Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к государственной программе
"Управление земельными ресурсами
и имуществом Пермского края"
Подпрограмма 1
"Эффективное управление земельными ресурсами Пермского края"
17 февраля 2014 г.
Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2014 г. N 88-п в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы
государственной программы Пермского края
I. Характеристика текущего состояния в сфере управления земельными ресурсами Пермского края, основные показатели подпрограммы государственной программы
1.1. Земля является одновременно базисом производственной деятельности и объектом недвижимости, представляя собой один из важнейших ресурсов социально-экономического развития Пермского края.
1.2. Согласно Программе социально-экономического развития Пермского края, утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК, одним из приоритетных направлений развития Пермского края является управление земельными ресурсами. В рамках указанного направления Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство) реализует мероприятия, направленные на:
1.2.1. вовлечение в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков;
1.2.2. увеличение поступлений по земельному налогу, арендной плате за землю и доходам от продажи земельных участков.
1.3. В сфере управления земельными ресурсами также важными направлениями деятельности являются:
1.3.1. актуализация результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
1.3.2. создание полного, достоверного и доступного государственного кадастра недвижимости на территории Пермского края.
1.4. В связи с чем Министерством предоставляются следующие государственные услуги:
1.4.1. предоставление в аренду, собственность земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, на которых расположены объекты недвижимости;
1.4.2. предоставление земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, для целей, не связанных со строительством;
1.4.3. согласование местоположения границ земельных участков, смежных с земельными участками, находящимися в собственности Пермского края;
1.4.4. предоставление государственным краевым учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной собственности Пермского края;
1.4.5. прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Пермского края;
1.4.6. предварительное согласование места размещения объекта;
1.4.7. предоставление земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
1.4.8. утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки;
1.4.9. выдача квалификационного аттестата кадастрового инженера;
1.4.10. перевод земельных участков из одной категории в другую.
1.5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в Пермском крае формируется институт кадастровых инженеров. С октября 2010 года по состоянию на 1 января 2013 года в Пермском крае уже осуществляют деятельность 698 кадастровых инженеров.
1.6. По состоянию на 1 июля 2013 года в Реестре содержатся сведения о 2 665 земельных участках общей площадью 364 607,43 га, из них на 2 547 земельных участках общей площадью 27 364 га зарегистрировано право собственности Пермского края, что составляет 96% от общего количества земельных участков, учтенных в Реестре.
Таблица 1
|
Количество земельных участков, шт. |
Площадь, га |
Казна |
704 |
3 622,44 |
Аренда |
73 |
5 535,14 |
Постоянное бессрочное пользование |
1 961 |
360 984,99 |
Всего земельных участков субъекта |
2 665 |
364 607,43 |
15% от общего числа краевых земельных участков расположены в административно-территориальных границах города Перми, 9% - в городах Березники и Соликамск, 5% - в городе Кудымкаре, остальная часть - в наименее крупных административных центрах.
1.7. В настоящее время осуществляется инвентаризация в отношении земельных участков, право собственности субъекта на которые не зарегистрировано, а также земельных участков, учтенных в казне, с целью дальнейшего вовлечения их в хозяйственный оборот.
1.8. Для вовлечения земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков Министерство осуществляет взаимодействие с Фондом "РЖС" в рамках Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". В результате совместной работы приняты решения о передаче полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению десятью земельными участками, находящимся в Пермском муниципальном районе, общей площадью ориентировочно 268,88 га, земельным участком, расположенном по адресу: г. Пермь, Свердловский район, площадью 63,05 га, в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса (индивидуального жилищного строительства) гражданам, имеющим трех и более детей, а также четырьмя земельными участками общей площадью ориентировочно 63,41 га для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Из 268,88 га к 2013 году сформировано 1 058 земельных участков для предоставления многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство.
1.9. Также органам государственной власти Пермского края переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком площадью ориентировочно 3,5 га, расположенным по адресу: г. Пермь, Ленинский район, правый берег р. Кама, с целью реализации Правительством Пермского края проекта "Строительство инновационного образовательного центра "Школа "Сколково".
