В соответствии с планом реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", в целях организации дистанционного образования детей-инвалидов в Пермском крае приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Пермском крае в 2011 - 2012 гг.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра, начальника управления качества образования Кассину Р.А.
Министр |
Н.Я. Карпушин |
Методические рекомендации
по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Пермском крае в 2011 - 2012 гг.
(утв. приказом Министерства образования Пермского края от 21 декабря 2011 г. N СЭД-26-01-04-470)
Введение
Мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" (2009 - 2012 годы) реализуется во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 04 января 2009 г. N Пр-26, а также поручения Правительства Российской Федерации от 19 января 2009 г. N ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятие приоритетного национального проекта "Образование" "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (далее - Мероприятие) реализуется на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края по организации дистанционного образования детей-инвалидов является Министерство образования Пермского края.
Целью Мероприятия в Пермском крае является обеспечение гарантий прав детей-инвалидов на получение качественного доступного общего образования через организацию дистанционного обучения на территории Пермского края. Доля детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которым созданы условия для дистанционного образования, в 2012 г. должна составить 100% от числа нуждающихся в данной форме обучения.
I. Нормативно-правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому
1. Нормативно-правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому федерального уровня:
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 06-1254 "Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июля 2011 г. N 06-1277 "Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации" в 2011 - 2012 гг.".
2. Нормативно-правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому регионального уровня:
- постановление Правительства Пермского края от 15.12.2009 N 950-п "Об утверждении Порядка расходования средств из федерального бюджета и бюджета Пермского края на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- постановление Правительства Пермского края от 31.05.2010 N 264-п "О дистанционном образовании детей-инвалидов в Пермском крае в 2010 году";
- постановление Правительства Пермского края от 05.08.2011 N 532-п "О дистанционном образовании детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в Пермском крае в 2011 году";
- приказ Министерства образования Пермского края от 01.11.2010 N СЭД-26-01-04-322 "О создании Центра дистанционного образования детей-инвалидов".
II. Создание условий для дистанционного образования детей-инвалидов на дому в Пермском крае
Для организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому в Пермском крае создаются следующие условия:
- оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования рабочих мест детей-инвалидов;
- установка комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов (пуско-наладочные работы) на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;
- подключение рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к сети Интернет.
1. Подготовительный этап
С целью определения потребности детей-инвалидов, проживающих в Пермском крае, в дистанционном образовании, а также формировании спецификации дистанционного оборудования на каждом этапе реализации Мероприятия в Пермском крае проводится мониторинг потребности муниципальных районов и городских округов в дистанционном образовании детей-инвалидов (приложение 2).
Результатом мониторинга является получение данных о детях-инвалидах, проживающих на территории муниципального района (городского округа) и составляющих целевую группу Мероприятия (см. пункт 1 раздела III настоящих рекомендаций), обучающих их педагогах, образовательных учреждениях.
На основании полученных данных формируется общий список детей-инвалидов, педагогических работников, образовательных учреждений Пермского края, которые ежегодно включаются в Мероприятие, а также определяется количество комплектов программно-технических средств разных видов для оснащения рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников.
В связи с высокой технологической сложностью данного Мероприятия, строгой зависимостью дальнейшей работы, связанной с поставкой оборудования, подключением рабочих мест к сети Интернет, от первоначальных данных, получаемых из территорий, необходимо обеспечить своевременное предоставление исчерпывающих сведений о потребности в дистанционном образовании, предоставив их в соответствии с формами мониторинга, разработанными Министерством образования Пермского края.
Для повышении эффективности реализации Мероприятия необходимо назначить ответственного специалиста органа управления образованием муниципального района (городского округа) Пермского края, который будет выполнять функцию куратора реализации Мероприятия в своей территории (приложение 1).
2. Оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования рабочих детей-инвалидов
Для оснащения рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, приобретаются специализированные программно-технические комплексы (в соответствии с Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" (далее - Требования к оснащению рабочих мест)).
