Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 25 июля 2013 г. N 669 приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к решению
Думы Добрянского
городского поселения
от 14 марта 2006 г. N 81
Положение
о территориальном общественном самоуправлении на территории Добрянского городского поселения
25 июля 2013 г., 25 сентября 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Добрянского городского поселения и определяет порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
1.2. Территориальное общественное самоуправление в Добрянском городском поселении - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Добрянского городского поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.3. Территориальное общественное самоуправление является формой непосредственного решения гражданами вопросов местного значения на территории Добрянского городского поселения.
1.4. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
2. Правовая основа осуществления территориального общественного самоуправления
2.1. Территориальное общественное самоуправление на территории Добрянского городского поселения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Пермского края, Уставом Добрянского городского поселения, нормативно-правовыми актами Думы Добрянского городского поселения и настоящим положением.
2.2. Защита законных прав и интересов органов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Органы местного самоуправления Добрянского городского поселения обеспечивают необходимые правовые условия для осуществления деятельности территориального общественного самоуправления.
3. Принципы территориального общественного самоуправления
3.1. Осуществление территориального общественного самоуправления на территории Добрянского городского поселения основывается на принципах:
1) законности;
2) гласности и учета общественного мнения, учета и реализации воли населения;
3) соблюдения прав и законных интересов жителей;
4) самостоятельности и ответственности в осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения;
5) свободного волеизъявления граждан;
6) выборности и подотчетности населению органов территориального общественного самоуправления;
7) сочетания интересов населения части Добрянского городского поселения с интересами населения всего Добрянского городского поселения;
8) свободы выбора организационных форм и структуры территориального общественного самоуправления;
9) единства общественных начал и профессионализма в работе органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления;
10) участия населения и их объединений в выработке и реализации решений, рекомендаций, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;
11) содействия со стороны органов местного самоуправления Добрянского городского поселения в осуществлении территориального общественного самоуправления;
12) взаимодействия территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций.
4. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении
4.1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Добрянского городского поселения, имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
4.2. Правом на участие в органах территориального общественного самоуправления обладают граждане Российской Федерации, достигшие шестнадцатилетнего возраста и постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей территории Добрянского городского поселения, если иное не установлено действующим законодательством.
4.3. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Добрянского городского поселения, имеют право:
1) учреждать органы территориального общественного самоуправления;
2) участвовать в решении вопросов местного значения, отнесенных к ведению территориального общественного самоуправления, посредством участия в собраниях и конференциях граждан, иных формах непосредственной демократии;
3) избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления;
4) обращаться в органы территориального общественного самоуправления с предложениями, жалобами, заявлениями, а также запросами о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
4.4. Граждане, не проживающие на соответствующей территории Добрянского городского поселения, но имеющие на этой территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса.
4.5. Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными и имеющие не снятую судимость.
4.6. Органы территориального общественного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину, проживающему на территории, возможность ознакомления с документами и материалами, а также возможность получения иной полной и достоверной информации о своей деятельности.
4.7. Вопросы, затрагивающие интересы территориального общественного самоуправления, решаются органами самоуправления Добрянского городского поселения с участием (по согласованию) представителей территориального общественного самоуправления.
4.8. Жители имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, получать полную и достоверную информацию об их деятельности.
4.9. Органы местного самоуправления обязаны содействовать и не препятствовать жителям в осуществлении ими полномочий территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям законодательства.
4.10. Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими территориального общественного самоуправления обеспечивается в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Система территориального общественного самоуправления
5.1. Система территориального общественного самоуправления поселения состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение находящихся в ведении территориального общественного самоуправления вопросов.
5.2. Структура, наименование и порядок избрания (формирования) органов, выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.
5.3. Система территориального общественного самоуправления Добрянского городского поселения включает в себя:
1) собрания и конференции граждан;
2) советы (микрорайона), комитеты (уличные, квартальные) и иные органы территориального общественного самоуправления;
3) выборные лица территориального общественного самоуправления (старшие по улице, старшие по кварталу, дому, старосты сельских населенных пунктов).
6. Границы осуществления территориального общественного самоуправления
6.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в пределах следующих территорий проживания граждан: группа жилых домов, квартал, группа кварталов, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и иные территории проживания граждан.
6.2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждаются Думой Добрянского городского поселения по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, в порядке, установленном разделом 9 настоящего Положения.
6.3. Для создания территориального общественного самоуправления на определенной территории обязательны следующие условия:
1) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории муниципального образования "Добрянское городское поселение Добрянского муниципального района";
2) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, как правило, должна составлять единую территорию;
3) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может входить в состав другой аналогичной территории.
6.4. Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
7. Порядок создания территориального общественного самоуправления
7.1. Территориальное общественное самоуправление создаётся по инициативе граждан, проживающих на определённой части территории Добрянского городского поселения.
