной комиссии Пермского края, контроль и ответственность за его исполнение определяются Порядком реализации основных направлений Концепции (Приложение к Концепции).
4. Основные направления реализации Концепции
4.1. Развитие правовой культуры и электоральной активности избирателей
Основными направлениями в работе по повышению электоральной активности являются:
4.1.1. Работа по организации и проведению краевых конкурсов, ставших традиционными и рассчитанных на различные категории избирателей (перечень проводимых конкурсов определяется ежегодно решением Избирательной комиссии Пермского края, финансирование производится из федерального и регионального бюджета):
4.1.1.1. конкурс агитбригад,
4.1.1.2. конкурс среди молодёжных избирательных комиссий,
4.1.1.3. конкурс среди библиотек Пермского края на избирательную тематику,
4.1.1.4 конкурс среди СМИ Пермского края.
4.1.1.5. творческий конкурс для лиц с ограниченными физическими возможностями,
4.1.1.6. фотоконкурс на избирательную тематику,
4.1.1.7. конкурс рисунков на избирательную тематику,
4.1.1.8. конкурс научно-исследовательских работ по вопросам избирательного права и избирательного процесса.
4.1.1.9. конкурс по созданию информационно-методических, графических материалов по избирательной тематике.
Задачи Конкурсов:
- развитие у избирателей интереса и творческого отношения к избирательному процессу;
- поиск оригинальных форм и методов эффективного воздействия на активность избирателей;
- повышение электоральной активности;
- формирование активной гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и реализации конституционных прав;
- расширение возрастных границ участников конкурсов, привлечение к участию в конкурсах семей, трудовых коллективов, учебных групп и классов.
Для реализации задач конкурсов необходимо усилить взаимодействие с некоммерческими организациями, ВУЗами, научным сообществом, школами и учреждениями дополнительного образования, средними и высшими учебными заведениями Пермского края.
4.1.2. Проведение межмуниципальных мероприятий по правовой и электоральной культуре базовыми территориальными избирательными комиссиями (за счёт средств регионального бюджета, выделенных Избирательной комиссии Пермского края на организацию и проведение мероприятий по развитию правовой и электоральной культуры населения).
4.1.3. Проведение мероприятий в муниципальных образованиях силами территориальных избирательных комиссий Пермского края, направленных на вовлечение жителей в избирательный процесс (за счёт средств муниципального бюджета):
4.1.3.1. организация и проведение Дня молодого избирателя,
4.1.3.2. организация и проведение конкурсов и викторин,
4.1.3.3. организация и проведение фестивалей, слётов, конференций
4.1.4. Организация работы с молодёжными избирательными комиссиями:
Основным направлением деятельности молодёжных избирательных комиссий является организация и проведение выборов молодёжных парламентов и органов школьного самоуправления.
Пройдя через систему молодежных комиссий, иные сферы избирательного процесса, молодые люди приобретают не только опыт политического участия и практические навыки, но и мировоззренческие установки. В связи с этим, территориальным избирательным комиссиям рекомендуется активнее привлекать молодежные избирательные комиссии к работе:
- членов МИК школьного возраста (до 18 лет) - к участию в конкурсах, организации мероприятий по правовой и электоральной культуре;
- членов МИК от 18 до 35 лет - включать в резерв составов УИК, наиболее зарекомендовавших себя - в составы ТИК, УИК.
В целях систематизации работы с молодёжными избирательными комиссиями и организации обучения членов МИК, Избирательная комиссия Пермского края:
4.1.4.1. продолжает работу по организации и проведению краевых форумов МИК,
4.1.4.2. продолжает работу по организации и проведению краевых конкурсов среди МИК,
4.1.4.3. организует обучение членов МИК:
А) разрабатывает учебно-методический комплекс для обучения членов молодёжных избирательных комиссий (программу обучения членов МИК, учебно-методические пособия, итоговые тестовые задания, форму Сертификата о прохождении обучения);
Б) организовывает обучающие семинары, рабочие встречи для членов молодёжных избирательных комиссий;
В) оказывает содействие молодёжным избирательным комиссиям в организации Ассоциации МИК Пермского края.
4.1.5. Взаимодействие с общественными организациями
Для вовлечения в различные сферы избирательного процесса молодых, подготовленных, образованных кадров, для координации усилий по проведению в Пермском крае мероприятий по обеспечению реализации гражданами Российской Федерации установленного конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Пермского края, а также соблюдения законности при их проведении, осуществления развития правовой и электоральной культуры жителей Пермского края, необходимо установить устойчивые связи Избирательной комиссии Пермского края и общественных организаций (региональные отделения общероссийских общественных организаций, объединения ветеранов и инвалидов, профсоюзные организации, правозащитные организации и др.), достичь договорённостей, наладить сотрудничество по следующим направлениям:
4.1.5.1. взаимодействие между некоммерческими организациями и избирательными комиссиями при формировании кадрового резерва территориальных и участковых избирательных комиссий путем предложения и включения соответствующих кандидатур в состав кадрового резерва;
4.1.5.2. взаимодействие между некоммерческими организациями и избирательными комиссиями при формировании молодежных избирательных комиссий;
4.1.5.3. развитие правовой и электоральной культуры членов общественных организаций, разъяснение им избирательного законодательства председателями ТИК и членами Избирательной комиссии Пермского края;
4.1.5.4. совместная разработка и издание справочной, информационной и просветительской литературы (в том числе и для лиц с ограниченными физическими возможностями);
4.1.5.5. совместная реализация мероприятий по развитию правовой и электоральной культуры жителей Пермского края в сфере избирательного права;
4.1.5.6. совместная организация и проведение конкурсов, семинаров, круглых столов, конференций, посвященных вопросам избирательного права;
4.1.5.7. освещение совместной деятельности некоммерческих организаций и Избирательной комиссии Пермского края (в том числе по средствам собственных и привлеченных СМИ, Интернет-ресурсов, портала избирательных комиссий Пермского края);
4.1.5.8. обучение общественных наблюдателей.
