Московский городской суд в составе судьи Лопаткиной А.С., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Белове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-757/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТОСТЕЛ" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2022 год под пунктом 23135 включено сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 649, 7 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 1), под пунктом 23178 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 684, 2 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, д. 99А (далее также Здание 2), под пунктом 23374 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 465, 4 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 3), под пунктом 23234 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 970, 7 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 4), под пунктом 23355 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 892, 3 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 5), под пунктом 9504 - нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 191 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ул. 2-я Пугачевская, д. 11 (далее также Здание 6), под пунктом 23058 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 120, 5 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 7), под пунктом 22847 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 93, 7 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 8), под пунктом 9775 - нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 102, 2 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ул. 1-я Энтузиастов, д. 3А (далее также здание 9), под пунктом 23065 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 119, 6 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 10), под пунктом 23108 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 312 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 11), под пунктом 23109 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 306, 8 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ул.
Нижегородская, д. 99 (далее также Здание 12), под пунктом 22680 - нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 267, 5 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 13), под пунктом 22811 - нежилое здание с кадастровым номером *, общей площадью 243 кв. м, расположенное по адресу: горо* (далее также Здание 14), под пунктом 23594 - сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 179, 5 кв. м, расположенное по адресу: * (далее также Здание 15).
В Перечень на 2021 год под пунктом 18633 включено сооружение с кадастровым номером *, общей площадью 2251, 2 кв. м, расположенное по адресу: город Москва, ул. Подольских Курсантов, вл. 7А. Это же здание включено в Перечень на 2022 год под пунктом 23222 (далее также Здание 16).
ООО "АВТОСТЕЛ", являясь собственником указанных нежилых зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 18633 Перечня на 2021 год, пункты 9504, 9775, 22680, 22811, 22847, 23058, 23065, 23108, 23109, 23135, 23178, 23222, 23234, 23355, 23374, 23594 Перечня на 2022 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что является собственником названных выше зданий, включённых в оспариваемые Перечни на 2021-2022 годы. Указанные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ООО "АВТОСТЕЛ", будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Снегирева А.И. требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление в оспариваемых редакциях подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года н а территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв. метров.
Как усматривается из материалов дела, ООО "АВТОСТЕЛ" принадлежат на праве собственности Здания 1-16.
Из письменных возражений и объяснений представителя административного ответчика следует, что здания включены в оспариваемые Перечни по виду разрешённого использования земельных участков, на которых они расположены, так как вид разрешённого использования земельных участков предполагает размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Этот критерий предусмотрен подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в юридически значимые периоды Здание 1 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "строительство и последующая эксплуатация автозаправочной станции стационарного типа".
Здание 2 располагалось на земельных участках: с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "заправка транспортных средств (4.9.1.1)"; с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация улично-дорожной сети"; с кадастровым номером * имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация улично-дорожной сети"; с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация стационарного автозаправочного комплекса"; с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "размещение автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений; размещение зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, а также обеспечивающих работу транспортных средств, размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения".
Здание 3 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли (1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".
Здание 4 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация стационарной автозаправочной станции".
Здание 5 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса (4.9.1.1)".
Здания 6, 7 располагались на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация автозаправочной станции стационарного типа с моечным постом".
Здание 8 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация автозаправочного комплекса".
Здания 9, 10 располагались на земельных участках: с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса (4.9.1.1)"; с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация улично-дорожной сети"; с кадастровым номером *, имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация улично-дорожной сети".
Здание 11 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация АЗС".
Здание 12 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация АЗС N 64".
Здание 13 располагалось на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания (1.2.5))".
Здания 14, 15 располагались на земельном участке с кадастровым номером *, имеющем вид разрешённого использования "под АЗС".
Здание 16 располагалось на земельном участке с кадастровым номером * имеющем вид разрешённого использования "эксплуатация стационарной автозаправочной станции".
Оценивая доводы Правительства Москвы о том, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, предполагает размещение на них объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, тем самым, предполагает размещение на них торговых центров (комплексов), суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают размещение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости, совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Приведённые выше виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены Здания 1, 2, 4-16, не соответствуют пунктам 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, в связи с чем, безусловно, не предусматривают размещение на них ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Довод Правительства о том, что виды разрешенного использования земельных участков с кодами 4.9.1.1 и 4.9.1.3 в соответствии с Классификатором N 540 предусматривают размещение на таких земельных участках объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, со ссылкой на положения Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", требования ГОСТа Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, а также на Перечень кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р, суд признает ошибочным в силу следующего.
Согласно Классификатору N 540 коды видов разрешенного использования 4.9.1.1 "заправка транспортных средств" и 4.9.1.3 "автомобильные мойки" отнесены к коду вида разрешенного использования 4.9.1 "объекты дорожного сервиса".
Вид разрешенного использования "объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) предполагает размещение зданий и сооружений дорожного сервиса.
К коду 4.9.1.1 отнесено: размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.
К коду 4.9.1.3 отнесено: размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.