7.2. В целях учреждения территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на соответствующей территории, образуют инициативную группу граждан в количестве не менее трех человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории и обладающих правом участвовать в собрании (конференции), которая утверждает организационный комитет по учреждению территориального общественного самоуправления (далее - организационный комитет).
7.3. В организационный комитет могут входить представители инициативной группы жителей соответствующей территории, представители органов местного самоуправления Добрянского городского поселения.
7.4. Организационный комитет на своем первом заседании большинством голосов членов инициативной группы избирает председателя, который от имени жителей обращается в администрацию Добрянского городского поселения об оказании содействия в определении границ территориального общественного самоуправления и об учреждении территориального общественного самоуправления.
7.5. Организационный комитет действует до момента избрания органов территориального общественного самоуправления.
7.6. В обязанности организационного комитета входит:
- подготовка проекта устава территориального общественного самоуправления;
- подготовка проекта границ территориального общественного самоуправления;
- подготовка проекта регламента общего собрания по выборам территориального общественного самоуправления или проекта регламента общих собраний по выборам делегатов конференции;
- установление численности граждан, проживающих на данной территории;
- установление сроков, подготовка и проведение общего собрания (конференции) граждан.
7.7. Организационный комитет принимает решение о проведении учредительного собрания (конференции), в случае проведения конференции определяет норму представительства и порядок избрания делегатов конференции. После принятия указанных решений организационный комитет информирует об этом администрацию Добрянского городского поселения, обращается в администрацию Добрянского городского поселения с предложением об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.
7.8. Заседания организационного комитета проводятся открыто и гласно, решения принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом.
7.9. Решение о проведении собрания или конференции граждан (собрание делегатов) по образованию территориального общественного самоуправления принимается в зависимости от числа жителей, проживающих на территории создаваемого общественного самоуправления. При численности жителей, проживающих на указной территории, менее 500 человек проводится собрание граждан, более 500 человек - конференция граждан (собрание делегатов).
7.10. Рекомендуемые нормы представительства по выборам делегатов на конференцию граждан (собрание делегатов) при количестве проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления составляет:
- от 500 до 2000 человек - 1 делегат от 50 граждан;
- от 2000 до 3000 человек - 1 делегат от 80 граждан;
- от 3000 до 5000 человек - 1 делегат от 120 граждан;
- свыше 5000 человек - 1 делегат от 200 граждан;
- в случае создания территориально общественного самоуправления на территории малоэтажной индивидуальной застройки норма представительства по выборам делегатов на конференцию граждан (собрание делегатов) должна составлять 1 делегат не менее чем от 10 и не более чем от 30 домовладений.
8. Полномочия территориального общественного самоуправления
8.1. В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, территориальное общественное самоуправление вправе:
1) разрабатывать и принимать программы развития своей территории с учетом программ комплексного развития Добрянского городского поселения;
2) вносить в установленном порядке предложения в планы и программы экономического и социального развития территории Добрянского городского поселения;
3) проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;
4) совместно с органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;
5) оказывать содействие органам охраны общественного порядка, получать необходимую для своей работы информацию у представителей органов общественного порядка, организовывать участие населения в охране общественного порядка;
6) участвовать в общественном контроле;
7) вносить предложения по переименованию улиц и площадей, объявлению памятниками истории, культуры объектов, находящихся на территории общественного самоуправления;
8) принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;
9) организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;
10) принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;
11) содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;
12) организовывать общественные работы на территории, включая оплачиваемые, в пределах средств, находящихся в распоряжении органов территориального общественного самоуправления;
13) вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан, совершивших административные правонарушения;
14) вносить предложения органам местного самоуправления Добрянского городского поселения по вопросам деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы отдельных специалистов в сферах торговли, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения территории;
15) вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;
16) вносить предложения в органы местного самоуправления Добрянского городского поселения по созданию комиссий для изучения состояния дел по различным вопросам жизнедеятельности территории;
17) направлять в органы местного самоуправления Добрянского городского поселения обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;
18) выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Добрянского городского поселения или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;
19) выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;
20) осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории в соответствии с целями, предусмотренными Уставом органа территориального общественного самоуправления;
21) осуществлять другие инициативы, затрагивающие интересы населения, не противоречащие законодательству и предусмотренные уставом территориального общественного самоуправления;
22) создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления своих уставных целей;
23) вносить в органы местного самоуправления Добрянского городского поселения проекты нормативных правовых актов;
24) осуществлять общественный контроль за использованием муниципальной собственности, содержанием жилищного фонда и качеством санитарной уборки территории;
25) защищать права и законные интересы жителей соответствующей территории;
26) привлекать на добровольной основе средства жителей, организации для развития социальной инфраструктуры территории;
27) организовывать акции милосердия и благотворительности, оказывать содействие в проведении таких акций благотворительным фондам, гражданам и их объединениями, вправе участвовать в распределении гуманитарной помощи;
28) организовывать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества, спортивные кружки, вести воспитательную работу среди детей и подростков, оказывать помощь инвалидам, престарелым, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям;
29) осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.