Виды комплектов оборудования:
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана;
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для слабовидящих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для незрячих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для обучающихся с мышечной атрофией (миопатией));
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для обучающихся с отсутствием верхних конечностей);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального общего образования (для обучающихся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы));
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана;
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для слабовидящих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для незрячих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для обучающихся с мышечной атрофией (миопатией));
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для обучающихся с отсутствием верхних конечностей);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения основного общего образования (для обучающихся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана;
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (для слабовидящих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (для незрячих обучающихся);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (для обучающихся с мышечной атрофией (миопатией);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (для обучающихся с отсутствием верхних конечностей);
- базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения среднего (полного) общего образования (для обучающихся с тяжелым нарушением функциональных возможностей рук (спастика/гиперкинезы);
- базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения начального общего образования;
- базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения основного общего образования;
- базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего (полного) общего образования.
Количество комплектов каждого вида ежегодно определяется в соответствии с количеством детей-инвалидов, составляющих целевую группу Мероприятия, и формируется в соответствии со сведениями, предоставленными муниципальными районами (городскими округами) Пермского края (см. пункт 1 раздела II настоящих рекомендаций).
3. Установка комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов (пуско-наладочные работы) на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов
В соответствии с утвержденным общим списком детей-инвалидов, педагогических работников, образовательных учреждений Пермского края, каждому ребенку-инвалиду и в каждое образовательное учреждение, включенное в очередной этап Мероприятия, осуществляется доставка комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования и установка их на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников.
Установка программно-технических средств (пуско-наладочные работы) должна осуществляться в соответствии с Требованиями к оснащению рабочих мест.
В соответствии с вышеуказанными Требованиями, установка комплектов программно-технических средств для дистанционного образования детей-инвалидов предполагает:
- доставку комплектов программно-технических средств до места установки (проживания ребенка-инвалида, размещения образовательного учреждения);
- пуско-наладку комплектов программно-технических средств;
- проверку работоспособности комплектов программно-технических средств;
- краткое начальное ознакомление участников образовательного процесса, родителей (законных представителей) детей-инвалидов с базовыми навыками использования комплектов программно-технических средств на месте установки.
Время установки комплектов программно-технических средств не должно превышать для детей-инвалидов одного рабочего дня.
Установка комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников (в образовательных, учреждениях) осуществляется в соответствии с примерным графиком установки и координируется на территории района (городского округа) края ответственным специалистом управления образованием муниципального района (городского округа), выполняющим функцию куратора реализации Мероприятия.
Все оборудование впоследствии передается в собственность муниципальных районов (городских округов) края и будет находиться в оперативном управлении образовательных учреждений, включенных в Мероприятие. В число комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов, переданных в оперативное управление конкретного образовательного учреждения, входят базовые рабочие места педагогических работников, установленные в данной школе, и базовые рабочие места обучающихся в ней детей-инвалидов, установленные по месту жительства каждого ребенка. Поэтому ответственный специалист управления образованием муниципального района (городского округа) должен до начала процесса установки обозначенного выше оборудования для дистанционного обучения проинформировать администрацию каждого образовательного учреждения, включенного в Мероприятие, о количестве поступающих в оперативное управление комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов и примерных сроках их поставок.
С целью обеспечения оптимальных сроков передачи оборудования для дистанционного обучения детей-инвалидов в собственность муниципальных районов (городских округов) края рекомендуется в каждом образовательном учреждении, участвующем в Мероприятии, определить ответственных за прием и эксплуатацию данного оборудования. Ответственные осуществляют контроль за установкой комплектов программно-технических средств на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников (с выездом на места проживания детей-инвалидов), фиксируют полноту комплектации установленного оборудования в соответствии со спецификацией, обозначенной в актах оказанных услуг по передаче, установке и пуско-наладке комплектов программно-технических средств, предоставленных организацией, исполняющей соответствующие виды работ.
