Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Пермского края
от 11 декабря 2014 г. N 411-ПК
Отчет
об исполнении краевой целевой программы "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы"
Краевая целевая программа "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) утверждена Законом Пермского края от 28 декабря 2007 г. N 177-ПК "О краевой целевой Программе "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы" (в редакции законов Пермского края от 4 августа 2008 г. N 281-ПК, от 3 сентября 2009 г. N 485-ПК, от 8 октября 2010 г. N 692-ПК, от 1 июля 2011 г. N 792-ПК, от 1 декабря 2011 г. N 869-ПК, от 9 июля 2012 г. N 70-ПК) и является базовым системным документом, определяющим цели, задачи, мероприятия по предупреждению негативного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) прудов (водохранилищ) и ГТС инженерной защиты Пермского края на период 2008 - 2012 годов, а также финансовое обеспечение и показатели оценки степени достижения программных целей и задач.
I. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения
Разработка Программы была вызвана необходимостью реализации первоочередных мер по защите населенных пунктов от негативного воздействия вод (затоплений в период половодий, береговой эрозии, оползневых процессов) и предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на ГТС, имеющих пониженный уровень безопасности.
Проблема негативного воздействия вод является одной из актуальных эколого-социальных проблем Пермского края.
Несмотря на более чем полувековой срок существования Камского и Воткинского водохранилищ, не ослабевает переработка берегов данных водоемов, а темпы разрушения берегов достигают 6 м/год. Наиболее активному разрушению подвергается 200 км берегов Камского водохранилища и 246 км - Воткинского, что составляет 34% и 62% от протяженности берегов, подверженных переработке, указанных водоемов. В той или иной степени проявление негативного воздействия вод наблюдается во всех муниципальных районах (городских округах), имеющих выход к камским водохранилищам.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" Камское и Воткинское водохранилища включены в перечень водоемов, в отношении которых осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений. В связи с этим первоначально в Программу не входили мероприятия по строительству берегоукреплений на водохранилищах.
Однако с учетом позиции Федерального агентства водных ресурсов и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу выполнения берегоукреплений преимущественно по заказу Правительства Пермского края в ходе реализации в Программу были включены мероприятия по защите прибрежных населенных пунктов, где проблема переработки берегов приняла катастрофический характер и потребовала принятия неотложных мер.
Так, в рамках Программы с софинансированием из федерального бюджета были построены берегоукрепительные сооружения в микрорайоне "Центральный" с. Частые и начато строительство берегоукрепления в с. Крюково Еловского муниципального района, которое было завершено в 2013 году за счет остатков средств федерального бюджета 2012 года.
В с. Частые из-за волнового воздействия берег водохранилища обрушался с интенсивностью до 3,0 м в год. По данным администрации Частинского муниципального района Пермского края, с 1991 года отступление берега составило около 30 п.м. Строительство берегоукрепления позволило защитить прибрежную территорию села протяженностью более 1 км с населением более 100 человек и с расположенными на ней жилыми домами и производственными и инфраструктурными объектами. Предотвращенный потенциальный ущерб от негативного воздействия вод составил 245,5 млн. рублей.
В с. Крюково Еловского муниципального района в результате береговой абразии и волнового воздействия Воткинского водохранилища под угрозой разрушения находилось более половины территории села, прилегающей к береговой полосе. За счет строительства берегоукрепления протяженностью 910 м защищена территория площадью 300 тыс. кв.м с населением 270 человек. Предотвращенный потенциальный ущерб от негативного воздействия вод составил 76,2 млн. рублей.
Одновременно по линии Камского бассейнового водного управления (далее - Камское БВУ) была продолжена работа по включению берегоукреплений Пермского края в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. В результате в 2011 году за счет средств федерального бюджета по проекту, ранее разработанному за счет краевого бюджета и переданному для реализации в Камское БВУ, построено берегоукрепление протяженностью 1,1 км в с. Елово. Кроме того, в состав федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", включены проектирование и строительство берегоукреплений Камского водохранилища в с. Висим и с. Гари Добрянского муниципального района.
Переработка берега Камского водохранилища в с. Висим является ярким примером неослабевающей активности экзогенных геологических процессов. На момент разработки Программы в данном населенном пункте под угрозой разрушения находился 1 дом, и строительство берегоукрепления было нецелесообразно. Однако в 2011 году в результате волнового воздействия в течение трех дней в июне произошло обрушение 6 м берега, в результате чего под угрозой оказались 79 жилых домов, здание администрации поселения, магазин и действующее кладбище.
В связи с незатухающим характером и значительной протяженностью переработки берегов камских водохранилищ необходимо продолжить регулярные наблюдения за переформированием их берегов (полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений) с последующей разработкой и реализацией мер по защите прибрежных населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры.
Проявления негативного воздействия вод характерны и для водотоков края. Процессы береговой эрозии, затопления и подтопления активно проявляются на реках Сылве, Ирени, Бабке, Чусовой, Тулве и ряде других.
К зонам возможного затопления в период половодий и паводков редкой обеспеченности относятся 83 населенных пункта в 27 муниципальных районах и 6 городских округах Пермского края. Наиболее паводкоопасными территориями являются г. Кунгур, с. Болотово Кунгурского муниципального района, села Усть-Кишерть и Посад Кишертского муниципального района, с. Барда, г. Кудымкар.
В целях защиты от наводнений и размыва берегов в Пермском крае построены сооружения инженерной защиты (защитные дамбы, дамбы обвалования, берегоукрепления) общей протяженностью около 130 км. Многие сооружения за длительный период эксплуатации выработали свой ресурс и в настоящее время не выполняют свое назначение: на момент разработки Программы требовался капитальный ремонт ГТС инженерной защиты протяженностью 27,9 км.
В рамках Программы были предусмотрены реконструкция и капитальный ремонт находящихся в аварийном и предаварийном состоянии защитных дамб в наиболее паводкоопасных территориях края: г. Кунгуре, с. Болотово Кунгурского муниципального района и с. Посад Кишертского муниципального района.