8.2. Органы местного самоуправления вправе наделять территориальное общественное самоуправление отдельными полномочиями по решению вопросов местного значения, определять сферы совместного ведения, круг вопросов, для решения которых требуется согласие территориального общественного самоуправления.
8.3. Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, имеет право также на:
1) создание объектов коммунально-бытового назначения на территории территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, юридических и физических лиц;
2) осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах территориального общественного самоуправления;
3) определение в соответствии со своим уставом штата и порядка оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;
4) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, Уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
9. Установление границ территориального общественного самоуправления
9.1. Границы территориального общественного самоуправления устанавливаются решением Думы Добрянского городского поселения.
9.2. Для утверждения границ территориального общественного самоуправления организационный комитет направляет в администрацию Добрянского городского поселения следующие документы:
1) заявление по форме, установленной органом местного самоуправления, подписанное председателем организационного комитета органа;
2) протокол первого организационного заседания;
3) список членов организационного комитета с указанием даты рождения, паспортных данных и места жительства каждого;
4) план-схема территории с описанием границ территориального общественного самоуправления.
9.3. Администрация Добрянского городского поселения в течение месяца проверяет полноту и правильность представленных документов и вносит на рассмотрение в Думу Добрянского городского поселения проект решения об установлении границ территориального общественного самоуправления.
9.4. Дума Добрянского городского поселения в течение месяца со дня внесения проекта решения администрацией Добрянского городского поселения устанавливает границы территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.
9.5. Решение Думы Добрянского городского поселения о границах территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, подлежит обязательному официальному опубликованию.
9.6. Споры, возникшие в связи с определением границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление, разрешаются организационным комитетом либо, в случае невозможности урегулирования споров, в судебном порядке.
9.7. После установления границ соответствующей территории организационный комитет не позднее, чем за 10 дней извещает граждан, проживающих на этой территории, органы местного самоуправления Добрянского городского поселения о дате, месте, времени проведения учредительного собрания (конференции).
10. Устав территориального общественного самоуправления
10.1. Устав территориального общественного самоуправления является основным учредительным документом территориального общественного самоуправления, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участие граждан в решении вопросов местного значения.
Устав территориального общественного самоуправления должен соответствовать законодательству Российской Федерации, законодательству Пермского края, Уставу Добрянского городского поселения, настоящему Положению.
Устав принимается на собрании или конференции граждан (собрании делегатов) не менее чем двумя третями голосов участников собрания или конференции граждан (собрания делегатов).
10.2. В Уставе территориального общественного самоуправлении устанавливаются:
- территория, на которой оно осуществляется;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности территориального общественного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством (приложение 1).
10.3. Муниципальные правовые акты Добрянского городского поселения не могут устанавливать дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления.
10.4. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
11. Порядок представления уставов территориального общественного самоуправления без образования юридического лица на регистрацию
11.1. Устав территориального общественного самоуправления представляется органом территориального общественного самоуправления в администрацию Добрянского городского поселения в течение 10 дней со дня его принятия.
11.2. Для регистрации устава территориального общественного самоуправления представляются в двух экземплярах следующие документы:
11.2.1. устав территориального общественного самоуправления, в котором устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок пользования, распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления;
11.2.2. протокол собрания, конференции граждан, на которых был принят устав территориального общественного самоуправления.
Устав территориального общественного самоуправления представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью администрации Добрянского городского поселения.
11.3. Для регистрации изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления в порядке, предусмотренном п. 11.1 и п. 11.2 настоящего раздела, в администрацию Добрянского городского поселения представляются в 2 экземплярах:
1) новая редакция положений устава территориального общественного самоуправления с внесенными в них изменениями;
2) протокол собрания, конференции граждан, на которых было принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления.
11.4. Все вышеуказанные документы для регистрации устава представляются с сопроводительным письмом, оформленным надлежащим образом.
12. Порядок проведения регистрации устава территориального общественного самоуправления
12.1. Регистрация уставов территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в них осуществляется на основании решения Думы Добрянского городского поселения.