Далее комплекты оборудования передаются детям-инвалидам на договорной основе во временное безвозмездное пользование (так как комплекты передаются несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)) - приложение 3. При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или до наступления иных обстоятельств (смены формы обучения на классно-урочную, переезда в другой регион и др.). Подобный порядок предоставления оборудования для дистанционного образования детей-инвалидов является действительным до поступления иных рекомендаций.
Всем участникам образовательного процесса, на рабочие места которых устанавливаются комплекты программно-технических средств, будет предоставлена возможность получения необходимых консультаций по вопросам работоспособности таких комплектов по телефону. Номер телефона указывается исполнителями работ по установке комплектов программно-технических средств.
4. Подключение рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к сети Интернет
Рабочие места детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, обеспечиваются доступом к образовательным ресурсам и информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Доступ детей-инвалидов, педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов к информационным сервисам сети "Интернет" организуется в соответствии с Требованиями к оснащению рабочих мест.
В соответствии с данными Требованиями, предусматривается обеспечение доступа до ресурсов центров дистанционного образования с использованием установленных программно-технических средств для детей-инвалидов и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с, для детей-инвалидов и педагогических работников, проживающих в труднодоступных районах, подключаемых к сети "Интернет" с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с. При обеспечении доступа детей-инвалидов к ресурсам сети "Интернет" должна быть обеспечена контент-фильтрация, обеспечивающая защиту детей-инвалидов от доступа к Интернет-сайтам, содержащим материалы, несовместимые с целями обучения и воспитания.
Всем участникам образовательного процесса, рабочие места которых подключаются к сети "Интернет", будет предоставлена возможность получения необходимых консультаций по вопросам доступа к сети "Интернет" по телефону. Номер телефона указывается исполнителями работ по подключению рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, к сети Интернет.
Необходимо учитывать, что часть детей-инвалидов проживает в труднодоступной местности, в которой отсутствует необходимая телекоммуникационная структура, вследствие чего подключение к сети "Интернет" может занять достаточно продолжительное время.
III. Участники образовательного процесса
1. Обучающиеся
Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.).
На текущей стадии реализации Мероприятия представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных нарушений развития.
При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с нарушениями интеллектуального развития, а также детей со сложным дефектом.
Включение детей-инвалидов в число участников Мероприятия осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей. Рекомендации о целесообразности использования данной формы обучения при работе с конкретным ребенком-инвалидом могут содержаться в соответствующих заключениях психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой учреждением медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов).
Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.
2. Учителя
Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечивается предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) по указанной тематике (в очной и дистанционной формах).
Консультативно-методическая поддержка учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, оказывается методистами Центра дистанционного образования детей-инвалидов (см. пункт 4 раздела III настоящих рекомендаций).
3. Родители детей-инвалидов
Для обеспечения подготовки родителей детей-инвалидов к практическому этапу организации дистанционного образования детей-инвалидов проводится обучение родителей детей-инвалидов по вопросам поддержки дистанционного обучения их детей, проводимое в очной и дистанционной формах, в общем объеме не менее 24 часов.
4. Центр дистанционного образования детей-инвалидов
В соответствии с приказом Министерства образования Пермского края от 01.11.2010 N СЭД-26-01-04-322 "О создании Центра дистанционного образования детей-инвалидов" Центр дистанционного образования детей-инвалидов создан и функционирует на базе ГКБ(С)КОУ "Школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2 вида" г. Пермь, ул. Казахская, 71, 8 (342) 262-83-44.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов выполняет следующие функции:
- организационную (ведение учета детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционной форме обучения и уже обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий; ведение учета педагогов, обеспечивающих услугу дистанционного образования детей-инвалидов в муниципальных районах (городских округах) Пермского края; ведение учета образовательных учреждений, в которых установлены (должны быть установлены) рабочие места для педагогов, взаимодействие с ответственными специалистами органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) Пермского края, выполняющих функцию координаторов реализации Мероприятия в своих территориях, в организации дистанционного обучения детей-инвалидов и подготовки к нему);
- техническую (техническая поддержка и консультирование всех участников Мероприятия);
- научно-методическую (организация обучения педагогических работников и родителей (законных представителей) детей-инвалидов; консультирование педагогических работников, родителей (законных представителей), детей по вопросам организации дистанционного образования (организационные, содержательные, технические аспекты); мониторинг образовательного процесса, анализ эффективности деятельности дистанционных педагогов).
