Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Косинского муниципального района
(утв. Постановлением Главы Косинского муниципального района от 20 марта 2015 г. N 125)
I. Общие положения
1.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав города Косинского муниципального района (далее - комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
1.2. Персональный состав комиссии утверждается постановлением главы Косинского муниципального района Пермского края.
1.3. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона Пермской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", иных нормативных правовых актов Пермской области, Пермского края, Устава муниципального образования "Косинский муниципальный район" и настоящего Положения.
1.4. Финансовое обеспечение передаваемых муниципальному образованию "Косинский муниципальный район" государственных полномочий по образованию комиссии и организации ее деятельности осуществляется посредством выделения бюджету Косинского муниципального района субвенций, размер которых устанавливается в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, с учетом нормативов, определенных Законом Пермского края от 19.12.2006 N 44-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности", и прилагаемой к нему Методики расчета объема субвенций, необходимых органам местного самоуправления на выполнение государственных полномочий по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности.
1.5. Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности комиссии осуществляется сектором по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
II. Принципы деятельности комиссии
2.1. Деятельность комиссии основывается на принципах:
законности;
гуманного обращения с несовершеннолетними и их законными представителями;
индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
поддержки семьи с несовершеннолетними детьми, взаимодействия с ней или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
государственной поддержки деятельности в Пермском крае органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае;
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
гласности;
коллегиальности и равноправия ее членов;
единства системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
демократизма.
III. Задачи комиссии
3.1. Основными задачами комиссии являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
IV. Компетенция комиссии
4. Для решения возложенных задач комиссия:
4.1. Организует осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
4.2. Утверждает межведомственные программы и координирует проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекает социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролирует их выполнение.
4.3. Принимает участие в установленном действующим законодательством порядке в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность, а также в разработке и реализации
целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение условий жизни, охрану здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролирует в пределах своей компетенции реализацию этих программ.
4.4. Выявляет и анализирует причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяет меры по устранению указанных причин и условий.
4.5. Регулярно информирует образовавший ее орган и Земское Собрание Косинского муниципального района о состоянии работы о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
4.6. Ведет прием и рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних, а также по иным вопросам, решение которых входит в компетенцию комиссии.
4.7. Обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь.
4.8. Ведет учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях комиссии.
4.9. Ежегодно обобщает полученные данные и результаты анализа деятельности комиссии.
4.10. Подготавливает заключения, предложения и вносит их в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
4.11. Взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
4.12. Содействует:
4.12.1. внедрению эффективных современных технологий в деятельность субъектов профилактической работы;
4.12.2. просвещению и информированию несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в области их прав и обязанностей и способов их осуществления.
4.13. Организует работу:
4.13.1. по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4.13.2. по выявлению и применению законных мер воздействия в отношении родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
4.13.3. по применению в отношении несовершеннолетних мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Пермской области и Пермского края;
4.13.4. по проведению с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, реабилитации по программам современных эффективных технологий;
4.13.5. с попечительским советом и администрацией воспитательной колонии по вопросам профессиональной ориентации, профессионального образования осужденных несовершеннолетних и жизнеустройства освободившихся из воспитательных колоний, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием; обеспечивает оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
4.14. Принимает меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4.15. Обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
4.16. Оказывает содействие, с согласия родителей, иных законных представителей, прокурора, в подготовке материалов, представляемых в суд, по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4.17. Вносит предложения в органы опеки и попечительства и другие органы, на которые законодательством возложены функции оказания государственной помощи, о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
4.18. Принимает решения:
4.18.1. о проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетними государственными, муниципальными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;
4.18.2. о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
4.18.3. о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет.
4.19. Рассматривает:
4.19.1. дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями, иными законными представителями либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Пермского края об административной ответственности к компетенции комиссии;
4.19.2. информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссии;
4.19.3. представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об отчислении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4.20. Дает совместно с соответствующей Государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
4.21. Применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
4.22. Подготавливает и направляет в органы государственной власти Пермского края в порядке, установленном законодательством Пермского края, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования "Косинский муниципальный район".
4.23. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
V. Права комиссии
5. Комиссия имеет право:
5.1. Пользоваться в установленном порядке государственными информационными ресурсами и информационными системами Пермского края.
5.2. Запрашивать и получать на безвозмездной основе от муниципальных органов управления, организаций и учреждений, находящихся на территории Косинского муниципального района, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для осуществления своих полномочий сведения и информацию.