1.10. Основными проблемами в сфере управления земельными ресурсами Пермского края являются:
1.10.1. общий дефицит свободных инвестиционно-привлекательных земель;
1.10.2. недостаточный уровень вовлечения земель в оборот;
1.10.3. недостаточный уровень платежной дисциплины землепользователей, в том числе арендаторов;
1.10.4. использование земельных участков без оформления правоустанавливающих документов;
1.10.5. проблема исчисления и сбора земельного налога.
1.11. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, которая основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. От собираемости земельного налога напрямую зависит наполняемость местных бюджетов. Определение базы земельного налога имеет множество проблем на практике, поскольку не все земельные участки прошли государственный кадастровый учет. Кроме того, многие земельные участки используются без надлежащего оформления правоустанавливающих документов на них. В результате не в полной мере обеспечивается сбор доходов от земельного налога в бюджеты муниципальных образований.
1.12. Вопросы развития земельных отношений и формирования эффективного механизма их регулирования, управления земельными ресурсами в Пермском крае решаются путем осуществления взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления Пермского края, различными организациями.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере управления земельными ресурсами Пермского края, описание основных целей и задач подпрограммы государственной программы, прогноз развития данной сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации подпрограммы
2.1. Государственная земельная политика Пермского края основывается на принципах земельного законодательства Российской Федерации, основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, и Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Пермского края от 20 декабря 2012 г. N 140-ПК.
Деятельность Правительства Пермского края направлена на использование земли как актива, удовлетворяющего потребности граждан, организаций, муниципальных образований и государства в размещении объектов различного назначения, а также обеспечивающего поступление средств в консолидированный бюджет Пермского края.
Приоритеты государственной политики Пермского края в сфере управления земельными ресурсами направлены на увеличение частной собственности на землю и ориентированы на их эффективное управления# путем создания условий для увеличения инвестиционного и производственного потенциала земли.
Кроме того, в целях реализации статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" одним из приоритетных направлений является предоставление земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно.
В соответствии с приоритетами государственной политики, а также с учетом текущего состояния сферы управления земельными ресурсами Пермского края определены цель и задачи подпрограммы.
2.2. Целью подпрограммы "Эффективное управление земельными ресурсами Пермского края" (далее - подпрограмма) является повышение доходов от управления и распоряжения земельными ресурсами Пермского края.
Достижение данной цели предусматривает решение взаимосвязанных задач:
2.2.1. вовлечение в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков;
2.2.2. увеличение доходов консолидированного бюджета Пермского края от использования и распоряжения земельными участками.
2.3. Развитие сферы земельных отношений основано на достижении целевых показателей, закрепленных в Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы.
III. Прогноз конечных результатов подпрограммы государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в сфере управления земельными ресурсами Пермского края
3.1. Система целевых индикаторов и показателей подпрограммы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач подпрограммы.
3.2. Состав целевых индикаторов и показателей подпрограммы увязан с ее задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность подпрограммы на весь период ее реализации.
3.3. Показатели подпрограммы характеризуют конечные общественно-значимые результаты развития сферы управления земельными ресурсами Пермского края и оценивают социальные и экономические эффекты для общества в целом или пользователей земельных участков Пермского края. По результатам исполнения подпрограммы к 2017 году запланировано достижение следующих показателей:
3.3.1. увеличение площади вовлеченных в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков до 1 680 га;
3.3.2. увеличение поступлений по земельному налогу, арендной плате за землю и доходам от продажи земельных участков в консолидированный бюджет Пермского края до 10 186,2 млн. рублей в год.
IV. Сроки реализации подпрограммы государственной программы в целом, этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Подпрограмма рассчитана на период с 2014 по 2016 год.
Подпрограмма не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Подпрограммы.
V. Перечень основных мероприятий подпрограммы государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
5.1. Состав основных мероприятий подпрограммы определен исходя из необходимости достижения ее цели и задач и может корректироваться по мере решения задач подпрограммы.
5.2. Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов представлен в приложении 1 к государственной программе "Управление земельными ресурсами и имуществом Пермского края" (далее - Программа).
5.3. Финансирование отдельных мероприятий, входящих в состав основных мероприятий подпрограммы, утверждается приказом Министерства в пределах утвержденных объемов финансирования основных мероприятий подпрограммы.