IV. Организация образовательного процесса
1. Модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов
Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется на базе образовательных учреждений по месту жительства обучающихся. Обучение осуществляется учителями, состоящими в штате образовательных учреждений или работающими в них по совместительству. Центр дистанционного образования детей-инвалидов при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.
Дистанционное обучение детей-инвалидов может осуществляться и непосредственно Центром дистанционного образования детей-инвалидов или его филиалом. В этом случае обучающиеся зачисляются в Центр (филиал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.
2. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей- инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, рассматриваются нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии возможностей и соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).
Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей-инвалидов на дому учителем в рамках традиционной организации индивидуального обучения на дому. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3. Учебный процесс
Практика дистанционного обучения детей-инвалидов организуется с использованием ресурсов информационной образовательной среды (далее - ИОС), содержащей учебные материалы и цифровые образовательные ресурсы, разработанные на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках государственного образовательного стандарта, обеспечивающие подготовку учащихся по учебным предметам федерального базисного учебного плана с 1 по 11 класс и формирующие у учащихся учебные умения, навыки и способы деятельности в соответствии со стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Доступ к учебным материалам и цифровым образовательным ресурсам ИОС предоставляется участникам Мероприятия (педагогам и учащимся) в соответствии с государственным контрактом, заключенным Министерством образования Пермского края.
4. Техническое сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов
В период установки комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также до истечения гарантийного срока качества выполнения работ по установке программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов, составляющего 6 месяцев с момента окончания обозначенных работ, техническое сопровождение функционирования оборудования для дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется организацией, являющейся исполнителем работ по установке комплектов программно-технических средств (согласно Государственному контракту, заключенному с Министерством образования). Номер телефона для оказания технической поддержки указывается исполнителями работ при установке комплектов программно-технических средств,
В дальнейшем техническое обслуживание комплектов программно-технических средств, установленных у детей-инвалидов, а также в образовательных учреждениях муниципального района (городского округа) на рабочих местах педагогических работников обеспечивается за счет собственных средств образовательных учреждений, в оперативное управление которых переданы комплекты программно-технических средств.
Согласно Требованиям к оснащению рабочих мест, услуга по техническому обеспечению и обслуживанию комплектов программно-технических средств, установленных у детей-инвалидов, педагогических работников, а также в центрах дистанционного образования детей-инвалидов, должна предоставляться в соответствии со следующими требованиями:
- всем пользователям установленных комплектов программно-технических средств должна быть предоставлена возможность получения необходимых консультаций по вопросам их работоспособности на основе:
телефонного обращения без оплаты соединения в течение не менее 3 минут по наиболее часто задаваемым вопросам (при этом среднее время ожидания в очереди не должно превышать 20 секунд, должна быть обеспечена запись переговоров, а также возможность голосового сервиса самообслуживания);
обращения по единому адресу электронной почты при времени ожидания ответа на запрос, не превышающем 8 часов;
ответы на наиболее часто задаваемые вопросы должны быть опубликованы в сети "Интернет";
- в случае невозможности решения проблемы с использованием дистанционных форм взаимодействия посещение специалистом службы технической поддержки места установки комплекта программно-технических средств осуществляется в течение не более 3 рабочих дней с момента получения обращения или для труднодоступных районов - не более 7 дней;
- при невозможности устранения неполадки на месте установки комплекта программно-технических средств замена неисправного оборудования осуществляется в течение не более 7 рабочих дней с момента выявления неисправности или для труднодоступных районов - не более 14 дней;
- при замене оборудования по возможности обеспечивается восстановление и перенос личных данных пользователей;
- замена расходных материалов (картриджей и др.) осуществляется пользователем самостоятельно.