Город Кунгур образован в месте слияния р. Сылвы и двух ее крупных притоков - р. Ирени и р. Шаквы. Во время весеннего половодья уровень рек поднимается до 6,5 м, в связи с чем для защиты прибрежных территорий города построены земляные защитные дамбы общей протяженностью более 20 км. При последнем катастрофическом наводнении 1979 года было затоплено более 2 тысяч домов с населением 9 тысяч человек, причиненный ущерб составил 151 млн. рублей.
В ходе реализации Программы приведены к надежному уровню эксплуатации 7 аварийных участков дамб г. Кунгура общей протяженностью 920 м, восстановлены защитные функции дамбы в с. Посад Кишертского муниципального района, начаты ремонтные работы на защитной дамбе в с. Болотово Кунгурского муниципального района. Общая протяженность реконструированных и капитально отремонтированных защитных дамб и берегоукреплений составила более 2,3 км, а предотвращенный потенциальный ущерб оценивается в размере 591,3 млн. рублей.
Высоким износом также характеризовались ГТС прудов и водохранилищ Пермского края, из которых наибольшую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций представляли ГТС прудов и водохранилищ, подлежавшие декларированию безопасности и относимые к потенциально опасным объектам по условиям нижнего бьефа (наличие жилых домов, объектов экономики и инфраструктуры).
На момент разработки Программы инвентаризация ГТС прудов (водохранилищ) была проведена только на территории Пермской области. К потенциально опасным гидроузлам были отнесены 66 ГТС, в том числе 25 бесхозяйных сооружений. Требовали капитального ремонта или реконструкции 34 потенциально опасных ГТС, или 51,5% их количества, из них 19 объектов не имели собственников.
В ходе реализации Программы приведены к технически надежному уровню эксплуатации 16 потенциально опасных гидроузлов, для ГТС 3 прудов разработана проектная документация на проведение капитального ремонта, определены собственники всех потенциально опасных ГТС прудов (водохранилищ).
В 2008 году в рамках Программы выполнена инвентаризация ГТС на территории Коми-Пермяцкого округа, обследовано 141 ГТС прудов, из которых к потенциально опасным объектам отнесено 5 сооружений (в дальнейшем их количество по результатам расчета волны прорыва в случае аварии на ГТС сократилось до 3 объектов).
Перечень потенциально опасных ГТС прудов (водохранилищ) ежегодно корректировался по результатам актуализации сведений об их техническом состоянии, определения и уточнения собственников сооружений, подтверждения (неподтверждения) по расчетам волны прорыва затопления жилых объектов в случае аварии на ГТС, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных в нижних бьефах.
После завершения срока реализации Программы по состоянию на 2 февраля 2013 года уточненный перечень потенциально опасных ГТС прудов (водохранилищ) Пермского края включал 68 объектов, из которых нуждались в капитальном ремонте или реконструкции 12 сооружений муниципальной собственности (19% потенциально опасных ГТС), а на 5 ГТС начаты восстановительные работы.
В 2013 году в соответствии с Законом Пермского края от 19 декабря 2012 г. N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и постановлением Правительства Пермского края от 8 апреля 2013 г. N 211-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на 2013 год на реализацию краевой целевой программы "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы" на реализацию начатых программных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту ГТС были направлены остатки неиспользованных в 2012 году средств по Программе в сумме 18868,1 тыс. рублей. В результате продолжения выполнения программных мероприятий за счет указанных средств общее количество приведенных к надежному уровню эксплуатации потенциально опасных ГТС водохранилищ и прудов в период 2008 - 2013 годов возросло до 21 объекта, а протяженность реконструированных и капитально отремонтированных сооружений инженерной защиты за счет завершения капитального ремонта дамбы в с. Болотово Кунгурского муниципального района составила более 2,5 км.
Процесс старения и износа основных фондов ГТС имеет перманентный характер, поэтому задача обеспечения их эксплуатационной надежности и технической безопасности не теряет своей актуальности и требует постоянного принятия соответствующих мер.
II. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Основными целями Программы являлись защита прибрежных населенных пунктов и хозяйственных объектов от негативного воздействия поверхностных вод, а также повышение безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Пермского края на период до 2012 года.
В рамках Программы предусматривалось решение следующих задач:
обеспечение защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от береговой эрозии, оползневых процессов, затопления и подтопления за счет реконструкции и ремонта существующих защитных сооружений и строительства новых;
предотвращение чрезвычайных ситуаций в нижних бьефах потенциально опасных гидроузлов водохранилищ и прудов, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии;
оптимизация научного и информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере повышения безопасности ГТС и предотвращения вредного воздействия вод.
Достижение целей и задач Программы предусматривалось в рамках перечней конкретных мероприятий по пяти направлениям:
строительство водохозяйственных сооружений;
реконструкция водохозяйственных сооружений;
капитальный ремонт водохозяйственных сооружений;
исследования и работы в сфере водных отношений;
информационно-издательская и просветительская деятельность.
Основные результаты реализации Программы следующие:
за счет строительства и капитального ремонта дамб и берегоукрепительных сооружений защищены от наводнений и береговой эрозии 4 населенных пункта в 4 муниципальных районах Пермского края: с. Частые (микрорайон "Центральный"), п. Ильинский Ильинского муниципального района, п. Набережный Красновишерского муниципального района, с. Посад Кишертского муниципального района;
восстановлены 7 аварийных участков защитных дамб общей протяженностью 920 м в г. Кунгуре - в одной из наиболее паводкоопасных территорий края;
приведены к уровню надежной эксплуатации находившиеся в предаварийном состоянии потенциально опасные ГТС 16 прудов и водохранилищ в 11 муниципальных районах и городских округах Пермского края;
в целях безопасного пропуска половодий и паводков, а также надежного хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Чернушки выполнена реконструкция плотины на р. Быстрый Танып;
завершено восстановление плотины Чермозского пруда и пруда в п. Юг Пермского района;
организовано ведение государственного мониторинга водных объектов в части, возложенной на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
выполнена инвентаризация ГТС прудов (водохранилищ) и ГТС инженерной защиты в Коми-Пермяцком округе, создана и ведется геоинформационная система "Гидротехнические сооружения Пермского края";
проведено обучение 41 специалиста органов местного самоуправления, ответственного за эксплуатацию ГТС.