5.3. Приглашать на заседания комиссии несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей, граждан, представителей организаций и учреждений, должностных лиц, специалистов, получать от них объяснения, в том числе в письменном виде, и другую информацию по вопросам, возникающим в процессе осуществления своих полномочий.
5.4. Применять меры воздействия к несовершеннолетним, их родителям, иным законным представителям либо к другим лицам, предусмотренные статьями 12, 13, 14 Закона Пермской области от 05.09.2005 N 2441-539 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
5.5. Для осуществления своих полномочий посещать учреждения и организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их права на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных конституционных прав независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
5.6. Осуществлять контроль за:
5.6.1. выполнением федерального законодательства и законодательства Пермской области и Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних органами управления и учреждениями (организациями), входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводить обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
5.6.2. условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, за обращением с несовершеннолетними в учреждениях (организациях) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за состоянием воспитательной и профилактической деятельности в данных учреждениях (организациях);
5.6.3. условиями содержания, обучения и воспитания несовершеннолетних в специальных учреждениях для несовершеннолетних уголовно-исполнительной системы и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого и открытого типа органов управления образованием;
5.6.4. соблюдением законодательства при отчислении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
5.6.5. соблюдением законодательства администрациями организаций, предприятий, учреждений в сфере трудовой деятельности несовершеннолетних.
5.7. Составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и Пермского края.
5.8. В пределах своей компетенции давать официальные разъяснения, вести переписку и иметь бланки со своим наименованием, печать, штамп.
VI. Статус, права и обязанности комиссии
6.1. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты Земского Собрания Косинского муниципального района, а также другие заинтересованные лица.
6.2. Председатель комиссии:
осуществляет руководство деятельностью комиссии;
председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
утверждает повестку заседания комиссии;
назначает дату заседания комиссии;
представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления, иных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности на территории муниципального образования "Косинский муниципальный район", Пермского края и за пределами территории Пермского края;
дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии и иные документы от имени комиссии;
обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пермского края;
несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермской области и Пермского края.
6.3. Заместитель председателя комиссии:
выполняет поручения председателя комиссии;
исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
обеспечивает контроль за:
исполнением постановлений комиссии;
своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
6.4. Ответственный секретарь комиссии:
осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
отвечает за ведение делопроизводства комиссии;
оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
6.5. Члены комиссии.
Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
вносят предложения:
об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
выполняют поручения председателя комиссии.
6.6. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.
6.7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
6.8. На заседании комиссии председательствует ее председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.
6.9. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
6.10. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем комиссии. Решения комиссии подписываются председательствующим на заседании комиссии.
6.11. Решения комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:
наименование комиссии;
дата;
время и место проведения заседания;
сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
содержание рассматриваемого вопроса;
выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
6.12. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.
6.13. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Неисполнение постановлений комиссии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
6.14. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
6.15. Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
VII. Меры воздействия, применяемые комиссией
7.1. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
7.1.1. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетнего с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им правонарушения, особенностей его возраста, социального положения и поведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и может применить к нему следующие меры воздействия:
обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
объявить предупреждение;
наложить на несовершеннолетнего штраф согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательству Пермского края об административных правонарушениях;
направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них с согласия родителей или иных законных представителей, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;
в случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно законодательству Российской Федерации, наступает уголовная ответственность или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, ходатайствовать перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, наложить иное административное взыскание.
7.2. О вынесенном решении, о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения комиссия извещает подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и иные органы и учреждения, представившие материалы на рассмотрение комиссии.
7.3. В случае необходимости комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный наркологом, психиатром, психологом и другими специалистами.
7.4. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.
VIII. Меры воздействия, применяемые комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних либо к другим лицам
8.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и защите прав несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссия может применять следующие меры воздействия:
8.1.1. назначить административное наказание, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Пермского края об административных правонарушениях;
8.1.2. при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном изъятии несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
8.1.3. обратиться в суд с заявлением:
об ограничении или о лишении родительских прав в случае, если будет установлено злоупотребление этими правами или злостное уклонение от обязанностей по воспитанию детей в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
8.2. В случаях рассмотрения дел, отнесенных к компетенции комиссии в отношении других лиц, комиссия применяет к ним меры воздействия, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами Пермской области и Пермского края.
8.3. При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд, иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.
IX. Меры, принимаемые комиссией по устройству несовершеннолетних
9.1. Комиссия совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведет персональный учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорных, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, оставивших образовательные организации, неработающих, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо учреждений уголовно-исполнительной системы, а также других детей, нуждающихся в помощи государства, принимает меры по их устройству.