До истечения гарантийного срока обслуживания комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов поставщиком оборудования (24 месяца со дня поставки оборудования) ремонт и замену оборудования, дефектных деталей осуществляет поставщик оборудования в рамках государственного контракта, заключенного с Министерством образования Пермского края. Для организации гарантийного ремонта необходимо предоставить в Центр дистанционного образования детей-инвалидов дефектные детали оборудования и заявку на осуществление гарантийного ремонта.
Техническую поддержку (без выезда в территории) и консультирование всех участников Мероприятия, осуществляют также специалисты Центра дистанционного образования (см. пункт 4 раздела III настоящих рекомендаций). Техническая поддержка предоставляется по телефону 89124884896, а также по адресу электронной почты support@cdo-perm.ru.
Техническая поддержка по вопросам доступа к сети "Интернет" оказывается по телефону 88003005335.
Приложение 1
Памятка
ответственному специалисту органа управления образованием администрации муниципального района (городского округа) Пермского края, выполняющему функцию куратора реализации Мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" в своей территории
Куратор Мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (далее - Мероприятие) выполняет следующие функции:
- осуществление мониторинга потребности детей-инвалидов, проживающих в муниципальном районе (городском округе), в дистанционном образовании;
- ведение учета детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционной форме обучения и уже обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий (подготовка списков, анализ соответствия требованиям Мероприятия, контроль изменений);
- ведение учета педагогов, обучающих детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий в муниципальном районе (городском округе) Пермского края;
- ведение учета образовательных учреждений, в которых установлены (должны быть установлены) комплекты программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов;
- осуществление координации и контроля установки и подключения к сети "Интернет" комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов на рабочих местах детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;
- подготовку списков педагогов и родителей детей-инвалидов для направления на обучение по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов, организация и контроль прохождения педагогами курсов повышения квалификации по обозначенной проблематике;
- информирование администрации образовательных учреждений, родителей детей-инвалидов об условиях реализации Мероприятия (о содержании пп. 3, 4 раздела II, пп. 2, 3 раздела III, пп. 2, 4 раздела IV данных методических рекомендаций);
- ведение мониторинга реализации практического этапа дистанционного обучения детей-инвалидов;
- участие в работе семинаров, совещаний по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов, проводимых Министерством образования Пермского края, Центром дистанционного образования детей-инвалидов;
- взаимодействие со специалистами Министерства образования Пермского края, Центра дистанционного образования детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Важно:
- осуществлять тщательный отбор целевой группы обучающихся для включения в Мероприятие в соответствии с данными рекомендациями с целью предупреждения их систематических замен;
- осуществлять работу с родителями детей-инвалидов (непосредственно или через администрацию образовательных учреждений) для получения исчерпывающих точных знаний о месте проживания, состоянии здоровья каждого ребенка, наличии вероятности смены места жительства или образовательного учреждения с целью четкой организации процесса установки оборудования для дистанционного обучения и подключения к сети "Интернет";
- осуществлять работу с администрацией образовательных учреждений, включенных в Мероприятие, с целью полного информирования последних о цели, содержании, особенностях организации Мероприятия, оптимального отбора педагогов для дистанционного обучения;
- своевременно информировать ответственного специалиста Министерства образования Пермского края, Центр дистанционного образования детей-инвалидов о возникновении непредвиденных ситуаций, связанных с изменением места проживания или образовательного учреждения ребенком-инвалидом, являющимся участником мероприятия, о реализации мероприятий по установке комплектов программно-технических средств для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети "Интернет", а также о возникающих при этом проблемах.
Приложение 2
Формы
мониторинга потребности в дистанционном образовании детей-инвалидов и в подготовке педагогов
Наименование муниципального района (городского округа) __________________
Ответственный специалист управления образованием (координатор мероприятия
"Дистанционное образование детей-инвалидов" в районе):
Должность _______________________________________________________________
ФИО _____________________________________________________________________
Контактная информация ___________________________________________________
1. Сведения о детях-инвалидах, обучающихся на дому, предлагаемых для включения в проект "Дистанционное образование детей-инвалидов" в ... году
1.1. Сведения о детях-инвалидах, обучающихся на дому по образовательным программам начального общего образования (1-4 класс), в расчете на 1 сентября ... г.