Предотвращенный потенциальный ущерб от негативного воздействия вод и аварий на ГТС в результате выполнения программных мероприятий оценивается в размере 2,475 млрд. рублей.
Цели и задачи Программы выполнены не в полном объеме. В связи с тем что не было завершено строительство 3 берегоукрепительных сооружений в п. Майкор и п. Пожва Юсьвинского муниципального района Коми-Пермяцкого округа, а также в с. Крюково Еловского муниципального района, не в полной мере достигнута цель по защите населенных пунктов от береговой эрозии.
Задача повышения безопасности эксплуатируемых ГТС прудов и водохранилищ также выполнена частично по причине незавершения в рамках срока действия Программы реконструкции и капитального ремонта 6 потенциально опасных гидроузлов.
С учетом использования в 2013 году остатков средств по Программе общее количество приведенных к уровню надежной эксплуатации потенциально опасных гидроузлов возросло до 21 объекта в 14 муниципальных районах и городских округах Пермского края. Кроме того, было завершено строительство берегоукрепления протяженностью 910 м в с. Крюково Еловского муниципального района.
Оценка выполнения программных мероприятий по исполнителям и направлениям Программы приведена в разделе III настоящего отчета.
III. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам Программы
В реализации Программы принимали участие Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, государственное казенное учреждение Пермского края "Управление капитального строительства Пермского края", Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (краевое государственное бюджетное учреждение "Аналитический центр"), органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству", государственное казенное учреждение Пермского края "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз", подрядные организации и индивидуальные предприниматели, привлеченные по результатам размещения государственных (муниципальных) заказов по государственным (муниципальным) контрактам и договорам на выполнение работ (оказание услуг), связанных с реализацией программных мероприятий.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) выступало исполнителем (заказчиком) научных исследований и работ в области водных отношений, мероприятий, связанных с информационно-издательской и просветительской деятельностью, а также капитального ремонта ГТС пруда в с. Путино (краевая собственность) и подготовки рабочей документации по объекту "Инженерная защита от затопления с. Усть-Кишерть". Организация ведения государственного мониторинга водных объектов осуществлялась с участием краевого государственного бюджетного учреждения "Аналитический центр", подведомственного Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. По заказу Министерства выполнены 10 исследований и работ в области водных отношений, реализованы 5 мероприятий, связанных с информационно-издательской и просветительской деятельностью, что составляет 100% от количества, запланированного Программой. Объемы ряда выполненных исследований и работ в области водных отношений, информационно-издательской и просветительской деятельности не достигли плановых показателей в связи с неполным финансированием Программы в условиях антикризисного бюджета.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края выступали исполнителями (заказчиками) программных мероприятий по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, как находящихся в муниципальной собственности, так и бесхозяйных. Из 48 предусмотренных Программой мероприятий по заказу органов местного самоуправления выполнено 33. Реконструкция защитной дамбы обвалования с. Усть-Качка (заказчик - администрация Пермского муниципального района) не была начата по причине невыделения средств федерального бюджета. Реконструкция ГТС пруда на р. Лек в с. Осинцево не была включена в перечень мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Пермского края, в связи с невыполнением заказчиком (администрация Кишертского муниципального района) обязательства по разработке проектной документации. Плановые сроки завершения восстановления пруда в п. Зюкайка (заказчик - администрация Верещагинского муниципального района) нарушены в связи с необходимостью корректировки проектной документации и недобросовестностью подрядчика. Заказчиками (администрации Октябрьского и Еловского муниципальных районов) не выделены средства местного бюджета на капитальный ремонт 2 объектов ГТС. Выполнение 10 запланированных мероприятий Программы было завершено в 2013 году после окончания срока действия Программы.
Исполнителем (заказчиком) строительства берегоукреплений Камского водохранилища в п. Майкор (3 очередь) и п. Пожва (3 очередь) Коми-Пермяцкого округа, ранее начатого в рамках окружной целевой программы "Экология и природные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа", выступало государственное казенное учреждение Пермского края "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз". Строительство обоих объектов не завершено в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей исполнителем (заказчиком) и подрядной организацией.
Объект регионального значения "Берегоукрепление Воткинского водохранилища в районе с. Усть-Качка (2 очередь) Пермского района" реализовывался Министерством строительства и архитектуры Пермского края (государственное краевое учреждение "Управление капитального строительства Пермского края"). Завершение объекта перенесено за рамки действия Программы в связи с возникшей в ходе работ необходимостью корректировки проектной документации и получения нового заключения государственной экспертизы, а также в связи с расторжением государственного контракта с подрядной организацией.
Уровень выполнения программных мероприятий по направлениям Программы составляет:
строительство водохозяйственных сооружений - выполнено 4 мероприятия (57%) из 7 мероприятий, запланированных к завершению в рамках Программы;
реконструкция водохозяйственных сооружений - выполнено 4 мероприятия (67%) из 6 мероприятий, запланированных к завершению в рамках Программы;
капитальный ремонт водохозяйственных сооружений - выполнено 26 мероприятий (72%) из 36 мероприятий, запланированных к завершению в рамках Программы;
научные исследования и работы в области водных отношений - выполнено 10 мероприятий из 10 запланированных (100%);
информационно-издательская и просветительская деятельность - выполнено 5 мероприятий из 5 запланированных (100%).
С учетом продолжения в 2013 году реализации программных мероприятий показатели их завершения составили:
строительство водохозяйственных сооружений - 5 мероприятий, или 71% плана;
реконструкция водохозяйственных сооружений - 5 мероприятий, или 83% плана;
капитальный ремонт водохозяйственных сооружений - 34 мероприятия, или 94% плана.
Ниже приводится подробный анализ выполнения программных мероприятий по каждому направлению.
3.1. Строительство водохозяйственных сооружений
В рамках данного направления предусматривалось строительство берегоукрепительных сооружений на наиболее подверженных негативному воздействию вод участках, где возникла угроза разрушения жилых или производственных строений.