В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождение из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту жительства родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно, в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях комиссия обращается в отдел опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и нормативными правовыми актами Пермской области и Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.2. Решения комиссии, основанные на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в органы и учреждения:
9.2.1. образования - для устройства в общеобразовательные организации, в том числе осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, профессиональные образовательные организации, специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
9.2.2. социальной защиты населения - для устройства в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
9.2.3. здравоохранения - для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, а также для лечения других выявленных заболеваний;
9.2.4. занятости населения - для оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке.
X. Порядок рассмотрения материалов (дел) комиссией
10.1. Комиссия рассматривает материалы (дела):
10.1.1. по заявлению несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
10.1.2. по собственной инициативе;
10.1.3. по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений образования, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений;
10.1.4. по ходатайству работодателей;
10.1.5. по представлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
10.1.6. по заявлению граждан.
10.2. Комиссия рассматривает материалы (дела) в отношении несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей и других лиц.
10.2.1. В отношении несовершеннолетних:
совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно закону наступает уголовная ответственность;
совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной статьями 2.3, 22.1, 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
допустивших антиобщественные проявления (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психоактивных веществ, бродяжничество);
уклоняющихся от учебы, не имеющих основного общего образования.
10.2.2. В отношении родителей или иных законных представителей и других лиц - в случаях и порядке, определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законодательством Пермского края об административных правонарушениях.
10.3. Материалы (дела), поступившие в комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии:
10.3.1. в процессе предварительного изучения поступивших материалов (дел) определяется:
относится ли рассмотрение данных материалов (дел) к компетенции комиссии;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного материала (дела) одним из членов комиссии;
имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение материалов (дел);
необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также истребования дополнительных материалов (дел);
целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел);
имеются ли ходатайства или отводы;
10.3.2. предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления;
10.3.3. по результатам предварительного изучения материалов председатель комиссии или его заместитель разрешают следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
о назначении времени и места рассмотрения материалов (дел);
об извещении о дате и месте заседания комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;
об отложении рассмотрения материалов (дел);
о возвращении поступивших материалов, если их рассмотрение не отнесено к компетенции комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы (дела) органом;
о проведении проверки сведений, содержащихся в материалах (делах), или поручении ее проведения соответствующим специалистам, о назначении экспертизы;
о рассмотрении ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
о принятии мер воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов (дел);
о проведении реабилитационных программ специально подготовленными специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении несовершеннолетнего и продлении срока для итогового рассмотрения материала (дела);
об обращении в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;
о принятии мер по обеспечению явки несовершеннолетнего, а также его родителей или иных законных представителей, других лиц на заседание комиссии.
10.4. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, либо другие лица, чьи материалы (дела) рассматривает комиссия, адвокат имеют право ознакомиться с материалами (делами), подготовленными комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами (делами) разъясняется им в повестке о вызове на заседание комиссии.
10.5. Сроки рассмотрения материалов (дел) об административных правонарушениях определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по материалам (делам), не относящимся к административным правонарушениям, ведется не более одного месяца.
10.6. Заседания комиссии являются, как правило, открытыми:
10.6.1. в случае необходимости комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, материалы (дела) о которых рассматриваются;
10.6.2. в целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов (дел), может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания;
10.6.3. материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы (дела) об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, комиссия рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
10.6.4. материалы (дела) об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, рассматриваются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Пермского края об административных правонарушениях.
10.7. Адвокат допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию комиссии.
При необходимости или по просьбе адвоката могут быть вызваны потерпевший, свидетели, эксперт или иное лицо, чье участие целесообразно для всестороннего, полного и объективного рассмотрения материала (дела).
10.8. В начале заседания комиссии председательствующий объявляет, какие материалы (дела) подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого рассматриваются ходатайства или отводы, оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы (дела), а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства или отводы по существу рассматриваемых материалов (дел) могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов (дел), а также лицами, обратившимися в комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, или их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств или отводов заносятся в протокол заседания комиссии.
10.9. Член комиссии не может участвовать в рассмотрении материалов (дел) в случае, если он является родственником лица, в отношении которого рассматриваются материалы (дела), потерпевшего, законного представителя лица, а также в случаях, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.