N |
ФИО ребенка |
Школа, класс |
Программа |
Диагноз (заболевание) |
Особые требования к оборудованию (если есть) - указать цифрой: 1 - слабовидящий обучающийся, 2 - обучающийся с мышечной атрофией (миопатией), 3 - обучающийся с тяжелыми нарушениями функциональных возможностей рук (спастика, гиперкинезы). При отсутствии особых требований поставить прочерк. |
ФИО родителей, телефон (домашний, сотовый) |
Адрес проживания |
Факторы риска (если есть) - указать, какой (семья находится в СОП, удаленность места проживания, создающая сложности подключения к Интернет, временный характер инвалидности, временное (съемное) жилье, возможность переезда, другое) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Сведения о детях-инвалидах, обучающихся на дому по образовательным программам основного общего образования (5-9 класс), в расчете на 1 сентября ... г.
N |
ФИО ребенка |
Класс |
Программа (заболевание) |
Диагноз к оборудованию (указать цифрой: 1 - слабовидящий обучающийся, 2 - обучающийся с мышечной атрофией (миопатией), 3 - обучающийся с тяжелыми нарушениями функциональных возможностей рук (спастика, гиперкинезы). При отсутствии особых требований поставить прочерк. |
Особые требования |
ФИО родителей, телефон (домашний, сотовый) проживания |
Адрес |
Факторы риска (если есть) - указать, какой (семья находится в СОП, удаленность места проживания, создающая сложности подключения к Интернет, временный характер инвалидности, временное (съемное) жилье, возможность переезда, другое) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Сведения о детях-инвалидах, обучающихся на дому по образовательным программам среднего (полного) общего образования (только 10 класс), в расчете на 1 сентября ... г.
N |
ФИО ребенка |
Класс |
Программа |
Диагноз (заболевание) |
Особые требования к оборудованию (указать цифрой: 1 - слабовидящий обучающийся, 2 - обучающийся с мышечной атрофией (миопатией), 3 - обучающийся с тяжелыми нарушениями функциональных возможностей рук (спастика, гиперкинезы). При отсутствии особых требований поставить прочерк. |
ФИО родителей, телефон (домашний, сотовый) |
Адрес проживания |
Факторы риска (если есть) - указать, какой (семья находится в СОП, удаленность места проживания, создающая сложности подключения к Интернет, временный характер инвалидности, временное (съемное) жилье, возможность переезда, другое) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сведения о педагогах, обучающих детей-инвалидов, предлагаемых для включения в проект "Дистанционное образование детей-инвалидов" в ... году (указываются только педагоги, впервые вступающие в проект и ранее не проходившие курсы повышения квалификации по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов)
2.1. Сведения об учителях начальных классов
N |
ФИО учителя |
Наименование ОУ, в котором работает учитель |
Контактная информация |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
... |
|
|
|
2.2 Сведения об учителях 5-11 классов
N |
ФИО учителя |
Классы обучения |
Преподаваемый предмет |
Наименование ОУ, в котором работает учитель |
Контактная информация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
3. Сведения об образовательных учреждениях, в которых обучаются дети-инвалиды, предлагаемые для включения в проект "Дистанционное образование детей-инвалидов" в ... году