Было запланировано строительство берегоукрепления Воткинского водохранилища в микрорайоне "Центральный" с. Частые Частинского муниципального района и в с. Крюково Еловского муниципального района, завершение строительства берегоукреплений в п. Майкор (3 очередь) и п. Пожва (3 очередь) Юсьвинского муниципального района Коми-Пермяцкого округа. В связи с возникшей необходимостью корректировки проектной документации в ходе выполнения работ по объекту "Берегоукрепление Воткинского водохранилища в районе с. Усть-Качка (2 очередь) Пермского муниципального района" его завершение было перенесено за рамки Программы.
Помимо строительства сооружений инженерной защиты, в составе данного направления было предусмотрено завершение восстановления плотины Чермозского пруда в г. Чермозе Ильинского муниципального района, разработки рабочей документации по объекту "Инженерная защита от затопления с. Усть-Кишерть Пермского края", а также проектной документации по объекту "Строительство низконапорной дамбы на р. Бым в д. Верхняя Мельница Кунгурского района".
Информация о финансировании и реализации мероприятий данного направления приведена в приложении 1 к отчету.
С софинансированием за счет средств федерального бюджета (78,2% общих затрат) завершены масштабные работы по восстановлению плотины Чермозского пруда - самого крупного водохозяйственного сооружения, построенного за последнее десятилетие в Прикамье. Объем созданного водного объекта составляет 60 млн. куб.м, площадь акватории - 20 кв. км.
За счет средств краевого и местного бюджетов разработаны рабочая документация по объекту "Инженерная защита от затопления с. Усть-Кишерть Пермского края", а также проектная документация по строительству низконапорной дамбы на р. Бым в д. Верхняя Мельница Кунгурского муниципального района.
С привлечением средств федерального бюджета построено берегоукрепление Воткинского водохранилища в микрорайоне "Центральный" с. Частые Частинского муниципального района, продолжено строительство берегоукрепления Воткинского водохранилища в районе с. Усть-Качка (2 очередь) Пермского муниципального района, а также берегоукреплений Камского водохранилища в п. Майкор (3 очередь) и п. Пожва (3 очередь) Коми-Пермяцкого округа.
Общая протяженность построенных берегоукреплений составила 1585 м при запланированных 2861 м. Недостижение планового показателя обусловлено уменьшением на 17 м длины берегоукрепления в микрорайоне "Центральный" с. Частые в процессе производства работ (спрямление трассы сооружения без изменения его начальной и конечной точек), незавершением строительства берегоукрепления протяженностью 910 м в с. Крюково Еловского муниципального района, а также незавершением строительства берегоукреплений Камского водохранилища в п. Майкор (3 очередь) и п. Пожва (3 очередь) Коми-Пермяцкого округа, где построено 339 м и 227 м соответственно (план - 631 м и 284 м).
Строительство берегоукрепления в с. Крюково Еловского муниципального района завершено в 2013 году за счет использования остатков средств федерального бюджета 2012 года. В результате общая протяженность берегоукрепительных сооружений, построенных в рамках ассигнований, выделенных на реализацию Программы, составила 2495 м.
Основными причинами срыва сроков завершения строительства берегоукреплений в п. Майкор (3 очередь) и п. Пожва (3 очередь) Коми-Пермяцкого округа явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей подрядной организацией (общество с ограниченной ответственностью "Габионы"), а также заказчиком-застройщиком объекта (государственное казенное учреждение Пермского края "Дирекция строящихся газопроводов "Коми-Пермстройгаз"), в том числе в части контроля хода работ, оплаты выполненных работ, изменения проектных решений и условий заключенных контрактов, что привело к увеличению стоимости объекта.
Строительство берегоукрепления в п. Майкор (3 очередь) завершено в 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы "Предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на 2012 - 2020 годы".
Для завершения строительства берегоукрепления в п. Пожва (3 очередь) необходима корректировка проектной документации, которую планирует обеспечить администрация Юсьвинского муниципального района.
3.2. Реконструкция водохозяйственных сооружений
В составе мероприятий данного направления предусматривалась реконструкция 8 объектов (в том числе с разработкой проектной документации по 4 объектам): участка защитной дамбы на р. Ирени от железнодорожного моста до ул. Спортивной в г. Кунгуре, защитной дамбы обвалования с. Усть-Качка Пермского муниципального района, а также ГТС 6 прудов (в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района, п. Юг Пермского муниципального района, г. Кудымкаре, п. Завод Михайловский Чайковского муниципального района, с. Осинцево Кишертского муниципального района и г. Чернушке Чернушинского муниципального района).
Планировалось завершение реконструкции всех указанных объектов, за исключением ГТС пруда в п. Завод Михайловский Чайковского муниципального района и защитной дамбы обвалования с. Усть-Качка Пермского муниципального района.
Информация о финансировании и выполнении мероприятий направления приведена в приложении 2 к отчету.
В рамках реализации Программы разработана проектная документация по 4 объектам и завершена реконструкция 4 сооружений: участка защитной дамбы протяженностью 370 м в г. Кунгуре, а также ГТС 3 прудов: в п. Юг Пермского муниципального района, г. Чернушке Чернушинского муниципального района, г. Кудымкаре Коми-Пермяцкого округа.
По объекту "Реконструкция защитной дамбы обвалования с. Усть-Качка Пермского муниципального района" выполнены дополнительные проектно-изыскательские работы для нового карьера грунта, обеспечено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также разделение проекта на этапы по рекомендации Федерального агентства водных ресурсов.
Запланированные в рамках направления мероприятия выполнены не в полном объеме.
В связи с тем что средства федерального бюджета не были выделены, строительно-монтажные работы по реконструкции защитной дамбы обвалования с. Усть-Качка Пермского муниципального района не были начаты. Финансирование указанных работ бюджетом Пермского края не предусматривалось.
Не выполнялась запланированная Программой реконструкция ГТС пруда в с. Осинцево Кишертского муниципального района (далее - объект). Объект был включен в Программу в соответствии с протоколом приема граждан губернатором Пермского края в Региональной общественной приемной председателя Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" В.В. Путина от 25 января 2011 г. по вопросу "Об оказании содействия в восстановлении гидротехнического сооружения на р. Лек в с. Осинцево Кишертского муниципального района". Решения указанного протокола были нарушены в связи с тем, что заказчик (администрация Кишертского муниципального района) не обеспечил разработку за счет средств местного бюджета проектной документации. В связи с этим финансирование объекта из бюджета Пермского края на 2012 год предусмотрено не было.