12.2. Администрация Добрянского городского поселения в течение 15 дней со дня получения устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в устав осуществляет:
1) проверку соответствия устава территориального общественного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пермского края, Уставу Добрянского городского поселения, решениям Думы Добрянского городского поселения;
2) проверку соблюдения установленного порядка принятия устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в него;
3) проверяет полноту наличия представленных на регистрацию документов;
4) при необходимости запрашивает дополнительную информацию;
Решением Думы Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 25 сентября 2014 г. N 159 подпункт 5 изложен в новой редакции
5) дает заключение о возможности проведения регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в него и направляет устав в Думу Добрянского городского поселения с поступившими для регистрации документами.
12.3. Дума Добрянского городского поселения по результатам рассмотрения заключения принимает соответствующее решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в устав.
Решением Думы Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 25 сентября 2014 г. N 159 пункт 12.4 изложен в новой редакции
12.4. Администрация Добрянского городского поселения в течение пяти дней со дня принятия решения Думы Добрянского городского поселения вносит сведения в единый реестр уставов территориального самоуправления.
12.5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава.
12.6. На титульном листе каждого из двух экземпляров устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в устав в правом верхнем углу делается отметка о регистрации по следующей форме:
Зарегистрирован
решением Думы
Добрянского городского поселения
от ________________ N ______
12.7. Датой регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в него считается день принятия решения Думы Добрянского городского поселения о их регистрации.
12.8. Регистрация устава территориального общественного самоуправления удостоверяется свидетельством о регистрации.
12.9. Зарегистрированный устав территориального общественного самоуправления в 10-дневный срок со дня принятия решения о регистрации устава территориального общественного самоуправления направляется органу территориального общественного самоуправления с приложением следующих документов:
1) решением Думы Добрянского городского поселения о регистрации устава территориального общественного самоуправления;
2) исключен;
См. текст подпункта 2
3) свидетельство о регистрации устава.
12.10. Регистрация изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12.1, 12.3, 12.4 настоящего раздела.
При регистрации изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления органу территориального общественного самоуправления выдаются следующие документы:
1) решение Думы Добрянского городского поселения о регистрации изменений и (или) дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
2) зарегистрированная новая редакция положений устава территориального общественного самоуправления с внесенными в него изменениями и (или) дополнениями.
12.11. В случае если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава территориального общественного самоуправления или решения о внесении изменений и (или) дополнений в него Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Пермского края, Уставу Добрянского городского поселения, решениям Думы Добрянского городского поселения, Дума Добрянского городского поселения принимает решение об отказе в его регистрации.
Решение об отказе в регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений в него в 10-дневный срок передается или направляется в орган территориального общественного самоуправления.
12.12. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений к нему не является препятствием для повторного представления устава, изменений и (или) дополнений к нему для регистрации после устранения указанных в решении нарушений.
12.13. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления, изменений и (или) дополнений к нему может быть обжалован в суде.
12.14. Территориальное общественное самоуправление с образованием юридического лица подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном действующим законодательством.
13. Собрания (конференции) граждан
13.1. Собрание, конференция граждан являются высшими органами территориального общественного самоуправления.
13.2. Собрание по вопросам создания (учреждения) и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция по вопросам создания (учреждения) и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан-делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
13.3. Участники собрания (конференции) избирают из своего состава председательствующего, секретаря и контрольно-счетную комиссию по подсчету голосов не менее трех человек.
13.4. Собрание (конференция) по вопросам создания (учреждения) территориального общественного самоуправления рассматривает вопросы:
1) об утверждении устава с указанием границ территориального общественного самоуправления;
2) о создании территориального общественного самоуправления;
3) об избрании органов территориального общественного самоуправления с указанием срока их полномочий;
4) о полномочиях председателя органа территориального общественного самоуправления (далее - Председатель).
13.5. В ходе собрания (конференции) ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем. К протоколу прилагается список участников собрания (делегатов конференции). Протокол хранится в соответствующем территориальном общественном самоуправлении.
13.6. Представители органов местного самоуправления Добрянского городского поселения вправе участвовать в собрании (конференции) по вопросам создания (учреждения) территориального общественного самоуправления с правом совещательного голоса, а также входить в состав контрольно-счетной комиссии.
14. Порядок подготовки к проведению собраний (конференций) граждан
14.1. Собрание (конференция) жителей соответствующего территориального общественного самоуправления созывается органом территориального общественного самоуправления.
Инициатива созыва собрания (конференции) жителей может исходить от органа территориального общественного самоуправления, главы городского поселения - главы администрации Добрянского городского поселения, депутата Думы Добрянского городского поселения, избранного по избирательному округу, в границах которого осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также от жителей соответствующей территории в количестве не менее пяти процентов от общего количества жителей, проживающих на территории осуществления территориального общественного самоуправления и достигших шестнадцатилетнего возраста.
Орган территориального общественного самоуправления обязан рассмотреть поступившую инициативу в течение 10 календарных дней с даты получения и принять решение о проведении собрания или конференции жителей или об отказе в их проведении. Решение об отказе в проведении общего собрания или конференции может быть принято только в случае, если ни один из вопросов, предлагаемых к обсуждению, не относится к компетенции собрания (конференции).