5.4. По исполнении Программы к 2017 году запланировано достижение следующих результатов:
5.4.1. повышение эффективности использования земельных ресурсов в интересах социального-экономического# развития Пермского края;
5.4.2. увеличение площади вовлеченных в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков за период с 2014 по 2016 год до 1 680 га;
5.4.3. увеличение поступлений по земельному налогу, арендной плате за землю и доходам от продажи земельных участков в консолидированный бюджет Пермского края к концу 2016 года до 10 186,2 млн. рублей;
5.4.4. кадастровая стоимость объектов недвижимости приближена к рыночной.
Выполнение намеченных подпрограммой мероприятий будет обеспечивать эффективное управление земельными ресурсами Пермского края, что является важнейшим результатом реализации подпрограммы.
5.5. Министерством в целях достижения поставленных задач предоставляются следующие государственные услуги:
предоставление в аренду, собственность земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, на которых расположены объекты недвижимости;
предоставление земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, для целей, не связанных со строительством;
согласование местоположения границ земельных участков, смежных с земельными участками, находящимися в собственности Пермского края;
предоставление государственным краевым учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной собственности Пермского края;
прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Пермского края;
предварительное согласование места размещения объекта;
предоставление земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки;
выдача квалификационного аттестата кадастрового инженера;
перевод земельных участков из одной категории в другую.
VI. Основные меры правового регулирования в сфере управления земельными ресурсами Пермского края, направленные на достижение целей и конечных результатов подпрограммы государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов
Порядок определения цены земельных участков, которые находятся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, а также порядок их оплаты установлен Законом Пермского края от 7 октября 2011 г. N 837-ПК "Об установлении порядка определения цены и порядка оплаты земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках". В 2014 году планируется повышения# размера выкупной цены таких земельных участков.
Законом Пермского края от 7 апреля 2010 г. N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" установлены порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края. В целях совершенствования арендных отношений и полного перехода на расчет арендной платы от кадастровой стоимости земли в 2015 году планируется разработка и принятие нового краевого нормативного правового акта, регулирующего данные отношения.
Ожидаемые результаты изменений краевого законодательства:
увеличение количества зарегистрированных прав собственности земельных участков юридических и физических лиц;
увеличение поступлений по земельному налогу и арендной плате за землю и доходам от продажи земельных участков в консолидированный бюджет Пермского края.
В связи с изменениями федерального законодательства возможна разработка и принятие иных краевых нормативных правовых актов в сфере земельных отношений.
При реализации мероприятий подпрограммы по мере необходимости Министерство издает приказы в соответствии со своими полномочиями.
VII. Перечень целевых показателей подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями подпрограммы государственной программы
7.1. Сведения о целевых показателях подпрограммы по годам реализации представлены в приложении 5 к Программе.
7.2. Система целевых показателей подпрограммы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач подпрограммы.
7.3. Состав целевых показателей подпрограммы увязан с ее задачами, основными мероприятиями, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты, эффективность подпрограммы на весь период ее реализации.
7.4. Показатели подпрограммы характеризуют конечные общественно-значимые результаты развития сферы управления земельными ресурсами Пермского края и оценивают социальные и экономические эффекты для общества в целом или пользователей земельных ресурсов Пермского края. К таким показателям относятся:
7.4.1. вовлечение в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков.
Целевой показатель: увеличение площади вовлеченных в оборот земельных участков под жилищное строительство и строительство промышленных предприятий и промышленных парков за период с 2014 по 2016 год до 1 680 га.
Вопрос развития жилищного строительства и строительства промышленных предприятий и промышленных парков в Пермском крае является одним из ключевых ввиду дефицита свободных инвестиционно-привлекательных земельных массивов. Для решения указанного вопроса Министерство осуществляет взаимодействие с Фондом "РЖС". В результате совместной работы приняты решения о передаче полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению десятью земельными участками, находящимся в Пермском муниципальном районе, общей площадью ориентировочно 268,88 га, земельным участком, расположенном по адресу: г. Пермь, Свердловский район, площадью 63,05 га, в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса (индивидуального жилищного строительства) гражданам, имеющим трех и более детей, а также четырьмя земельными участками общей площадью ориентировочно 63,41 га для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Из 268,88 га к 2013 году уже сформировано 1 058 земельных участков для предоставления многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство;
7.4.2. увеличение доходов консолидированного бюджета Пермского края от использования и распоряжения земельными участками.