Не завершено восстановление пруда в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района. Одна из основных причин срыва сроков завершения объекта - недобросовестность подрядчика (общество с ограниченной ответственностью "Габионы"), который в ходе реализации мероприятия сменил учредителя и юридический адрес и уклонился от исполнения условий муниципального контракта. Затягивание сроков выполнения работ также было обусловлено низким качеством проектной документации, что потребовало ее корректировки и повторной государственной экспертизы. Завершение реконструкции ГТС пруда в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района запланировано на 2014 год в рамках подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса" государственной программы Пермского края "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
В 2013 году за счет остатков средств по Программе завершена реконструкция потенциально опасных ГТС пруда в п. Завод Михайловский Чайковского муниципального района.
3.3. Капитальный ремонт водохозяйственных сооружений
В рамках направления предусматривалось приведение к уровню безопасной эксплуатации находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии ГТС инженерной защиты, а также потенциально опасных ГТС прудов и водохранилищ.
Всего было запланировано 37 мероприятий, из которых:
31 мероприятие - ремонтно-восстановительные работы на ГТС (из них 13 с разработкой проектной документации), в том числе 30 завершаемых объектов;
6 мероприятий - разработка проектной документации на капитальный ремонт ГТС.
Планировалось выполнить капитальный ремонт ГТС 19 прудов, 2 берегоукреплений, 2 защитных дамб, 6 участков защитных дамб в г. Кунгуре, а также дамбы пруда в п. Полазна Добрянского муниципального района. Завершение капитального ремонта ГТС пруда в п. Сарс (нижний в каскаде) Октябрьского муниципального района предусматривалось вне рамок Программы. Для ГТС 5 прудов и 1 участка защитной дамбы предполагалась только разработка проектной документации.
Информация о финансировании и выполнении мероприятий данного направления приведена в приложении 3.
К окончанию срока действия Программы завершено 26 мероприятий, или 72% планового количества, в том числе капитально отремонтировано 25 ГТС, или 83% плана.
Приведены к технически надежному уровню эксплуатации потенциально опасные ГТС 15 прудов в 10 муниципальных районах края (в том числе по 5 проектам и сметам, разработанным в рамках Программы), разработана и прошла государственную экспертизу проектная документация на капитальный ремонт потенциально опасных ГТС пруда в п. Сарс (нижний в каскаде) Октябрьского муниципального района.
Отремонтированы 2 берегоукрепительных сооружения общей протяженностью 538,6 м в п. Набережный Красновишерского муниципального района и в пгт. Ильинский Ильинского муниципального района.
Выполнен капитальный ремонт 6 участков защитных дамб общей протяженностью 550 м в г. Кунгуре - в одной из наиболее паводкоопасных территорий края (в том числе по 3 проектам, разработанным в рамках Программы).
По разработанной в рамках Программы проектной документации начат капитальный ремонт защитной дамбы в д. Болотово Кунгурского муниципального района и выполнены ремонтные работы на защитной дамбе протяженностью 653 м в с. Посад Кишертского муниципального района. Также отремонтирована дамба пруда протяженностью 231 м в п. Полазна.
Из 6 запланированных мероприятий по разработке проектной документации завершены 2: подготовлена проектная документация на капитальный ремонт ГТС пруда в с. Аспа Уинского муниципального района и участка защитной дамбы в г. Кунгуре (по ул. Коммуны, д. 3). Кроме того, разработана, но в рамках срока действия Программы не прошла государственную экспертизу проектная документация на капитальный ремонт ГТС 2 прудов.
Разработка проектной документации на капитальный ремонт ГТС прудов в с. Малая Уса Еловского муниципального района и в с. Будкеево Октябрьского муниципального района не производилась. Указанные объекты не включались в состав мероприятий, финансируемых за счет бюджета Пермского края в 2012 году, в связи с необеспечением заказчиками (администрации Еловского и Октябрьского муниципальных районов) финансирования объектов за счет средств местного бюджета.
В 2013 году за счет использования остатков средств по Программе 2012 года завершена реализация 9 мероприятий:
получены положительные заключения государственной экспертизы по разработанным в рамках Программы проектам капитального ремонта ГТС 2 прудов;
по разработанному в рамках Программы проекту начат капитальный ремонт ГТС пруда в п. Сарс (нижний в каскаде) Октябрьского муниципального района;
завершен капитальный ремонт защитной дамбы протяженностью 160 м в д. Болотово Кунгурского муниципального района, а также капитальный ремонт ГТС 5 прудов: в с. В. Рождество Частинского муниципального района, п. Павловский Очерского муниципального района (2 этап), с. Новый Брод Чернушинского муниципального района, с. Ленск Кунгурского муниципального района, с. Сива Сивинского муниципального района.
С учетом продолжения реализации мероприятий Программы в 2013 году выполнено 35 мероприятий раздела, или 94,5% планового количества, в том числе 100% объектов капитального ремонта ГТС. Приведены к технически надежному уровню эксплуатации потенциально опасные ГТС 19 прудов в 13 муниципальных районах края, капитально отремонтированы берегоукрепительные сооружения и дамбы общей протяженностью 2132,6 м.
3.4. Исследования и работы в области водных отношений
В данном направлении были предусмотрены исследования и работы, направленные на обоснование и оптимизацию принимаемых управленческих решений по вопросам предотвращения негативного воздействия вод, обеспечения безопасности ГТС.
За период реализации Программы произведено 10 исследований и работ в области водных отношений, информация о финансировании и выполнении которых приведена в приложении 4.
В связи с антикризисными мерами и приоритетностью мероприятий по обеспечению эксплуатационной надежности потенциально опасных ГТС объемы финансирования из бюджета Пермского края ряда исследований и работ в области водных отношений были сокращены.
Результаты работ использовались Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и иными органами государственной власти Пермского края, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.
3.4.1. Организация и ведение государственного мониторинга водных объектов.