При наличии данных обстоятельств член комиссии обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю комиссии.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе выносится определение комиссии об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
10.10. При рассмотрении материалов (дел), предусмотренных подпунктом 10.2.1 настоящей части, комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и социальной реабилитации несовершеннолетнего.
10.11. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего комиссия, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
10.12. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.
10.13. На время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы (дела), комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания комиссии.
10.14. В случае применения реабилитационных программ в отношении несовершеннолетнего до заседания комиссии социальный работник, проводивший эту работу, докладывает о ее результатах на заседании. Результаты работы с несовершеннолетним по реабилитационной программе принимаются во внимание при рассмотрении дела в отношении его.
10.15. На заседании комиссии ответственный секретарь комиссии ведет протокол, в котором указываются:
наименование комиссии;
дата и место заседания комиссии;
фамилия и инициалы председательствующего и ответственного секретаря;
персональный состав комиссии;
фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей;
сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
содержание рассматриваемых материалов (дел);
объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов (дел);
документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов (дел);
сведения о принятии и оглашении на заседании комиссии принятого постановления, определения или представления;
сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления, определения или представления.
10.16. Протокол о рассмотрении материала (дела) об административном правонарушении составляется в соответствии со статьей 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
XI. Акты, принимаемые комиссией
11.1. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает постановления, выносит определения и представления.
11.2. В целях решения вопросов, относящихся к компетенции комиссии, принимаются постановления:
по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, представлений органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
11.3. Комиссия вправе выносить определения и постановления в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.4. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав интересов.
11.5. Постановления комиссии.
11.5.1. В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимаются постановления, направленные:
на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
на социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
на выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
11.5.2. По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности,
информации работодателей комиссия принимает постановление, в котором содержится одно из следующих решений:
применить меры воздействия, предусмотренные пунктом 7.1 раздела VII, пунктами 8.1, 8.2 раздела VIII настоящего Положения;
прекратить рассмотрение материалов (дел) (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
отложить рассмотрение материалов (дел) и провести дополнительную проверку;
направить материалы (дела) в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.
11.5.3. В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законодательством Российской Федерации интересов несовершеннолетнего помимо обязательных пунктов, предусмотренных пунктом 6.11 раздела VI настоящего Положения, указываются:
сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (ФИО, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы);
обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов (дел);
мотивированное решение, принятое комиссией;
доказательства, на основании которых принято решение;
нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за противоправное деяние либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;
сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.
11.5.4. Постановление оглашается на заседании комиссии и вступает в силу со дня его принятия.
11.5.5. Копия постановления комиссии или выписки из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается или высылается физическому лицу или его законному представителю, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
11.5.6. Постановление по делу об административном правонарушении составляется в соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.5.7. Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение его копии производится на основании статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.6. Представление комиссии.
11.6.1. Комиссия в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов, вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующее представление о принятии мер.
11.6.2. Должностные лица органов и организаций, указанных в подпункте 11.6.1 настоящей части, в течение месяца со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
11.7. Непринятие мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
XII. Обжалование актов комиссии
12.1. Акты, принимаемые комиссией по рассмотренным материалам (делам), могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
12.2. Акты, принятые комиссией, а также действия (бездействие) комиссии в связи со случаями нахождения несовершеннолетних в социально опасном положении, жестокого обращения с детьми, гибели детей, причинения вреда их здоровью, физическому, психическому и нравственному развитию могут быть обжалованы в краевой комиссии любым заинтересованным лицом, причастным к данным обстоятельствам или процессу их рассмотрения в комиссии, если иной порядок обжалования не установлен законодательством Российской Федерации. Порядок рассмотрения таких жалоб и виды решений по ним утверждаются постановлением краевой комиссии.
XIII. Рассмотрение комиссией обращений (жалоб)
13.1. При рассмотрении обращения (жалоб) несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей комиссия руководствуется требованиями законодательства Российской Федерации.
13.2. Получив обращение (жалобу), комиссия вправе:
принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
передать обращение (жалобу) в государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, к компетенции которых относится разрешение обращения (жалобы) по существу;
разъяснить заявителю правовые нормы, которые тот может использовать для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов.
13.3. При рассмотрении обращения (жалобы) комиссия обязана предоставить возможность государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
13.4. Комиссия не вправе передавать полученное обращение (жалобу) или поручать проверку государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, организациям, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
13.5. О результатах рассмотрения обращения (жалобы) комиссия обязана известить заявителя письменно в месячный срок.
XIV. Контроль за деятельностью комиссии
Контроль за деятельностью комиссии осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.