Собрание, конференция жителей должны быть проведены не позднее 30 календарных дней с момента принятия решения о созыве собрания (конференции).
Орган или лицо, созывающие собрание, конференцию жителей, письменно, в срок не позднее 10 календарных дней до конференции уведомляет главу городского поселения, депутата Думы Добрянского городского поселения, избранного по избирательному округу, в границах которого осуществляется территориальное общественное самоуправление. Указанная информация о дате, месте и времени проведения собрания, конференции жителей доводится до жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
В случае, если орган территориального общественного самоуправления в установленном порядке не сформирован, или его полномочия истекли, или в указанный срок орган территориального общественного самоуправления не принял решения по поступившей инициативе, в том числе из-за отсутствия кворума, то решение о созыве собрания (конференции) жителей соответствующей территории осуществления территориального общественного самоуправления принимается главой городского поселения - главой администрации Добрянского городского поселения.
14.2. В собрании жителей территориального общественного самоуправления вправе принимать участие все жители территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Собрание жителей правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
В конференции (собрании делегатов) жителей территориального общественного самоуправления правом решающего голоса обладают делегаты, избранные жителями территориального общественного самоуправления. Конференция жителей правомочна при участии в ее работе не менее двух третей избранных на собраниях жителей делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
14.3. Делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц, микрорайонов и избираются на соответствующих собраниях жителей. При отсутствии кворума допускается избрание делегатов по результатам сбора подписей жителей. При принятии решения путем сбора подписей формулировки вопросов, период сбора подписей утверждаются собранием инициативной группы, органом территориального общественного самоуправления, оформляются протоколом. При этом жители должны быть проинформированы о данном собрании, его результатах и им должна быть предоставлена возможность участия в этом собрании.
Орган, лицо, инициативная группа, инициировавшие проведение собрания по выдвижению делегатов, могут назначать ответственных за проведение данного собрания. При наличии и в случае его согласия ответственным за проведение данного собрания может быть назначено выборное лицо территориального общественного самоуправления соответствующего микрорайона, квартала, улицы, подъезда, дома, двора. В случае назначения конференции главой городского поселения - главой администрации Добрянского городского поселения глава городского поселения - глава администрации Добрянского городского поселения поручает проведение собраний жителей по выдвижению делегатов на конференцию и проведение конференции в установленном порядке лицу, проживающему в границах территории осуществления территориального общественного самоуправления, или иному гражданину.
Протокол данного собрания хранится в органе территориального общественного самоуправления.
Делегаты для участия в работе конференции выдвигаются от жителей подъездов, домов, дворов, кварталов, улиц, микрорайонов и избираются на соответствующих собраниях. При невозможности проведения собрания - по результатам сбора подписей граждан.
Глава городского поселения вправе направить своего наблюдателя за процедурой выборов делегатов.
14.4. Собрание жителей по выдвижению делегатов для участия в конференции правомочно (имеет кворум), если в нем принимает участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Избранным делегатом для участия в конференции считается кандидат, который получил наибольшее число голосов жителей, принявших участие в собрании.
При выдвижении делегатов (по результатам сбора подписей в поддержку кандидатов в делегаты) избранным делегатом считается кандидат, в поддержку которого подано более 1/3 голосов от числа жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в собрании по выдвижению делегатов.
14.5. Срок полномочий делегатов конференции должен соответствовать сроку полномочий членов совета территориального общественного самоуправления.
14.6. Орган или лицо, инициативная группа, созывающие собрание, конференцию жителей, обязаны оповестить жителей о дате, месте и времени проведения собрания, конференции жителей и предлагаемой повестке дня собрания, конференции.
14.7. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан определяется уставом территориального общественного самоуправления.
14.8. Орган территориального общественного самоуправления в течение месяца доводит до сведения жителей соответствующей территории информацию о принятых на собрании (конференции) решениях.
15. Вопросы, относящиеся к компетенции собрания (конференции) граждан
15.1. Компетенция собрания (конференции) граждан определяется уставом территориального общественного самоуправления.
К исключительной компетенции собрания (конференции) граждан может относиться:
1) принятие решения о создании, прекращении деятельности территориального общественного самоуправления;
2) образование и досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления; определение структуры и численного состава органов территориального общественного самоуправления;
3) утверждение устава и внесение в него изменений;
4) утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории, определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об их исполнении;
6) принятие решений о сборе добровольных взносов граждан на конкретные цели улучшения социального и коммунально-бытового обслуживания населения, а также на цели выполнения программ социально-экономического развития территории;
7) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
8) избрание ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления.