Указанная работа была запланирована в целях реализации полномочия, возложенного действующим законодательством Российской Федерации на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по участию в осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
В рамках мероприятия организовано регулярное наблюдение за состоянием дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Пермского края, за исключением Камского и Воткинского водохранилищ, а также ГТС, находящихся в собственности Пермского края.
Наблюдения проводились в соответствии с разработанной в 2008 году программой мониторинга. Результаты мониторинга в соответствии с установленными порядком и формами ежегодно направлялись в Камское БВУ, а также в интегрированный банк природоохранных данных Пермского края - в краевое государственное бюджетное учреждение "Аналитический центр".
Результаты наблюдений за динамикой русловых процессов используются для планирования и обоснования руслорегулирующих работ, выполняемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также мероприятий по берегоукреплению. Данные мониторинга за состоянием ГТС краевой собственности используются для планирования и обоснования мероприятий по реконструкции и ремонту ГТС.
3.4.2. Диагностика состояния земляных плотин методами неразрушающего контроля.
Цель работы - получение физико-механических и структурных характеристик тела плотины в натурных условиях, оценка изменений данных характеристик во времени под воздействием различных факторов, технического состояния конструкций и сооружений, их остаточного ресурса и ремонтопригодности.
В рамках работы в 2008 - 2010 годах разработан комплекс геофизических методов и проведена диагностика технического состояния 14 участков земляных дамб. На основе построенных пространственных инженерно-геологических моделей определены физико-механические свойства грунтов исследованных сооружений, выявлены обводненные и ослабленные зоны, участки, сложенные неоднородными насыпными грунтами, даны рекомендации по проведению необходимых ремонтно-восстановительных мероприятий. Результаты работы использованы при разработке проектов ремонта (реконструкции) ГТС, в ходе проведения строительно-монтажных работ на ГТС, а также в целях оценки качества выполненных работ.
В 2011 - 2012 годах в связи с антикризисными мерами финансирование работы не производилось.
3.4.3. Актуализация и ведение геоинформационной системы "Гидротехнические сооружения Пермского края".
В рамках работы геоинформационная система (далее - ГИС) "Гидротехнические сооружения Пермской области" дополнена сведениями о ГТС, выявленными в результате инвентаризации в Чайковском и Чернушинском муниципальных районах и на территории Коми-Пермяцкого округа. Сформирована ГИС "Гидротехнические сооружения Пермского края".
ГИС "Гидротехнические сооружения Пермского края" ежегодно пополнялась и актуализировалась по результатам обследований технического состояния ГТС, определения (уточнения) их собственников, выполнения ремонтных работ. Одновременно производилось расширение функциональных возможностей ГИС в части интерфейса пользователя, ввода и вывода атрибутивной информации и картографической базы данных. Разработана сетевая версия ГИС для обеспечения работы в многопользовательской среде "Клиент - Сервер".
ГИС "Гидротехнические сооружения Пермского края" передана для использования в работе в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство общественной безопасности Пермского края, Главное управление МЧС России по Пермскому краю, Камское БВУ, федеральное бюджетное учреждение "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу", федеральное государственное учреждение "Камводэксплуатация".
3.4.4. Подготовка документов для государственной регистрации гидротехнических сооружений, являющихся государственной собственностью Пермского края или бесхозяйными.
Цель работы - разработка кадастровых паспортов ГТС, не имеющих собственника, для последующей постановки сооружений на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а также декларации безопасности и кадастровых паспортов ГТС, являющихся государственной собственностью Пермского края.
В рамках данного мероприятия разработаны кадастровые паспорта 35 ГТС прудов в 6 муниципальных районах Пермского края, а также декларация безопасности ГТС пруда в с. Путино Верещагинского муниципального района (собственность Пермского края).
Разработанные кадастровые паспорта направлены в администрации муниципальных районов для организации работы по постановке ГТС на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В результате с использованием разработанных паспортов органами местного самоуправления 5 муниципальных районов края поставлено на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 21 ГТС прудов, 4 ГТС в 2 муниципальных районах приняты в муниципальную собственность. По 7 ГТС в июне 2014 года планируется подать в суд документы о признании права муниципальной собственности.
3.4.5. Определение волны прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях.
В ходе выполнения работы определена волна прорыва при возможных авариях на 8 ГТС прудов и водохранилищ, рассчитаны и нанесены на электронные карты зоны возможного затопления в случае аварий на ГТС, составлены перечни объектов жилья, экономики, социальной инфраструктуры, попадающих в данные зоны (при подтверждении расчетами потенциальной опасности для объектов в нижних бьефах).
Результаты работы использованы для уточнения перечня потенциально опасных ГТС Пермского края, а также при подготовке документов, необходимых для выделения средств федерального бюджета на софинансирование капитального ремонта ГТС.
3.4.6. Инвентаризация гидротехнических сооружений Коми-Пермяцкого округа.
Проведена инвентаризация ГТС прудов (водохранилищ) и ГТС инженерной защиты на территории г. Кудымкара и 6 муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа. Выявлено и обследовано 6 берегоукрепительных сооружений и 141 ГТС прудов (водохранилищ), из которых в перечень потенциально опасных ГТС Пермского края по состоянию на 2 февраля 2014 года включено 3 гидроузла.
Сведения, полученные в результате инвентаризации, занесены в ГИС "Гидротехнические сооружения Пермского края" и используются при принятии управленческих решений органами местного самоуправления муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, Министерством общественной безопасности Пермского края, Главным управлением МЧС России по Пермскому краю, Камским БВУ.
3.4.7. Разработка схем пропуска воды в каскадах водохранилищ и прудов.
В рамках работы подготовлен регламент пропуска половодий и паводков для каскада из 6 прудов, расположенных в бассейне р. Сарс в районе п. Сарс, д. Малый Сарс и п. Октябрьский Октябрьского муниципального района (2 пруда на р. Сарс, 2 пруда на р. Малый Сарс, 2 пруда на р. Чад).