Исходя из пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Классификатором N 540 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" (код 3.3), предусматривающий размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Также Классификатором N 540 предусмотрены такие виды разрешенного использования земельного участка, как: "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2); "рынки" (код 4.3); "магазины" (код 4.4); "общественное питание" (код 4.6), описание которых безусловно предусматривает размещение объектов торговли и общественного питания.
Учитывая изложенное, виды разрешенного использования по кодам 4.9.1.1 и 4.9.1.3 в соответствии с Классификатором N 540, предполагающие размещение объектов дорожного сервиса (в том числе магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания, автомобильных моек, которые предназначены для обслуживания участников дорожного движения по пути следования и в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ также отнесены к объектам дорожного сервиса), не предусматривают однозначно размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в значении, придаваемом данным нормативным правовым актом.
Доводы Правительства Москвы о том, что код 4.9.1.1 в соответствии с Классификатором N 540, предусматривающий размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса, относящийся к земельным участкам, на которых расположены Здания 5, 9, 10, находится в группе "Предпринимательство", следовательно, данные Здания правомерно включены в оспариваемые Перечни, суд находит несостоятельными, поскольку не всякая предпринимательская деятельность подпадает под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, не предусматривают размещения объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания в значении, придаваемом в описании видов разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3, "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" с кодом 4.2, "магазины" с кодом 4.4, "общественное питание" с кодом 4.6, описание которых безусловно предусматривает размещение объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания, суд приходит к выводу о незаконности отнесения Зданий административного истца к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость.
Также суд учитывает, что постановлением правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы. Согласно названным правилам землепользования и застройки Перечень и числовые обозначения - коды видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с пунктом 71 названного выше перечня видов разрешенного использования группировка видов разрешенного использования "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса" относится к группе видов разрешенного использования "объекты производственного назначения" и имеет код 4.9.1.1, который соответствует коду вида разрешенного использования земельного участка 4.9.1, предусмотренному названным выше классификатором видов разрешенного использования земельных участков, под которым указан вид разрешенного использования земельного участка с наименованием "объекты придорожного сервиса", имеющий следующее описание - "размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса".
Здание 3 расположено на земельном участке при множественности видов его разрешенного использования, когда один из таких видов предусматривает производственную деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)), а другой - объекты размещения торговли (1.2.5).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание 13 - "обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))". В данном случае в установленном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * приведены вид разрешенного использования, предусмотренный пунктом 4.9 Классификатора видов разрешенного использования, и не равнозначный ему, как по текстуальному, так и по смысловому содержанию, вид разрешенного использования, предусмотренный пунктом 1.2.5 Методических указаний. Данное обстоятельство свидетельствует о множественности установленных видов разрешенного использования земельного участка с правом использовать размещенное на нем здание (строение, сооружение) не только в качестве торгового (делового) центра.
Вышеприведённые виды разрешенного использования земельных участков, в пределах которых располагаются Здания 3 и 13, свидетельствуют о наличии неопределенности относительно возможности применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при включении зданий в оспариваемые Перечни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Здания 3 и 13 не могли быть включены в оспариваемый Перечень на 2022 год только по виду разрешённого использования земельных участков без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Из материалов дела усматривается, что в отношении спорных зданий не проводились мероприятия по определению вида их фактического использования, акты Госинспекции по недвижимости, ГБУ "МКМЦН" не составлялись.
Суд отмечает, что Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1).
Из материалов дела видно, что площадь Зданий 1-15 составляет менее 1000 кв.м, что не позволяет отнести их к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций". Следовательно, акт Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в целях установления обстоятельств фактического использования зданий, площадь которых составляет менее 1000 кв. м для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не может иметь правового значения.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые Перечни на 2021 -2022 годы, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения зданий административного истца в Перечни на 2021 -2022 годы не представлено.
Представленные Правительством Москвы, в подтверждение своих возражений на заявленные требования, сведения из сети "Интернет", автоматизированной информационной системы координации работы органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению поступления в бюджет города Москвы доходов от отдельных видов налогов и сборов не могут быть приняты во внимание, поскольку из них не усматривается, используются ли фактически помещения, расположенные в зданиях, какой площади и в каких целях, а также когда и кем были размещены объявления в сети "Интернет".
Таким образом, включение спорных зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия налоговому законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, приведёнными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признаёт этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Учитывая изложенное, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца подлежат признанию недействующими с 1 января 2021 года пункт 18633 Перечня на 2021 год, с 1 января 2022 года пункты 9504, 9775, 22680, 22811, 22847, 23058, 23065, 23108, 23109, 23135, 23178, 23222, 23234, 23355, 23374, 23594 Перечня на 2022 год.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу ООО "АВТОСТЕЛ" возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АВТОСТЕЛ" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункт 18633 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2022 года пункты 9504, 9775, 22680, 22811, 22847, 23058, 23065, 23108, 23109, 23135, 23178, 23222, 23234, 23355, 23374, 23594 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "АВТОСТЕЛ" в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Настоящее решение суда изготовлено в окончательной форме 18 марта 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.