15.2. Собрания (конференции) граждан вправе решать и другие вопросы, относящиеся к предметам ведения территориального общественного самоуправления, если решение этих вопросов не отнесено уставом территориального общественного самоуправления к компетенции иных органов территориального общественного самоуправления.
16. Органы территориального общественного самоуправления
16.1. Органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты и иные) - постоянно действующие исполнительные органы территориального общественного самоуправления, избираемые на собрании (конференции) жителей, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, в пределах таких территорий, как микрорайон, группа жилых домов.
Собрание (конференция) жителей избирает членов органов территориального общественного самоуправления населения в количестве не менее 3 человек, получив предварительно их согласие.
16.2. Орган территориального общественного самоуправления подотчетен собранию или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и отчитывается на собрании или конференции граждан не реже одного раза в год. Срок полномочий органа определяется уставом территориального общественного самоуправления, но не может быть более 5 лет.
В случае если ежегодная конференция не проведена в течение месяца по истечении календарного года с момента предыдущей конференции, глава городского поселения назначает срок и место проведения конференции, определяет ответственных за ее подготовку и проведение.
Досрочное прекращение полномочий членов, изменение состава органов осуществляется по решению собрания (конференции) жителей, принимаемому простым большинством голосов от общего числа присутствующих. Прекращение полномочий по собственному желанию утверждается решением органа территориального общественного самоуправления.
16.3. В состав органа территориального общественного самоуправления избираются граждане, постоянно или преимущественно проживающие в границах его территории и достигшие шестнадцатилетнего возраста, представители общественных объединений, некоммерческих организаций, действующих на соответствующей территории, и иные лица.
Избранными в состав органа территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов на собрании или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.
16.4. Полномочия органа территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.
В пределах полномочий, определенных уставом территориального общественного самоуправления, орган территориального общественного самоуправления имеет право:
представлять интересы территориального общественного самоуправления, в том числе в органах местного самоуправления, по вопросам, затрагивающим интересы граждан, проживающих на соответствующей территории;
созывать собрания или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и содействовать гражданам в реализации их прав на другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
утверждать регламент работы органа территориального общественного самоуправления, положение о контрольно-ревизионной комиссии;
избирать Председателя в случае, если он в соответствии с уставом не был избран на собрании или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
избирать по предложению Председателя заместителя председателя органа территориального общественного самоуправления из числа его членов;
определять штаты и порядок оплаты труда Председателя, заместителя Председателя органа и работников территориального общественного самоуправления с последующим утверждением их на собрании или конференции граждан;
от имени территориального общественного самоуправления выполнять функции по управлению имуществом территориального общественного самоуправления;
от имени территориального общественного самоуправления открывать счета в банке, подписывать финансовые документы;
принимать решения по осуществлению территориального общественного самоуправления в социальной сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства, деятельности правоохранительной направленности;
привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местных инициатив, объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических и физических лиц для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового обслуживания и социально-культурного назначения, организации мест отдыха, финансирования целевых социальных программ, благоустройства, озеленения территорий, строительства детских, спортивных и иных площадок, вывоза мусора, ремонта объектов инфраструктуры, дорог и тротуаров и других целей;
принимать участие в контроле за использованием финансовых средств, выделенных органами местного самоуправления на содержание и развитие территории;
от имени территориального общественного самоуправления выполнять функции учредителя организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;
организовывать благотворительную деятельность, в том числе оказывать помощь инвалидам, престарелым, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, гражданам, находящимся в зоне риска или попавшим в трудную жизненную ситуацию;
реализовывать другие полномочия территориального общественного самоуправления, не противоречащие действующему законодательству.
16.5. Заседания органа территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины членов органа. Решения принимаются простым большинством голосов от числа избранных членов органа территориального общественного самоуправления. Решения, принятые в пределах полномочий органа территориального общественного самоуправления, являются обязательными для всех граждан, постоянно или временно проживающих на его территории.
16.6. Член органа территориального общественного самоуправления может быть выведен из его состава по собственному желанию (письменному заявлению), решением собрания или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Орган территориального общественного самоуправления вправе вместо выбывшего ввести в свой состав другого гражданина на очередном собрании или конференции граждан.
16.7. Работой органа территориального общественного самоуправления руководит Председатель, который входит в состав органа территориального общественного самоуправления. Председатель избирается членами органа территориального общественного самоуправления из их числа простым большинством голосов или, если это предусмотрено уставом территориального общественного самоуправления, на собрании (конференции) жителей простым большинством голосов участников собрания (делегатов конференции).
Председатель - выборное лицо территориального общественного самоуправления, которое осуществляет общее руководство деятельностью органа территориального общественного самоуправления.