Для каждого из прудов каскада определены объемы при нормальном подпорном уровне, размеры притока к створу гидроузла с учетом влияния вышерасположенных ГТС, максимально допустимые уровни и максимальные расходы воды в нижних бьефах при пропуске половодий и паводков обеспеченностью 1, 5, 10 и 25 процентов. Разработаны предложения по взаимодействию между собственниками ГТС при пропуске половодий и паводков заданной обеспеченности.
Результаты работы переданы в администрацию Октябрьского муниципального района для использования собственниками ГТС при организации пропуска половодий и паводков.
3.4.8. Организация опытных участков апробации и внедрения методов активной защиты берегов водных объектов.
Цель - отработка параметров и технологии возведения активной (альтернативной применяемым пассивным методам) защиты населенных пунктов от вредного воздействия вод в натурных условиях с учетом природных особенностей береговой зоны, гидрологического режима водных объектов и типа инженерного сооружения.
В ходе выполнения работы в 2008 - 2009 годах организованы 2 опытных участка апробации методов активной защиты берегов Камского водохранилища в с. Слудка Ильинского муниципального района и с. Висим Добрянского муниципального района (созданы искусственные мысы с деревянными бунами).
В ходе выполнения работы ее финансирование за счет бюджета Пермского края было значительно сокращено, в связи с чем объемы работы также сократились, а конечные результаты не были достигнуты.
3.4.9. Создание реестра водных объектов, относимых к собственности Пермского края.
В рамках данной работы в целях реализации полномочий собственника предусматривалось выявление водных объектов (прудов, обводненных карьеров), которые в соответствии с водным законодательством могут относиться к собственности Пермского края.
В результате выполнения работы не выявлено водных объектов, относимых к собственности Пермского края в соответствии с критериями, установленными действующим водным законодательством.
3.4.10. Научно-техническое обоснование руслорегулирующих работ.
В 2008 году выполнено исследование целесообразности и необходимости проведения руслорегулирующих работ в целях предотвращения затопления, подтопления прибрежных населенных пунктов на 4 участках водотоков: на р. Барде в с. Бичурино Бардымского муниципального района, на р. Соснове в д. Желнино Большесосновского муниципального района, на р. Кунгурке и р. Юг в п. Юго-Камский Пермского муниципального района.
Результаты работ использованы для обоснования и защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов мероприятий, реализуемых за счет субвенций из федерального бюджета. В с. Бичурино на р. Барде дноуглубительные работы проведены в 2011 году. В 2013 году разработан проект дноуглубительных работ на р. Юг в п. Юго-Камский, который будет реализован в 2014 году. Проект дноуглубительных работ на р. Соснове в д. Желнино Большесосновского муниципального района планируется разработать после 2016 года. Проведение руслорегулирующих работ на р. Кунгурке признано нецелесообразным.
3.5. Информационно-издательская и просветительская деятельность
В рамках данного направления было запланировано 5 мероприятий, информация о финансировании и выполнении которых приведена в приложении 4.
За период реализации Программы:
подготовлены к изданию и изданы монографии "Геодинамика побережий водохранилищ Пермского края" и "Гидрология камских водохранилищ", которые переданы для использования в работе в Камское БВУ, библиотеку Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермскую государственную краевую библиотеку имени М. Горького;
обеспечена информационная поддержка II Международной научно-практической конференции "Современные проблемы водохранилищ" (2009 г.), в работе которой приняли участие представители органов государственной власти, организаций-водопользователей, научных и общественных организаций. В ходе конференции обсуждены проблемы в сфере водного хозяйства, результаты научных исследований и практических работ по охране, использованию водных ресурсов, предотвращению негативного воздействия вод;
организовано и проведено обучение 41 специалиста органов местного самоуправления, ответственных за эксплуатацию ГТС. Все обучившиеся получили аттестацию в области требований безопасности ГТС аттестационной комиссии Западно-Уральского управления Ростехнадзора;
обеспечена поддержка организации 2 конкурсов среди учащихся и молодежи "Чистая вода", которые направлены на активизацию деятельности общеобразовательных учреждений по дополнительному экологическому образованию учащихся, привлечение внимания школьников к проблемам состояния водных объектов и к участию в природоохранной работе. В 2009 и 2012 годах в конкурсах приняло участие 224 и 376 человек соответственно;
в целях освещения в средствах массовой информации проблем водохозяйственного комплекса Пермского края, а также информирования населения о проводимой работе по предупреждению негативного воздействия вод и обеспечению безопасности ГТС опубликовано 3 статьи в газетах "Капитал Weekly" (2012 г.), "Газета "Капитал" (2008 г., 2009 г.);
произведено тиражирование учебного пособия "Защитные и берегоукрепительные сооружения Пермского края", которое передано для использования в учебном процессе в Пермский государственный национальный исследовательский университет.
IV. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Для оценки эффективности реализации Программы были установлены целевые показатели, плановые и фактические значения которых приведены в приложении 5.
Результаты выполнения программных мероприятий свидетельствуют о том, что ряд установленных показателей эффективности к окончанию срока реализации Программы не достигнуты.
Не достигнуты плановые значения по 3 показателям: "протяженность построенных сооружений инженерной защиты", "протяженность капитально отремонтированных водохозяйственных сооружений" и "количество реконструированных и капитально отремонтированных потенциально опасных ГТС водохранилищ и прудов".
По первому из указанных показателей исполнение составляет 55%. Отклонение абсолютных значений показателя от планового на 1276 м обусловлено незавершенностью строительства берегоукрепительных сооружений в с. Крюково (910 м), п. Майкор (построено 339 м вместо 631 м) и п. Пожва (построено 227 м из 284 м), а также уменьшением на 17 м в процессе производства работ протяженности берегоукрепления в микрорайоне "Центральный" в с. Частые в связи со спрямлением трассы сооружения без изменения его начальной и конечной точек.
Показатель "протяженность капитально отремонтированных водохозяйственных сооружений" исполнен на 93% в связи с незавершением работ по ремонту защитной дамбы в д. Болотово Кунгурского муниципального района.