N |
Наименование учреждения |
ФИО директора |
Адрес образовательного учреждения |
Контактная информация |
1 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Приложение 3
Договор N
безвозмездного пользования
г. Пермь "___" ____________________ 20___
_________________________________________________________________________
________________________________ (далее - учреждение), в лице директора
_______________________________________________________ (Ф.И.О.
директора), действующего на основании Устава, одной стороны и
_______________________________________________________ (Ф.И.О. одного
из родителей/законных представителей учащегося) ___________________ года
рождения, паспорт серия _________________ N ______________, выдан
__________________________________________________ от
__________________, именуемый(ая) в дальнейшем "Законный представитель"
_________________________ (Ф.И.О. учащегося), именуемого(ой) в
дальнейшем "Учащийся", с другой стороны, заключили настоящий договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
Учреждение передает в безвозмездное временное пользование Законному представителю оборудование и соответствующее программное обеспечение (далее - Оборудование), а Законный представитель принимает на себя обязательства по безвозмездному использованию Оборудования в образовательных целях, его ответственному хранению и обязуется вернуть его в том же состоянии, в котором получил Оборудование, с учетом нормального износа.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Права и обязанности Учреждения
2.1.1. Учреждение передает Оборудование со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами Законному представителю по настоящему договору в соответствии со спецификацией оборудования (Приложение). Оборудование предоставляется Законному представителю после проверки его исправности, проведенной в присутствии Законного представителя. Акт проверки исправности оборудования заверяется подписями со стороны Законного представителя и уполномоченного работника учреждения
2.1.2. Учреждение может осуществлять дистанционную и/или выездную проверку наличия Оборудования, его исправности и эксплуатации не реже 1 раза в 2 месяца.
2.1.3. Учреждение осуществляет обновление и амортизацию Оборудования.
2.1.4. В случае обнаружения нецелевого использования Оборудования, Учреждение имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и изъять Оборудование.
2.1.5. При возврате Оборудования производится проверка его исправности и соответствия спецификации (Приложение). Акт проверки исправности и соответствия оборудования заверяется подписями со стороны Законного представителя и технического работника учреждения.
2.2. Права и обязанности Законного представителя и Пользователя
2.2.1. Законный представитель обязан ежегодно представлять в Учреждение документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для заключения настоящего Договора.
2.2.2. Законный представитель обязан обеспечить свободный доступ в помещение, где будет установлено Оборудование, уполномоченным сотрудникам для проведения пуско-наладочных работ, в соответствии с взаимно согласованным графиком.
2.2.3. Законный представитель обязан обеспечить свободный доступ уполномоченных сотрудников в помещение, в котором установлено Оборудование, для проведения сервисного обслуживания, проверки наличия и состояния Оборудования, а также контроля эксплуатации и целевого использования Оборудования.
2.2.4. Законный представитель не вправе предоставлять Оборудование в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам, отдавать Оборудование в залог.
2.2.5. Законный представитель обязан использовать оборудование в образовательных целях для получения дистанционного образования.
2.2.6. Законный представитель обязан поддерживать Оборудование в исправном состоянии.
2.2.7. Законный представитель возмещает Учреждению убытки, в случае если они возникли вследствие виновных действий или бездействий Законного представителя или Учащегося.
3. Риск случайной гибели оборудования или случайного повреждения оборудования
3.1. Законный представитель несет ответственность за риск случайной гибели или случайного повреждения полученного в безвозмездное пользование Оборудования, если Оборудование погибло или было испорчено в связи с тем, что он (Законный представитель или Пользователь) использовал его не в соответствии с договором или назначением Оборудования, либо передал ее третьему лицу, либо не обеспечил бережного отношения и не предпринял мер для обеспечения его надлежащей сохранности.
3.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить, подтвержденных соответствующими документами уполномоченных органов.
4. Срок действия договора
4.1. Оборудование предоставляется на один учебный год, на срок с "__" __________________ года до "__" __________________ года.
4.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение срока, указанного в п. 4.1. настоящего Договора.
5. Изменение и прекращение договора
5.1. Обязательства по настоящему договору прекращаются по истечении срока действия договора.
5.2. Договор может быть изменен или досрочно расторгнут по письменному соглашению сторон.
5.3. Договор может быть изменен или его действие прекращено в иных случаях, предусмотренных законодательством или настоящим Договором.
5.4. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не имеющим своего разрешения по тексту настоящего договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
5.5. При не урегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством, по месту нахождения Учреждения.
6. Адреса и реквизиты сторон
Приложение: Спецификация оборудования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Пермского края от 21 декабря 2011 г. N СЭД-26-01-04-470 "Об утверждении методических рекомендаций по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Пермском крае в 2011-2012 гг."
Текст приказа официально опубликован не был