Председатель, а в случае его отсутствия (болезни, отпуска) - заместитель Председателя:
ведет собрание или конференцию граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и заседания органа территориального общественного самоуправления,
организует и контролирует выполнение решений и поручений собрания или конференции граждан, органа территориального общественного самоуправления,
осуществляет прием и увольнение по трудовым договорам,
открывает в банке расчетный счет и другие счета,
распоряжается финансовыми средствами территориального общественного самоуправления согласно финансовому плану, решениям собрания или конференции граждан и органа территориального общественного самоуправления,
разрабатывает должностные инструкции,
заключает гражданско-правовые договоры с юридическими и физическими лицами,
представляет территориальное общественное самоуправление во взаимоотношениях с гражданами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими юридическими лицами,
информирует граждан, органы местного самоуправления, других юридических лиц о деятельности территориального общественного самоуправления;
организует прием граждан и юридических лиц,
отвечает за обеспечение учета и сохранности финансовых и архивных документов,
отвечает за сохранность печати, штампа, бланков и имущества территориального общественного самоуправления.
16.8. Председатель может быть освобожден от своих обязанностей по решению членов этого органа, принятому большинством в две трети голосов членов совета (комитета) от общего числа членов совета (комитета). Председатель совета (комитета), если это предусмотрено уставом органа территориального общественного самоуправления, может быть освобожден от своих обязанностей также и по решению собрания (конференции) жителей, принятому большинством голосов в две трети от числа жителей (делегатов конференции), участвующих в собрании (конференции).
Освобождение председателя органа территориального общественного самоуправления от должности может осуществляться в случаях:
вступления в силу обвинительного приговора суда,
признания судом его недееспособности,
неоднократного умышленного нарушения устава территориального общественного самоуправления,
неисполнения своих обязанностей без уважительных причин,
в случае выбытия на постоянное место жительства за пределы соответствующей территории,
в иных предусмотренных действующим законодательством случаях.
17. Выборные лица территориального общественного самоуправления
17.1. Органы территориального общественного самоуправления создаются, выборные лица территориального общественного самоуправления избираются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления, выборных лиц территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Собрание (сход), конференция граждан вправе установить и другой срок полномочий органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления, но этот срок не может быть менее двух и более пяти лет.
17.2. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления, выборных лиц территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств местного бюджета при согласии органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, а также учредителей территориального общественного самоуправления при его образовании.
17.3. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления, выборным лицом территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов по сравнению с другими кандидатами либо большинство голосов от числа граждан, принявших участие в голосовании.
17.4. Порядок избрания органов территориального общественного самоуправления, выборных лиц территориального общественного самоуправления, сроки проведения выборов и нормы представительства определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
18. Контрольно-ревизионный орган территориального общественного самоуправления
18.1. Контроль финансово-хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления осуществляет ревизор или ревизионная комиссия (в составе не менее 3 человек) территориального общественного самоуправления, избираемые собранием (конференцией) жителей на срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.
18.2. Ревизор (ревизионная комиссия) подотчетен только собранию (конференции) жителей. Ревизором (членом ревизионной комиссии) не может быть лицо, избранное членом органа территориального общественного самоуправления.
18.3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности органа территориального общественного самоуправления осуществляется по итогам деятельности этого органа за год, а также в другое время по решению собрания (конференции) жителей.
18.4. Председатель, члены органа территориального общественного самоуправления и штатные работники обязаны по требованию ревизора (члена ревизионной комиссии) представлять всю необходимую информацию для проведения ревизионных проверок.
18.5. О результатах проведения ревизионных проверок ревизор (ревизионная комиссия) докладывает органу территориального общественного самоуправления и собранию (конференции) жителей.
18.6. Жителям должна быть предоставлена возможность ознакомления с актом ревизии.
19. Экономическая деятельность территориального общественного самоуправления
19.1. Территориальное общественное самоуправление, зарегистрированное без образования юридического лица, может иметь:
1) денежные средства и имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств, на иных законных основаниях;
2) средства, передаваемые органами местного самоуправления Добрянского городского поселения на основании договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.
3) средства, передаваемые иными лицами.
19.2. Территориальное общественное самоуправление, зарегистрированное в качестве юридического лица, вправе:
1) создавать в установленном порядке организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
2) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием собственных финансовых ресурсов;
3) кооперировать на добровольной основе средства населения, организаций для финансирования целевых социальных программ;
4) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
5) организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
6) определять в соответствии со своим уставом штаты, порядок назначения и оплаты труда работников создаваемых организаций.
19.3. Денежные средства территориального общественного самоуправления могут быть образованы за счет доходов от деятельности территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений.
20. Финансовые средства территориального общественного самоуправления
20.1. Финансовые средства территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых ему органами местного самоуправления на основании договоров о целевом финансировании.