Показатель "количество завершенных реконструкцией и капитальным ремонтом потенциально опасных ГТС водохранилищ и прудов" исполнен на 73%. Отклонение связано с незавершением в 2012 году восстановления пруда на р. Лысьве в п. Зюкайка Верещагинского муниципального района, а также капитального ремонта 5 ГТС прудов: в с. В. Рождество Частинского муниципального района, с. Ленск Кунгурского муниципального района, п. Павловский Очерского муниципального района (2 этап), с. Новый Брод Чернушинского муниципального района, с. Сива Сивинского муниципального района.
В результате расходования в 2013 году остатков средств по Программе показатель "протяженность капитально отремонтированных водохозяйственных сооружений" исполнен на 100%, показатель "протяженность построенных сооружений инженерной защиты" - на 87%, показатель "количество завершенных реконструкцией и капитальным ремонтом потенциально опасных ГТС водохранилищ и прудов" - на 95%. Результаты реализации мероприятий Программы и исполнения ее показателей эффективности с учетом расходования в 2013 году неиспользованных остатков средств по Программе 2012 года справочно приведены в приложении 5.1 к отчету.
V. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей Программы и по территориям Пермского края
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов. Сведения о финансировании Программы по годам и источникам приведены в приложении 6 к отчету.
Общий объем финансирования Программы установлен в размере 852703,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 293740,6 тыс. рублей;
краевого бюджета - 443532,8 тыс. рублей;
местных бюджетов - 115429,6 тыс. рублей.
В ходе реализации мероприятий Программы всего израсходовано 787359,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 290809,9 тыс. рублей (99% плана по Программе);
краевого бюджета - 386437,8 тыс. рублей (87% плана по Программе);
местных бюджетов - 110112,2 тыс. рублей (95% плана по Программе).
В 2013 году в соответствии с Законом Пермского края от 19 декабря 2012 г. N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и постановлением Правительства Пермского края от 8 апреля 2013 г. N 211-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на 2013 год на реализацию краевой целевой программы "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы" на реализацию начатых программных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту водохозяйственных сооружений за счет остатков средств краевого бюджета по Программе в сумме 18868,1 тыс. рублей фактически использовано 18803,2 тыс. рублей.
Период исполнения Программы характеризовался кризисными явлениями в экономике, что обусловило неполную бюджетную обеспеченность Программы средствами краевого бюджета.
Бюджетные ассигнования краевого бюджета на реализацию программных мероприятий в 2009 - 2011 годах составляли около 60% от потребности по Программе, в 2012 году - 88%. Общий объем приостановления финансирования Программы в 2009 - 2012 годах законами о бюджете Пермского края составил 134161,3 тыс. рублей. Кроме того, в 2008 и 2009 годах произведена блокировка лимитов бюджетных обязательств в размере 10964,6 тыс. рублей и 7957,4 тыс. рублей соответственно.
Недостаточная бюджетная обеспеченность Программы явилась одной из основных причин сокращения количества и невыполнения ряда программных мероприятий, уменьшения объемов выполнения исследований и работ в области водных отношений, мероприятий в сфере информационно-издательской и просветительской деятельности. В ходе реализации Программы в нее неоднократно вносились изменения, одновременно с которыми финансовые показатели Программы в 2008 - 2010 годах в части средств краевого и местного бюджетов приведены к фактическим.
Информация о финансировании Программы за счет средств краевого бюджета и освоении выделенных лимитов бюджетных обязательств по годам реализации приведена в таблице 1.
Таблица 1
Финансирование Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств бюджета Пермского края и освоение выделенных лимитов бюджетных обязательств
тыс. рублей
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого 2008 - 2012 гг. |
Потребность по Программе (в редакции на соответствующий период) |
124 682,2 |
123 914,6 |
92 379,0 |
104 249,0 |
105 953,9 |
443 532,8* |
Бюджетные ассигнования согласно закону о бюджете на соответствующий финансовый год |
124 682,2 |
80 074,4 |
56 258,8 |
63 022,7 |
99 513,7, в том числе 6 534,4 - остатки 2011 года |
417 017,4 |
Лимиты бюджетных обязательств |
113 717,6 |
72 117,0 |
56 258,8 |
63 022,7 |
99 513,7 в том числе 6 534,4 - остатки 2011 г. |
398 095,4 |
Кассовый расход |
109 063,6 |
72 049,7 |
54 486,1 |
54 218,8 |
96 619,6** |
386 437,8 |
% освоения лимитов бюджетных обязательств |
95,9 |
99,9 |
96,8 |
86,0 |
97,1 |
97,1 |
В соответствии с информацией, приведенной в таблице 1, освоение выделенных на реализацию Программы лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета в разные годы составляло от 86% до 99,9%, а в среднем за 2008 - 2012 годы - 97,1%.
В структуре общих фактических затрат на реализацию Программы соотношение источников финансирования следующее:
федеральный бюджет - 36,9%;
краевой бюджет - 49,1%;
местный бюджет - 14%.
Исключительно за счет средств краевого бюджета финансировались исследования и работы в области водных отношений, информационно-издательская и просветительская деятельность, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт ГТС, находящихся в собственности Пермского края.
Мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту водохозяйственных объектов, заказчиками которых выступали органы местного самоуправления муниципальных образований края, финансировались за счет средств местных бюджетов и субсидий из краевого бюджета, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22 апреля 2008 г. N 78-п "О Порядке предоставления бюджетам муниципальных образований Пермского края субсидий из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий краевой целевой программы "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы".
Средства федерального бюджета на реализацию программных мероприятий предоставлялись в форме субсидий на капитальный ремонт ГТС, как бесхозяйных, так и находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в форме субсидий на софинансирование водохозяйственных объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы.
Невысокий удельный вес средств федерального бюджета в общей структуре затрат не реализацию Программы объясняется кризисными явлениями в экономике России, в связи с чем в 2008 - 2010 годах новые объекты капитального строительства к софинансированию за счет средств федерального бюджета Федеральным агентством водных ресурсов не принимались.
Информация о финансовых затратах в разрезе мероприятий Программы, исполнителей и территорий приведена в приложениях 1-4 к настоящему отчету.
------------------------------
* Согласно Программе в редакции Закона Пермского края от 9 июля 2012 г. N 70-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008 - 2012 годы".
** С учетом расходования в 2013 году остатков средств 2012 года в размере 18803,2 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.