Помимо перечисленных форматов работы - возможны иные формы, не противоречащие действующему законодательству. В том числе, закреплённые соглашениями между Избирательной комиссией Пермского края и общественными организациями. Данные соглашения являются обязательными для исполнения всеми структурными элементами системы избирательных комиссий Пермского края.
С целью создания необходимых и комфортных условий реализации прав избирателей с ограниченными физическими возможностями здоровья и повышения их электоральной активности необходимо:
А) организовать совместную работу Избирательной комиссии Пермского края, территориальных избирательных комиссий с органами государственной власти, органами местного самоуправления, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации - государственным учреждением по Пермскому краю, общественными организациями по получению и уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами;
Б) при осуществлении информационно-разъяснительной деятельности (в том числе по изданию методических материалов) - учитывать потребности лиц с ограниченными возможностями, в том числе в материалах, изданных укрупнённым шрифтом, а также выполненным шрифтом Брайля.
4.2. Организация взаимодействия с политическими партиями.
Основными целями такого взаимодействия являются:
- повышение доверия граждан к институту выборов;
- повышение политической активности политических партий (особенно недавно созданных) и их участия в избирательном процессе;
- повышение активности и ответственности политических партий в процессе формирования участковых избирательных комиссий, резерва составов УИК,
- повышение ответственности политических партий в сдаче ежеквартальной отчётности о поступлении и расходовании денежных средств;
- привлечение политических партий к реализации мероприятий по работе с молодёжью.
Взаимодействие с политическими партиями осуществляется по нескольким направлениям:
4.2.1. Контроль и методологическая помощь по сдаче ежеквартальной отчётности о поступлении и расходовании денежных средств;
4.2.2. Содействие в обеспечении равенства политических партий в публикации информации СМИ Пермского края;
4.2.3. Обеспечение равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Пермского края и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в представительстве в Избирательной комиссии Пермского края, территориальных и участковых избирательных комиссиях;
4.2.4. Повышение активности недавно образованных политических партий в избирательных кампаниях в Пермском крае;
4.2.5. Обеспечение участия политических партий (в том числе недавно образованных) в формировании кадрового резерва территориальных и участковых избирательных комиссий;
4.2.6. Обеспечение участия политических партий в обсуждении концептуальных подходов в деятельности системы избирательных комиссий;
4.2.7. Совместная разработка справочной, информационной и просветительской литературы по рассматриваемым вопросам;
4.2.8. Освещение совместной деятельности (в том числе по средствам собственных и привлеченных СМИ, Интернет-ресурсов, портала избирательных комиссий Пермского края);
4.2.9. Приглашение представителей политических партий на крупнейшие мероприятия по правовой культуре, проводимые избирательными комиссиями;
4.2.10. Обучение основам избирательного права кандидатов, доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса и т.д.
Таким образом, из представленных направлений работы, одной из основных задач, связанных с формированием политической культуры, цикла 2014 - 2017 годов станет повышение степени ответственного участия в избирательных кампаниях представителей политических партий, указанных в п. 4.2.10. Для этого необходимо организовать систему их подготовки путём использования современных учебно-информационных технологий овладения знаниями законодательства в области избирательного права и избирательного процесса. Избирательная комиссия Пермского края, территориальные избирательные комиссии продолжат оказание правового и информационно-методического содействия всем политическим партиям на равных условиях в подготовке указанных категорий граждан.
Одно из направлений подготовки участников избирательного процесса - организационно-методическая и информационно-разъяснительная работа с представителями политических партий и общественных организаций, принимающих участие в наблюдении за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов. Наблюдение за выборами имеет большое значение для повышения доверия граждан к вопросам формирования структур государственной власти, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости избирательного процесса.
4.3. Организация взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти Пермского края с начала 2000-х годов ведут системную работу по развитию политической культуры и стимулированию гражданских инициатив в политической сфере. С 2001 года реализованы две программы, связанные с развитием политической культуры населения Пермского края:
1) "Областная целевая Программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002 - 2006 годы" (далее - Программа на 2002 - 2006 годы). В результате выполнения Программы на 2002 - 2006 годы выстроена институциональная система взаимодействия органов власти и общества с целью повышения доверия населения к органам власти в регионе и эффективного политического развития.
2) "Краевая целевая Программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007 - 2011 годы" (далее - Программа на 2007 - 2011 годы). За период реализации Программы на 2007 - 2011 годы методами широкого политического про
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.