Целевой показатель: увеличение поступлений по земельному налогу, арендной плате за землю и доходам от продажи земельных участков в консолидированный бюджет Пермского края к концу 2016 года до 10 186,2 млн. рублей.
Начиная с 2006 года, поступление доходов от платы за землю в консолидированный бюджет Пермского края увеличилось в 2,5 раза. Большой рост произошел в 2007 году после реализации Правительством Пермского края мероприятий по переходу на расчет земельного налога от кадастровой стоимости земли.
В настоящее время в базе данных государственного кадастра недвижимости находятся сведения о более чем 1,3 млн. земельных участках, большинство из которых являются объектами налогообложения.
Дальнейший рост поступлений планируется обеспечить за счет обеспечения эффективности использования земельных ресурсов, в том числе увеличения количества зарегистрированных прав на землю за счет выявления земельных участков, на которые не зарегистрированы права владения, обеспечения оформления землепользователями, землевладельцами прав на землю.
7.5. В целях создания условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу на территории Пермского края необходима реализация комплекса мероприятий по государственной кадастровой оценке земельных участков.
Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2014 г. N 88-п в пункт 7.5.1 внесены изменения
7.5.1. В соответствии с действующим законодательством государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена предыдущая государственная кадастровая оценка (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). С учетом указанной периодичности необходимо проводить кадастровую оценку всех категорий земель, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (7 категорий земель). Так, в 2014-2016 годах запланировано провести государственную кадастровую оценку следующих земель:
в 2014 году - земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, всего 10 539,8 тыс.га (в том числе: муниципальные образования Кизеловского угольного бассейна Пермского края - 335,4 тыс.га, муниципальные образования Коми-Пермяцкого округа Пермского края - 265,4 тыс.га);
в 2015 году - земли водного фонда, всего 304 тыс.га (в том числе: муниципальные образования Кизеловского угольного бассейна Пермского края - 3,3 тыс.га, муниципальные образования Коми-Пермяцкого округа Пермского края - 15,5 тыс.га).
Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2014 г. N 88-п пункт 7.6 изложен в новой редакции
7.6. В 2014 году запланировано проведение работ по установлению на местности границ 251 муниципального образования (в том числе: Кизеловского угольного бассейна Пермского края - 12 муниципальных образований, Коми-Пермяцкого округа Пермского края - 37 муниципальных образований).
7.7. Для увеличения количества частных земельных участков необходимо создание условий для приобретения их из государственной и муниципальной собственности.
7.8. Использование земельных участков по целевому назначению является одним из основных принципов земельного законодательства. В связи с масштабным вовлечением земельных участков в гражданский оборот возникла потребность в реализации возможности изменения целевого назначения некоторых земельных участков.
7.9. Поскольку земля является невосполнимым ресурсом, а земель, на которых возможно осуществление строительства, становится все меньше, то взоры инвесторов и застройщиков обращаются на неиспользуемые земли (зачастую сельскохозяйственного назначения). Это и является основной предпосылкой перевода земель в более привлекательную для инвестора категорию.
7.9.1. В результате принятия решений о переводе земельных участков из одной категории в другую доходы от платы за землю возрастают за счет изменения (как правило, увеличения) кадастровой стоимости земельного участка.
7.9.2. В рамках данного направления в целях осуществления дальнейшего перевода земель проводится работа по выявлению земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые используются не в целях сельскохозяйственного производства.
7.10. Контроль за использованием земель представляет собой деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения собственниками, землевладельцами, землепользователями и иными участниками земельных отношений правового режима земель.
Задачей контроля является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
VIII. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы государственной программы
Реализация мероприятий подпрограммы "Эффективное управление земельными ресурсами Пермского края" осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы "Эффективное управление земельными ресурсами Пермского края" представлено в приложениях 6 и 7 к Программе.
Общий объем финансирования подпрограммы составит 98 841,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2014 году - 96 207,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 1 416,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 1 217,5 тыс. рублей.
IX. Описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы государственной программы
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками изложены в соответствующем разделе Программы, иные риски отсутствуют.
X. Методика оценки эффективности подпрограммы государственной программы
Методика оценка эффективности подпрограммы соответствует методике, изложенной в разделе 11 Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.