Собственные финансовые средства образуются за счет доходов от экономической деятельности территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также других поступлений.
20.2. Выделение бюджетных денежных средств территориальному общественному самоуправлению осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
20.3. Территориальное общественное самоуправление на основе соответствующих смет доходов и расходов самостоятельно использует имеющиеся в его распоряжении финансовые средства в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий, если иной порядок использования финансирования не установлен соответствующим договором.
Годовые отчеты об исполнении сметы доходов и расходов утверждаются собранием (конференцией) жителей.
Финансовые средства территориального общественного самоуправления не могут распределяться между жителями, членами органов территориального общественного самоуправления и используются исключительно для достижения целей деятельности территориального общественного самоуправления или благотворительных целей.
20.4. Территориальному общественному самоуправлению по договору о целевом финансировании, заключенному с представителем (председатель) территориального общественного самоуправления, могут передаваться органами местного самоуправления средства бюджета Добрянского городского поселения для реализации делегированных полномочий в виде целевого финансирования программ развития территорий, финансирования отдельных мероприятий, на материально-техническое обеспечение деятельности территориального общественного самоуправления, для выполнения работ по муниципальному заказу.
Расходование выделенных бюджетных средств осуществляется со счетов, открытых в соответствии с бюджетным законодательством, в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств.
20.5. Органам территориального общественного самоуправления, зарегистрированным в качестве юридического лица, могут передаваться органами местного самоуправления средства бюджета Добрянского городского поселения по договору о целевом финансировании.
Расходование выделенных бюджетных средств осуществляется со счетов, открытых в соответствии с бюджетным законодательством, в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств.
20.6. Орган территориального общественного самоуправления подконтролен органам местного самоуправления в части использования переданных ему бюджетных средств.
Органы местного самоуправления контролируют поступление и использование бюджетных средств, переданных органам территориального общественного самоуправления на выполнение их деятельности.
21. Взаимоотношения органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления
21.1. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции:
1) оказывают содействие населению в реализации права на территориальное общественное самоуправление;
2) оказывают помощь инициативным группам жителей в проведении собраний, конференций жителей;
3) разрабатывают нормативные акты, устанавливающие общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления;
4) устанавливают сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением;
5) участвуют в работе конференций и собраний органов территориального общественного самоуправления;
6) оказывают организационную и методическую помощь органам и выборным лицам территориального общественного самоуправления;
7) контролируют поступление и использование бюджетных средств, переданных органам территориального общественного самоуправления на выполнение их деятельности;
8) контролируют использование муниципального имущества, переданного органам территориального общественного самоуправления по договорам;
9) наделяют органы территориального общественного самоуправления отдельными полномочиями по решению вопросов местного значения;
10) устанавливают льготы по налогам и сборам для органов территориального общественного самоуправления, имеющих статус юридического лица;
11) создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления и содействуют его органам в осуществлении их полномочий;
12) информируют органы и выборных лиц территориального общественного самоуправления о планируемых и принятых решениях органов местного самоуправления, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории;
13) осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края и настоящим Положением.
21.2. Представители органов и выборные лица территориального общественного самоуправления вправе принимать участие в работе органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения территории, на которой действует орган, выборное лицо территориального общественного самоуправления.
21.3. Вмешательство органов и должностных лиц органов местного самоуправления в деятельность территориального общественного самоуправления, осуществляемую в пределах компетенции территориального общественного самоуправления, недопустимо, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
21.4. Представители органов территориального общественного самоуправления представляют в органы местного самоуправления поквартальный отчет о проделанной работе и о планируемых решениях, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
22. Прекращение территориального общественного самоуправления
22.1. Территориальное общественное самоуправление на соответствующей территории прекращает свою деятельность по решению собрания, конференции жителей. Такое решение принимается простым большинством голосов от числа жителей, принявших участие в собрании, или простым большинством голосов делегатов конференции.
22.2. В случае, если органами территориального общественного самоуправления:
1) не выполняются возложенные на них функции в течение 6-ти месяцев;
2) не обеспечивается исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) не проводятся заседания в течение 6-ти месяцев;
4) умышленно нарушается устав территориального общественного самоуправления;
22.3. По решению суда при наличии оснований, предусмотренных действующим Уставом Добрянского городского поселения;
22.4. Истечение срока полномочий территориального общественного самоуправления, определенного уставом территориального общественного самоуправления.
22.5. Ликвидация территориального общественного самоуправления производится ликвидационной комиссией, состоящей из работников администрации Добрянского городского поселения и членов территориального общественного самоуправления на паритетных.
22.6. Ликвидация территориального общественного самоуправления, имеющего статус юридического лица, производится после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц и публикации информации о ликвидации юридического лица регистрирующим органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.